Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды государственных предприятий
5. Прибыль. Издержки: внутренние, постоянные и переменные. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Условия максимизации прибыли и выхода из бизнеса. Соединив ресурсы и произведя продукцию, фирмы реализуют ее на рынке и получают валовой (общий) доход (или суммарную выручку TR). Валовой доход TR= цена товара(P) x количество товара(Q). Доход также характеризуют такие понятия как: - средний доход (AR= поступления от продажи единицы продукции) - предельный доход (MR= изменение валового дохода при продаже дополнительной единицы продукции = дополнительный доход от дополнительной единицы продукции). Однако целью фирмы и одновременно показателем ее эффективности является не валовой, а чистый доход = прибыль (R= разница между валовым доходом и издержками (затратамиTC) на производство продукции). Фирма получает положительную прибыль, если валовой доход > издержек (иначе убыток). Приобретая на рынке ресурсы (факторы производства), фирмы несут издержки. Издержки (затратыTC), которые очевидны и фиксируются фирмой в собственных бухгалтерских отчетах, называются внешними (= явными). Это денежные (реально оплаченные) издержки: денежная зарплата, затрата на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, покрытие износа оборудования, арендная плата и т. д. Но, когда ресурсы не продаются на рынке, имеют место внутренние (= неявные, скрытые) издержки, например, издержки, связанные с расходами рабочего времени собственника предприятия или издержки использования для производства здания, это затраты времени и капитала владельцев фирмы. Они измеряются тем доходом, который владельцы фирмы могли бы получить, затратив свое время и капитал на другой привлекательный вид деятельности. Это издержки упущенных возможностей = внутренние издержки. Так как они не связаны с прямыми денежными платежами, то и не учитываются бухгалтерией. Внешние издержки + внутренние издержки = валовые (TC= общие) издержки. По характеру связи с объемом производства различают постоянные и переменные издержки. Постоянные (FC) не зависят от объема производства: издержки на здания, оборудование Переменные (VC)- меняются вместе с объемом выпускаемой продукции: затраты на сырье, материалы, зарплата и т. п. Постоянные издержки + переменные издержки = валовые издержки. Существует еще 2 важных понятия, связанные с издержками: а) средние издержки ATC= валовые издержки: объем продукции. Б) средние издержки = средние постоянные издержки (AFC) + средние переменные издержки (AVC). Предельные издержки MR = изменение валовых (общих) издержек при увеличении производства на 1 единицу продукции. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (расчетная) прибыль = валовой доход – внешние издержки. Экономическая (чистая) прибыль (Э.П.) = валовой доход – валовые издержки = валовой доход – (внешние + внутренние издержки). Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек (что больше характерно для малого бизнеса). Таким образом, бухгалтерская прибыль недооценивает издержки производства и переоценивает реальную прибыль. Обычно фирма ставит перед собой цель – достижение максимальной прибыли (хотя существуют и иные мотивы поведения фирм). Условие максимизации прибыли: прибыль фирмы будет расти до тех пор, пока предельный доход больше предельных издержек. Когда предельный доход – предельным издержкам, фирма достигает максимально возможной прибыли: произведенный при этом объем продукции будет оптимальным (MR=MC). Условия выхода из бизнеса: фирма покидает данный рынок когда средние переменные издержки (AVC) больше цены. 6. Спрос и предложение совершенно конкурентной фирмы. Покажем как фирма работающая на рынке совершенной конкуренции выбирает оптимальный объем выпуска, если целью ее деятельности является максимизация прибыли. Сначала рассмотрим как на графике изображается кривая спроса на товар на рынке совершенной конкуренции. Одним из основных признаков рынка совершенной конкуренции является то, что фирмы производят и продают стандартизированную продукцию, т.е. товары, выпускаемыми фирмами абсолютно идентичны по своим свойствам и качеству. Стандартный продукт одной фирмы, на рынке совершенной конкуренции можно легко заменить на точно такой же продукт другой фирмы. Спрос на стандартные товары абсолютно эластичный по цене. Это связано с тем, что любое незначительное повышение цены на стандартный товар одной фирмой вызовет сокращения спроса на него до нуля, т.к. на этом рынке можно легко найти такой же товар у множества других фирм, которые цену не повысили. Поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы – это горизонтальная линия. Р Кривая спроса (она же кривая предельной выручки) D = MR Q Кривая спроса на рынке совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной выручки так как MR – это изменение общей выручки в результате изменения объема продаж на одну единицу. Если фирма может продать дополнительную единицу продукции без снижения цены, то ее общая выручка увеличиться как раз на величину равную цене. MR = D TR/DQ =TRj-TRj-1/ Qj-Qj-1 = P*Qj –P*Qj-1/Qj – Qj-1=P* (Qj – Qj-1)/Qj – Qj-1 = P*DQ/DQ = P Теперь рассмотрим, как выглядит на графике кривая предложения фирмы. Так как фирма работает на рынке совершенной конкуренции, то цена единицы продукции не зависит от объема выпуска фирмы, фирма сама не может устанавливать цену на товар, в зависимости от того, какое количество товара она хотела бы выпускать. Она принимает рыночную цену как заданную (Р – постоянная величина) и уже согласуясь с ней, определяет оптимальный объем выпуска. Координаты от 3 ед до 11 единиц это изображена кривая предложения.
TR = Р*Q результаты в третьей колонке MR = D TR/DQ результаты в четвертой колонке MC = D TС/DQ результаты в шестой колонке П = TR-TC Р MC D=MR Q
|