Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказки.






В возрасте около 6-7 лет ребенок, возможно, не очень хорошо ориентируется в деталях окружающего его мира, но он достаточно хорошо знает об окружающем мире из тех рассказов, которые он получает от своих родителей и воспитателей. Он хорошо ориентируется, прежде всего, в сказках, которые ему читают мать и бабушка (и т.д.). Как правило, из набора этих, прочитанных ему сказок, ребенок и выбирает тот сценарий жизни, который соответствует его устремлениям и который он в дальнейшем, скорее всего, будет реализовать. Сценарий жизни, на этом этапе, еще не детализирован, но в нем уже есть основные структурные составляющие, позволяющие человеку, практически, полноценно планировать будущую жизнь. Выбор сказки детства (или «первичного протокола» по Э. Берну) складывается из собственных симпатий ребенка, из симпатий родителя рассказывающего ту или иную историю и соответствия всего этого биологическим возможностям организма данного человека.Важность разбора детских сказок в анализе всей судьбы человека заключается, прежде всего, в том, что детские годы, и, соответственно, мысли и планы того периода, направленные на построение дальнейшей жизни, достаточно быстро забываются людьми, но именно они являются наиболее жесткими для дальнейшей реализации в структуре жизнедеятельности человека. Кроме того, жизненный план (сценарий), сформированный в детстве, выполняется человеком, практически, неосознанно и всвязи с этим его достаточно сложно выявить и откорректировать и, подчас, единственным способом определить особенности такого сценария является анализ сказки детства.

Почему больному зависимостью необходим для дальнейшего выздоровления (восстановления) анализ жизненного плана (сценария)?

В первую очередь - это возможность пациента, через осознание своего сценария изменить свою жизнь, корректируя жизненный план и решая наиболее часто встречающиеся, «сценарные» проблемы, которые, всвязи с принадлежностью их к сценарию, не удается преодолевать обычным способом.

Как правило, первичный сценарий у Алкоголиков и их родственников не претерпевает существенных изменений в течение всей жизни. Этот факт говорит о хорошей защищенности с помощью психопатологических механизмов их инфантильного жизненного плана. Алкоголики и их родные, пока в структуре их взаимоотношений присутствует алкоголь (алкоголизация), буквально «вцепляются» друг в друга «мертвой хваткой» и это, очевидно, помогает им сохранить свой жизненный сценарий без существенных изменений. Только отклонения от структуры сценария, возникшие в результате отказа кого-либо в семье следовать патологическому, деструктивному жизненному плану, позволяют Алкоголику или их близким задуматься о том, что что-то все-таки не так в их жизни и дать шанс изменить, сложившуюся в результате деструктивных сценарных установок, ситуацию. К таким «жизненным катаклизмам» можно отнести:

· выраженное прогрессирование заболевания у больного зависимостью с максимальным приближением (или реальной угрозой) смертельного исхода, распада семьи или потери привычного социального статуса;

· неожиданное для Алкоголика изменение поведения (отказ от созависимых отношений) у проверенных «пособников» пьянства - родных Алкоголика;

· фактически, любое конструктивное изменение в системе игры Алкоголик.

Такие изменения в жизни самого Алкоголика, либо в поведении его родных, могут привести больного зависимостью к установке на трезвость и изменение своей, достаточно разрушенной потреблением, жизни. Наиболее эффективно осуществить такие изменения, возможно только, если больной четко понимает, что же на самом деле с ним произошло, откуда взялись такие проблемы в его жизни и что необходимо изменить в своих установках на жизнь зависимому человеку. Все эти проблемы позволяет решить анализ жизненного сценария и, входящий в структуру такого анализа, анализ сценарной сказки.

Лекция «Анализ Сказки» преследует своей целью не только показ пациентам принципов разбора таких сценарных сказок, но и проведение тренинга по формированию у пациентов основ «марсианского мышления» (по Э. Берну), которое в первую очередь присутствует у человека непосредственно в период формирования сценария, т.е. в детстве. Соответственно, если помочь вернуть пациентам способность мыслить подобным образом, то им гораздо легче будет понять, откуда берутся те или иные патологические сценарные установки в структуре их жизненного плана (сценария). Суть «марсианского мышления» заключается в способности человека видеть за внешней стороной той или иной ситуации более глубокие процессы, скрытые интересы людей, часто даже этими самыми людьми не осознаваемые.

Тренинг «Анализ Сказки» описан в приложениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.