Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 3






1. По степени ограничения конкуренции

- совершенная конкуренция,

- монополистическая конкуренция,

- олигополия,

- монополия

Рынок совершенной конкуренции – рынок, на котором действует большое количество мелких фирм, реализующих мелкую продукцию. Доля каждого продавца на рынке мала и он не может существенно влиять на цену.

Рынок монополистической конкуренции – рынок характеризующийся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию. (товар удовлетворяет одну и ту же потребность, но имеет качественные отличия.)

Рынок олигополии – рынок нескольких крупных продавцов каждый из которых имеет большое влияние на количество и цену товара. Продавцы стремятся объединиться.

Монопсония – рынок, на котором присутствует один покупатель.

Рынок монополии – рынок, на котором действует только один продавец. Учитывая спрос на товар, устанавливают цену.

Естественная монополия – это такое предприятие, которое удовлетворяет рыночный спрос с меньшими издержками чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой предприятий.

Причины возникновения монополистических объединении, их формы. Монополия в условиях рыночной и командной систем. Антимонопольное

законодательство.

Необходимость монополистических объединений порождена стремлением сохранять и увеличивать прибыли при резко обострившейся конкуренции предприятий-гигантов; такая конкуренция опасна: длительная, дорогостоящая, разорительная может привести к гибели фирмы.

Формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Монополия в условиях рыночной экономики базируется на собственной экономической мощи, потеря которой приводит к банкротству.

Монополия в командной экономике:

1. Базируется на административной мощи, нередко прикрывающей ее слабость в экономике. С помощью министерских дотаций существуют убыточные и малорентабельные (с малой доходностью) монополии (за счет средств высокорентабельных производств).

2. Имеет всеобъемлющий характер (трехзвенная система монополизма):

1-е звено – монополизм государства (на все формы собственности, на ресурсы и продукцию, на рабочие места, на доходы и т. д.).

2-е звено – ведомственный монополизм, основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей товаров и передачи их управляющим структурам.

3-е звено – монополизм крупнейших предприятий соответствующих отраслей.

Антимонопольное законодательство призвано устранить (смягчить) отрицательные последствия монополизма с подощью следующих мер:

- установление пределов контроля рынка одной фирмой (в процентах; например; каждая фирма в отрасли по закону не имеет права выпускать более, чем 35% продукцию данной отрасли);

- запрещение применения принудительных условий в договорах со смежниками, с покупателями;

- запрещение соглашений по ценам фирм данной отрасли;

- запрещение соглашений между фирмами, по разделу рынков,

- запрещение создания препятствий в доступе на рынке,

- и т. д.

В случае неисполнения предусмотренных законом мер, фирмы-нарушители подвергаются штрафам, изъятиями прибыли и т. п. (вплоть до ликвидации фирмы). Сущность антимонопольных мер (демонополизации) заключается не в уничтожении крупного производства, а в поддержке конкуренции.

Чистая монополия. Барьеры вхождения в отрасль.

• Монополия – это исключительное право на обладание чем-либо (от греческих слов «монос» - один, «палео» - продаю => единственный продавец).

Экономическая монополия – это господствующее положение на рынке, реализуемое в • форме получения сверхприбыли.

Для чистой монополии характерно: наличие одного продавца

наличие уникального (нет близких заменителей) товара вход в отрасль для других фирм блокирован значительный контроль над ценой со стороны монополиста

• Барьеры вхождения в отрасль:

1 Естественные (т. е. обусловленные спецификой отрасли), в том числе:

1.1 Барьеры, связанные с особыми природными условиями, уникальными природными ресурсами (редкими, свободно не воспроизводимыми), что позволяет единственному продавцу диктовать цены на рынке и извлекать сверхприбыль. Примеры: уникальные лечебнице на Мертвом море, плодородные земли под виноградники в провинции Шампань (: => производство истинного «Шампанского»).

1.2 Барьеры, связанные с тем, что в некоторых отраслях нерационально наличие более, чем одной фирмы (это явление характерно для так называемых «локальных» монополий в небольшом городе нерационально строить несколько параллельных линий электропередач, водопровода, телефонных сетей и т. п.). В указанных отраслях присутствует «эффект экономии на масштабах производства»: издержки на единицу продукции в долгосрочном периоде снижаются при расширении производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя и большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут малы, а следовательно, будут выше издержки на единицу продукции, что снизит прибыль фирм.

• Естественные монополии не подлежат демонополизации, хотя возможно некоторое

их регулирование со стороны государства.

2 Искусственные, специально созданные фирмой, в том числе:

2.1 Юридические барьеры (патенты, лицензии, авторские права) – это не экономические барьеры => возникает закрытая (правовая) монополия, законодательно зашищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Примеры: фирмы Ксерокс Поляроид, Дженерал моторе, Дженерал электрик;

государственная монополия на выпуск денег, военной техники и т. д.

1. Криминальные барьеры – это не экономические барьеры => возникает закрытая монополия, защищаемая, незаконными методами (физическое насилие, шантаж и т.п.)

Искусственные монополии обычно регулируются государством.

 

Монопольная цена и ее границы. Ценовая дискриминация. Последствия монополии. Монополия и НТП

- Экономическая монополия – это господствующее положение на рынке, реализуемое в форме получения сверхприбыли. Монополист (единственный продавец в отрасли) может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства. Монопольная цена обычно выше, чем в условиях обычной конкуренции, т. к. у фирмы есть рыночная власть. При тех же затратах на производство монопольно – высокая цена дает избыток прибыли сверх средней прибыли в условиях конкуренции. При этом количество продаваемых товаров может снижаться.

- Границы монопольной цены определяются степенью рыночной власти монополии.

- Верхняя граница цены устанавливается таким количеством производимой продукции, чтобы предельные издержки были равны отдельному доходу; в этом случае все равно получает максимальную прибыль. Этот вариант предпочтет монополия. Идущая на риск получить конкурентов (соблазненных такими высокими прибылями и пришедшими из других отраслей), поскольку имеет какое либо преимущество, по сравнению с новыми продавцами

- Нижняя граница цены устанавливается таким количеством выпускаемой продукции, когда средние издержки выше средней выручки (в этом случае производство прекращается)

- Цена, не приносящая дополнительной прибыли сверх нормальной (средней прибыли фирм в условиях конкуренции), устанавливается монополией, желающей полностью исключить возможность потенциальной конкуренции

- Монополист имеет возможность осуществлять ценовую дискриминацию ( есть устанавливать на один и тот же товар различные цены), когда он продает товар, для которого дальнейшая перепродажа трудна или невозможна, и когда монополист может легко выделять покупателей в отдельные классы, каждый из которых имеет разную готовность или способность платить за товар. Для каждого такого класса монополист продает такое количество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка.

- К ценовой дискриминации особенно восприимчивы отрасли услуг (перевозки, юридические и медицинские услуги, связь и т. д.)

- Пример: телефонная компания (= естественная монополия) устанавливает более низкие тарифы в вечерне время или в выходные дни, рассчитывая, что этим воспользуются малообеспеченные граждане (студенты, пенсионеры и т. д.), которые в противном случае вообще могли бы не звонить (и компания бы недополучила прибыль).

- Последствия монополии:

-Монополия производит продукции меньше конкурентного оптимума, а продает ее по более высокой цене, следовательно, страдает потребитель.

- Усиливается неравенство доходов

- Возможно снижение качества выпускаемой продукции

- Возможно снижение эффективности производства (поскольку при отсутствии конкурентов нет необходимости заботиться о снижении издержек производства и рациональном использовании ресурсов)

- Возможен застой в технике

- Коррупция

Таким образом, с монополизмом необходимо бороться.

Монополия и НТП.

Моровая практика знает примеры и того, что монополия тормозит НТП (т.к. при отсутствии конкурентов нет стимула внедрять новую технику и таким образом снижать затраты на производство, увеличивать тем самым прибыль, выигрывать у соперников), и того, что монополия ускоряет НТП (поскольку у монополий больше финансовых средств, которые можно вложить в покупку дорогостоящей новой техники, разработку новой продукции и нового оборудования). Таким образом, влияние монополии на НТП неоднозначно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.