Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории и практике






Леонтьева М.Р. определяет самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта, предшествующих поколений за счет и посредством внутренних и душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание включает такие умения личности как: самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль. Воронов В.В. описал самовоспитание как сознательную, целенаправленную самостоятельную деятельность, ведущую к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

В то время как в Большой российской энциклопедии самовоспитание характеризуется как систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание – составная часть воспитания и всего процесса развития людей.

Осипов П.Н. дает ряд определений самовоспитания, во- первых, это управление личностью, т.е. саморазвитие; во-вторых, самовоспитание- это процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли; в-третьих, самовоспитание-

это высшая форма саморазвития человека.

Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. рассмотрели самовоспитание как целеустремленную, активную деятельность преподавателя высших учебных заведений, направленную на

формирование и совершенствование у себя положительных качеств.

Все авторы подчеркивают тесное неразрывное единство самовоспитания и воспитания, поэтому в изложении форм, методов, приемов организации воспитания и самовоспитания

наблюдается их смешение, повторение, перенос из одного элемента воспитания в другой. Механизм же этих процессов, их структура, принципы остаются не до конца раскрытыми.

Личностный подход к непрерывному профессионально- личностному воспитанию и самовоспитанию преподавателя учитывает в отличие от вышеизложенных: целостность личности преподавателя, а, следовательно, неразрывное единство самовоспитания и воспитания; тесную взаимосвязь образования и самообразования; доминирующую роль воспитания и самовоспитания в процессе подготовки преподавателей.

Реализация такого подхода приводит к возможности успешного формирования творческой личности педагога, в системе высшего образования.

В рамках данного подхода, под воспитанием и самовоспитанием понимается достижение личностью такого уровня работы над собой, как педагогической компетентности,

профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а также активности поведения. С другой точки зрения самовоспитание определяется как непрерывный процесс формирования и развития личности преподавателя, интегрируемый потребностями личности педагога и общества.

Следует отметить, что самовоспитание преподавателя проявляется в самостоятельно выбранном пути профессионально- педагогического развития, самостоятельном его прохождений.

Таким образом, личностный подход к определению содержания самовоспитания, дает возможность выявить механизмы его проявления. Непрерывное самовоспитание -

это не данное нам изначально свойство или качество, это не самовозникающий и не саморазвивающийся процесс, но трудная и важная работа преподавателя над собой на протяжении всей жизни активной педагогической деятельности, которая будет не

эффективна без определенных профессиональных знаний. Осознание значения самовоспитания в педагогической деятельности представляет возможны актуализировать этот процесс в системе вузовской подготовки будущих спортивных

педагогов.

1.3. Направления и пути реализации студенческого

самовоспитания в период вузовской подготовки

В настоящее время у многих студентов переход от позиции учащегося на позиции будущего специалиста происходит со значительной задержкой. Они выполняют общественную работу чтобы “выполнять”, “участвовать”, не осознавая и активно не используя возможности своей разносторонней деятельности в целях саморазвития.

Большинство студентов оказываются незнакомыми с теорией и практикой самовоспитания, с его возможностями в деле профессиональной подготовки специалиста

Надо сказать, что студенческое самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и качеств. Оно предполагает совершенствование многих других,

неспецифических для данной профессии, но профессионально значимых качеств личности. Будущий специалист должен отличаться высоким уровнем политической и нравственно- эстетической зрелостью, особенностью психических процессов,

социальной активностью, современным стилем работы. Это протекает более экономно, если студент уже накопил определенный опыт самовоспитания в школьные годы. К

сожалению, таких студентов немного. Поэтому так важно, чтобы педагоги вуза поставили во главу угла проблему организации и руководства студенческим самообразованием и самовоспитанием с первого до выпускного курса.

Непрерывное самообразование и самовоспитание является одной из основных составляющих высокой культуры труда преподавателя. Так как от правильной организации индивидуальной творческой деятельности преподавателя на

протяжении всех этапов профессионально-личностной подготовки зависит и уровень его педагогического мышления, культура педагогического общения, и качество овладения им

приемами педагогического наблюдения, то есть культура педагогического труда в целом.

В соответствующей литературе мы нашли достаточное подтверждение рассматриваемой проблемы. Большое внимание уделяется вопросам студенческого самовоспитания. Справедливо считается, что особенно остро эти вопросы встают не только в подростковом раннем юношеском возрасте, но и в студенческие годы, когда на первый план выдвигается проблема будущего- жизни, профессии, отношений с людьми, когда волнует вопрос не

только “кем быть”, но и “каким быть”. К сожалению, студент получает меньше всего знаний о себе самом как человеке, личности. Изучение проблемы показало, что не нашлось ни одного студента, который бы имел ясную содержательную программу самовоспитания, владел бы оптимальными средствами и способами работы над собой.

Однако есть данные исследователей об использовании реальных средств и способов, применяемых студентами в работе над собой.

Так Елканов С.Б. выявил, что на первом месте у студентов педагогических вузов стоит нравственное самообразование, в том числе чтение художественной и научно-популярной литературы по психологии, что свидетельствует о своеобразном просветительском характере самовоспитания студентов. Они стремятся развить у себя установку не совершать аморальных поступков, осуществлять самоконтроль, упражняться в сдержанности, использовать методы самовоспитания - самоубеждение и самовнушение.

Понимание важности самовоспитания приходит к студентам во время прохождения педагогической практики. Студенты сталкиваются с реальными педагогическими ситуациями, где требуется контролировать свое поведение, сдерживать эмоции,

проявлять такт и терпение к ученикам. Все это приводит к тому, что требуются определенные навыки педагогического взаимодействия, которые приходят чаще всего интуитивно, не осознанно.

На этом этапе необходима профессиональная помощь студентам в направлении самопознания, определения программы самоизменения, рефлексии своей педагогической деятельности. К сожалению, подобная помощь не предусматривается и редко

когда оказывается.

Харламов И.Ф. утверждает, что правильное поставленное самовоспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над

собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа студентов. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым учителем. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у студентов соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждаю их работать над

собой.

Примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал свои лучшие личностные качества, можно привести множество.

Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он, по его словам, сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость имногие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

Известный французский философ Сартр Ж.П. даже утверждал, что “человек есть только то, что он сам из себя делает”, подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно большой роли самовоспитания в развитии и формировании личности студента и необходимости его организации в условиях студенческого воспитания. Вот почему теоретические и методические основы студенческого самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике, в частности, такими учеными, как Ковалевым А.Г., Гришиным Д.М.,.Кочетовым А.И, Рувинским Л.И.и другими.

Но все ли студенты занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Хотя встречаются студенты, которые так или иначе, задумываются над своим совершенствованием, предпринимают_те или иные попытки работать над собой. Чаще

всего это делают студенты, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Рувинский Л.И. отмечает, что стабильность процесса студенческого самовоспитания зависит не только и не столько от особенностей возраста и образовательного уровня, сколько от индивидуальных особенностей личности студента. А так же от характера воспитательной работы вуза, от того, как удается вузу сочетать свои воспитательные воздействия со встречной активностью самих студентов. Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают студентов к самовоспитанию. Изучив, направления и пути реализации студенческого самовоспитания в период вузовской подготовки мы можем перейти к разработке содержания профессионального самовоспитания будущего спортивного педагога.

Содержание профессионального самовоспитания будущего






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.