Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






спортивного педагога






Опыт педагогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самовоспитанию

надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. По мнению Мижерниковой В.А., анализ результатов и процесса собственной деятельности (рефлексия деятельности) помогает прийти к пониманию закономерностей образовательного процесса и поступательному движению к педагогическому мастерству.

Новичков В.Б., Шевченко В.М. выявили ведущий компонент профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога. Этим компонентом является самообразование, под которым они понимают целенаправленную, определенным

образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса”.

По словам А. Дистервега самообразование - основа роста учителя как специалиста. Учитель, “лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием”. Перекликаясь с ” учителем русских учителей” К.Д. Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Лихачев Д.С., обращаясь к молодежи, писал: “Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить.

Ибо знания все растут и усложняются”. В этом плане весьма примечательно мнение Скульского Р.П., утверждающего, что необходимо и учителя научить быть учителем! Для этого следует:

- систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании

подрастающих поколений;

- сосредоточить свои усилия на совершенствовании учебного процесса, в котором наиболее полно реализуется профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный научно-педагогический поиск;

- постоянно анализировать состояние реализуемого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты, обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки;

- глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе;

- непрерывно совершенствовать свою профессионально- педагогическую квалификацию посредством самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта;

- посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педагогические качества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, постепенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач творческого характера.

Профессиональная деятельность спортивного педагога требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психологических данных, а также соответствующего личностного развития. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность спортивного педагога к педагогической деятельности, к воспитанию людей.

Недаром выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал: “К педагогическому делу надо призывать как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность”. Ретивых М.В. отмечал, что “профессиональная пригодность специалиста физической культуры и спорта есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно- психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе

профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

Учитывая то, что вопросы самовоспитания в спортивной педагогике изучены не в полной мере, мы рассмотрим сущность самовоспитания будущих спортивных педагогов, на основе характеристики компонентов воспитательного процесса.

Цель самовоспитания будущего спортивного педагога можно определить как достижение физической готовности (через достижение спортивных результатов) к успешной

профессиональной деятельности. Она регулируется общественными целями и имеет те же направления: идейно- политическое; нравственное; профессионально-трудовое;

эстетическое и т.д.

Содержание самовоспитания будущего спортивного педагога реализуется чрез личностный рост (развитие личностных способностей и качеств) и профессиональное самоопределение (профессиональный рост, расширение сферы деятельности

спортивного педагога).

Главным средством самовоспитания спортивного педагога является поддержание спортивного долголетия и адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность.

К дополнительным средствам самовоспитания спортивного педагога можно отнести поддержание интереса к различными видами искусства, предметами культуры и быта, чтение художественной литературы.

Систему методов самовоспитания спортивного педагога целесообразно рассмотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от воздействия потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.

По мнению Станкина М.И., Елканова С.Б. самовоспитание спортивного педагога начинается с самопознания и с самооценки. Самопознани е- процесс сложный и не одномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т.д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Спортивный должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить цели самовоспитания. Она формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует: в семье, в учебном заведении, на отдыхе. А так же критически сопоставлять себя с окружающими.

Методы самовоспитания будущего спортивного педагога, на наш взгляд, согласуются с общепринятыми методами самовоспитания.

Самонаблюдение предполагает работу памяти и мысли, фиксацию, и анализ поступков за определенный промежуток времени. Высший уровень самонаблюдения преобразуется в профессиональную привычку следить за своей деятельностью и поведением.

Самоанализ - критический разбор отдельных поступков, переживаний, эмоциональных реакций, своего поведения в целом.Оценка психофизических, профессиональных и социально-личностных качеств.

Самоиспытание можно осуществить, участвуя в общественно-организаторской работе, в общении с коллегами по коллективу и других ситуациях. Для испытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогической практики. Именно здесь можно увидеть себя «глазами учащихся», определить уровень своих знаний, педагогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблюдением и самоанализом. Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей. Cамооценка означает не просто фиксацию уровня развития

личности, а ценное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему. Очевидно, эта работа будет успешной только в случае адекватной и незначительно завышенной самооценки. Самоубеждение применяется, когда педагог знает, как надо вести себя в определенной ситуации, но у него не достаточно силы воли, чтобы реализовать свое знание. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами. Благодаря самоубеждению можно перестроить самосознание, отношения к различным явлениям жизни и, как следствие этого, - собственное поведение Самоубеждение требует активной, а иногда и нелегкой мыслительной работы, своеобразной дискуссии с самим собой.К разновидностям самоубеждения относят самооправдание и самоутешение.

Самоприказ. Волевое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, решение принято, а сомнения и послабления себе только мешают активной деятельности и активному самовоспитанию. Наступает момент, когда необходимо заставить себя приступить к исполнению планов, задумок. Самоконтроль служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Частным проявлением самоконтроля является самонапоминание. Самовнушение как существенный способ саморегуляции психических состояний посредством словесных воздействий. Выделяют виды самовнушения: самогипноз, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, активное самовнушение. Саморегулировка дает возможность корректировать свое эмоциональное состояние, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях.

Самостимуляция: самопоощрение и самонаказание. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя. Необходимо, чтобы методы самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. В основе всех способов и приемов самовоспитания спортивных педагогов лежит упражнение, проводимое по собственной инициативе, адресованное своей же личности. Именно упражнение обеспечивает превращение желанных образов своего “Я” в реальные черты и качества своего характера. Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку- пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу.

Упражнения необходимы не только для двигательных, но и нравственных, эстетических, правовых и других свойств личности. Они нужны и для овладения умениями и навыками самовоспитания. Упражнение как процесс регулируется психическим образом. Поэтому так важно, чтобы занимающиеся самовоспитанием имел перед собой или своим мысленным взором образец того, что делать и как это делать. Следует помнить, что впереди всегда есть некая зона еще не реализованных возможностей. Вообразив себя суровым, или веселым, педагог в какой-то мере станет суровей или веселей. Овладев подобной техникой, способностью точно выражать свое психическое состояние физическим действием, мимикой, жестами, педагог научается правильному педагогическому воздействию, как актер сценическому искусству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.