Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование сценария у больных зависимостью.






Формирование сценария начинается тогда, когда родители маленького человека начинают с помощью слов и определенных действий регулировать его поступки, мысли и чувства. Соответственно, дети вынуждены выяснять именно то, что родители хотят от них, произнося вышеназванные слова и производя соответствующие действия. Необходимость выяснения ребенком того, что имеют в виду его родители на самом деле, продиктовано, прежде всего, необходимостью маленького человека в любви и заботе с их стороны. Иначе он может даже не выжить в этом мире. Как правило, то, что на самом деле имеют в виду родители и формирует сценарий человека; и те команды к действиям, которые дают родители своим детям часто являются командами к действию на всю их оставшуюся жизнь. Как видно из предидущих слов, формировать собственный сценарий человеку помогает, не только участие родителей в воспитательном процессе, но и так называемое «марсианское мышление», благодаря которому человек выясняет суть того, что говорят ему его родители. Благодаря разным способам мышления можно совершенно по-разному интерпретировать те или иные указания, получаемые со стороны значимых фигур.

Например, фразу, часто звучащую в семьях, где растет больной алкоголизмом: «Не рановато ли тебе пить спиртное, сынок?» - можно интерпретировать с точки зрения различных людей, естественно, воспринимающих эту фразу по-разному.

1. С точки зрения самого родителя, говорящего такую фразу, смысл ее заключается в том, что он не хочет, что бы его сын злоупотреблял алкоголем.

2. С точки зрения постороннего взрослого человека смысловое содержание этой фразы, как правило, соответствует пониманию, говорящего ее родителя.

3. Однако, то, что действительно имеет ввиду родитель говорящий фразу: «Не рановато ли тебе пить спиртное, сынок?» - можно выяснить только полностью разобрав ее. В данной фразе есть четкое указание на то, что сейчас сыночку пить «рановато».

4. Для формирования сценарных установок важным моментом являентся то, что непосредственно понял «сынок» и какие он сделал из понятого выводы. С помощью включения «марсианского мышления» можно, проанализировав эту фразу, сделать следующие выводы:

· Сейчас пить рано, можно потом, позже;

· Надо начинать пить сейчас, тогда быстро станешь взрослым;

· Надо начинать пить сейчас, так как, если в семье кто-либо пьет, этот кто-либо получает максимум внимания от другого родителя, как правило, и говорящего эту фразу, соответственно начав потребление алкоголя, ребенку можно достаточно легко получить такое же внимание и к себе.

Такой анализ в голове ребенка проходят все указания, которые дают ему родители, особенно, если фразы, в которых звучат такого рода указания, построены синтаксически таким образом, что их можно интерпретировать или понимать неоднозначно.

Можно выделить ряд направлений для сценарных указаний, на основании которых строится сценарий жизни человека.

· В первую очередь к таким установкам можно отнести знания о том, как ребенок должен воспринимать своею страну и как это отношение будет влиять на его жизнь. Например: чувство патриотизма в России (бывшем СССР) крайне своеобразно: общее наплевательское отношение к тому, что происходит со страной в «мирные будни», когда человек может пить, гулять, плевать на то, что происходит внутри страны, и, в противовес этому, накал патриотических чувств, который может возникнуть у россиянина, если стране в целом что-то угрожает. «Сами создаем себе трудности, потом их героически преодолеваем», «Мы не ищем легких путей» - девизы которыми так гордятся россияне, особенно страдающие зависимостью; впрочем, этот девизы могут быть применены ко всем уровням построения взаимоотношений гражданина РФ с окружающим его миром и социумом.

· Следующим уровненм построения сценария можно считать национальные особенности, внедренные в сценарий человека. Например, фразы «Что русскому хорошо, то немцу плохо», «Нам татарам все равно…» широко используются пьющими людьми, причем, почему-то всех национальностей Российской Федерации (очевидно, подразумевается генетическое смешение национальных черт в Советский период развития страны или даже в период «татаро-монгольского ига»).

· Другой важный уровень построения сценарного плана – семейные установки. Именно они часто формируют особенности судьбы человека и, если присмотреться повнимательней к судьбам всех членов семьи, то можно найти много общего в разных разделах их жизни. Для воспитания ребенка родители часто ставят в пример, положительный или отрицательный, разных членов семьи. Если, например, пьющий человек (отец и т.д.), несмотря на то, что приводится воспитателями (матерью, бабушкой и т.д.), как пример отрицательный для подражания, продолжает пользоваться в семье уважением и заботой, то ребенок может решить с помощью «марсианского мышления», что быть пьющим человеком (как отец и т.д.) очень даже неплохо. Такое решение, скорее всего, ребенок в своей дальнейшей жизни и реализует. К семейным установкам часто относятся девизы, которые используют в своей жизни, пользующиеся авторитетом, члены семьи:

- «Ивановы после первой не закусывают»;

- «Слабаков в нашей семье не было»;

- «Пьяный проспится – дурак никогда»;

- «После нас хоть потоп»; и т.д.

В структуре семьи, где имеются больные алкоголизмом, такие семейные установки служат, прежде всего, для оправдания пьянства (потребления) именно пьющего человека.

Иногда даже в дисфункциональных семьях ребенок может получать от родителей полезные для формирования нормальной жизни установки. Однако любой человек сам является строителем своей судьбы и даже вполне адекватные установки могут быть переиначены ребенком, согласно его врожденным патофизиологическим установкам. Для такой цели в возрасте 10-12 лет у ребенка развивается, так называемое, «юридическое мышление». Основная задача такого мышления адаптация имеющегося сценария к существующим в данный момент внешним обстоятельствам, а так же желаниям ребенка. Т.е. если что-то запрещено человеку делать, но очень хочется, он будет искать способ, что бы либо запрет был снят, либо реализовать желание посредством других действий (вариант «сублимации» желания). Наиболее заметным становится проявление «юридического» мышления, когда человек начинает заниматься волокитой, если не хочет что-то делать, придирается к окружающим, в первую очередь, для оправдания самого себя из-за чего-либо. Хорошо развитое умение выкрутиться или оправдаться в даже достаточно сложных обстоятельствах – это тоже проявления юридического мышления. Если такой вид мышления реально служит для защиты личности – это очень хорошо, но у больных зависимостью он, к сожалению, защищает только их потребление и приводит человека к тому, что его психическое и физическое состояние значительно ухудшаются из-за продолжения пьянства, вплоть до наступления безвременной смерти. Примерами проявления «юридического мышления» могут служить следующие размышления:

· Установка: «Не пей». После применения «юридического мышления»: «Про наркотики ничего не сказано. Могу колоться».

· Установка: «Завтра у нас дела. Будь трезвым». После применения «юридического мышления»: «Про то, что делать сегодня, ничего не сказано. Сегодня и напьюсь».

· Утановка: «Не проси у меня денег». После применения «юридического мышления»: «Можно пить (потреблять), но главное - не просить денег».

По сценарию у человека могут быть не только запреты, даваемые родителями, но и разрешения, которые точно так же как и запреты переабатываются личностью с помощью «марсианского мышления». Например:

· Установка: «Устроишься на работу (женишься и т.д.), делай, что хочешь». После применения «юридического мышления»: «Скорее устроиться на работу (жениться и т.д.) и продолжить пьянство (потребление)».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.