Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержания его профессионального АКМЕ






Психолого-педагогическая характеристика

Личности спортивного педагога как основа формирования

содержания его профессионального АКМЕ

Развитие системы высшего физкультурного образования в рыночных условиях предъявляет все новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к выполнению профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогической характеристики личности и деятельности спортивного педагога, что послужит основой их профессионального становления. Следует оговориться, что термин «спортивный педагог» введен нами не случайно, хотя как таковой, профессии в образовательной области физической культуры и спорте нами не обнаружено. Общепринятые в государственных дипломах и тарифно-квалификационных характеристиках названия: «специалист по физической культуре и спорту», «педагог по физической культуре», «руководитель физического воспитания», «тренер-преподаватель», «инструктор по физической культуре» и др. на наш взгляд и обобщены в выбранном нами термине. Сам по себе термин «спортивный педагог» широко применяется в научных и популярных как отечественных, так и зарубежных изданиях. Дергач А.А., Исаев А.А. выделяют целый ряд личностных характеристик спортивного тренера. Среди них: дозволенность, пассивность, энергичность, агрессивность – поддержка; расплывчатость – ясность; поощрение – безразличие к активному участию учащихся в процессе тренировки. Кроме этого сдержанность – образность; поощрение к обмену мнениями – чтение нотаций; доброжелательность, теплота – холодность, сдержанность. Исходя из этого, авторы высказывают предположение о том, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, чётко выражает свои мысли, достаточно эмоционален (Дергач А.А., Исаев А.А. 1981). По результатам самооценки тренеров и опроса спортсменов Б.Дж Кертти приводит характеристику личности идеального тренера. По его мнению, спортивный педагог должен быть открытый, общительный, эмоционально устойчивый человек. Он

должен обладать достаточно высоким интеллектом, иметь развитое чувство реальности, быть практичным и уверенным в себе. Одновременно это должен быть человек склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам предпринимать ответственные решения. Анализируя результаты различных исследований, Кертти Б.Дж. подчёркивает, что представления об идеальной личности тренера существует как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе, считает он, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает спортивный педагог, и от того, в каких он отношениях со своими воспитанниками. А так же от того, как он передает свои знания. Автор отмечает, что способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него воспитанники, в сочетании с его профессиональными знаниями может компенсировать некоторые его недостатки. Подводя итог анализа личности спортивного педагога, Кертти Б.Дж говорит о том, что спортивный педагог высокого класса обладает такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Он достаточно устойчив, активен, имеет твёрдый характер и определённость взглядов.

Поведение тренера должно быть гибким, иногда авторитарным. Быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование – характерные черты спортивного педагога высокого класса. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля, является нежелательным, так как способствует снижению результатов педагогического процесса и снижению способности педагога принимать правильные решения в сложных ситуациях (Брайнет Дж. Кретти. 1978).

Корх А.Я. – предлагает оценивать индивидуальные свойства личности спортивного педагога по следующим качествам:

- идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм, целеустремлённость, принципиальность);

- нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие);

- волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе);

- поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость);

- отношение к работе (увлечённость, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу, фанатизм);

- личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические умения, построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность).

Автор считает, что в зависимости от того в какой мере эти или прямо противоположные качества присущи спортивному педагогу, можно сделать вывод об индивидуальных свойствах его личности, о его характере (Корх А.Я. 2000).

В результате можно заключить, что личностные особенности спортивного педагога во многом определяют успешность его деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.