Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложноподчинённое предложение с придаточным места






Придаточное места обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чём говорится в главной части сложноподчинённого пред­ложения.

Довольно часто в главной части употребляются ука­зательные слова, роль которых выполняют наречия,


 

являющиеся в предложении обстоятельствами места: 1) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонта­ны, поднялся орёл. (М.Пришвин) 2) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунно­го света. (В. Катаев)

Обычно придаточные места стоят после главной части предложения: Ни в каком покровительстве со­сна не нуждается, растёт там, где никто не может расти. (М. Пришвин)

Изменение порядка следования частей сложнопод­чинённого предложения усиливает смысловое значение придаточной части. Обычно это наблюдается в послови­цах, поговорках, афоризмах: 1) Где тонко, там и рвётся. 2) Где вода, там и верба. 3) Где труд, там и счастье.

©> 150. Выпишите из теоретической части § 18 примеры слож­ноподчинённых предложений с придаточным места. Обозначь­те в них грамматические основы, составьте горизонтальные схемы.

©> 151. Письменно ответьте на вопросы, используя в своём ответе сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Проведите синтаксический разбор одного из предложе­ний.

1) Где вы любите отдыхать в зимние каникулы?

2) Где самое красивое место вашего города (села, по­сёлка, деревни)?

Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответ в форме сложноподчинённых предложений с придаточными места.

152. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.

Определите вид сложноподчинённых предложений. Со­ставьте схемы этих предложений.

1) Откуда ветер оттуда и дождь. 2) Откуда дым отту­да и огонь. 3) Смелый там найдёт где робкий потеряет. 4) Куда ветер дует туда и тучи несутся.


 

Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл каждой пословицы.

153. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки.

Определите, какие виды придаточных присоединяются сло­вом где. Сделайте вывод.

1)Оставил он своё с..ленье лесов и нив уед..ненье где окровавле(н, нн)ая тень ему являлась каждый день. (А. Пушкин) 2) Где (не) когда всё было пусто голо теперь младая роща разрослась. (А.Пушкин) 3) Вчера я шёл по зале освещё(н, нн)ой где так д..вно встречались мы с тобой. (А. Фет) 4) Я узнаю тебя и твой белый вуаль где р..няет цветы благово(н, нн)ый миндаль. (А.Фет)

5) (В) переди где осталась роща стояли берёзы. (А. Чехов)

6) Всюду где только лес был пореже л..жали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В.Катаев) 7) За неводом, у зелёных свай, где днём рыбаки с..дят я чело­века увидел вдруг (н..) двйжного, как валун. (Э.Багриц­кий)

1. Найдите устаревшие слова и формы. Объясните их значе­ние.

2. Обозначьте все наречия и укажите, какую синтаксиче­скую роль они выполняют.

154. Составьте и запишите три сложноподчинённых пред­ложения с придаточным определительным, изъяснительным и места, использовав для связи союзное слово где.

Покажите многозначность этого союзного слова в ваших предложениях.

155. Спишите предложения, расставляя пропущенные зна­ки препинания.

Определите вид сложноподчинённого предложения. Объяс­ните, в чём пунктуационная особенность сложноподчинённых предложений.

Попробуйте самостоятельно составить предложения подоб­ной структуры.

1) Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны. (А.Пушкин) 2) Я ушёл в каюту где


 

уже все спали и до зари без сна лежал на койке. (И. Бу­нин) 3) Тропинка поднимается на серые скалы где облапив корнями камень смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. (И. Соколов-Микитов)

Найдите устаревшее слово, объясните его лексическое зна­чение. Проверьте себя по толковому словарику.

156. Объясните смысловые, морфологические, синтаксиче­ские и орфографические различия двух предложений.

1) Тогда Кирилл бросился бежать вдаль, где над ту­манной степью висела мохнатая чёрная туча.

2) Тогда Кирилл бросился бежать в даль, где над ту­манной степью висела мохнатая чёрная туча.

©> 157. Выразительно прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки.

Проведите синтаксический разбор сложных предложений.

М..гнолия в белом уборе Скл..няла тума(н, нн)ое тело И (синее) синее море У берега беше(н, нн)о пело. Но в ярос(?)ном блеск., пр..роды Мне снились московские рощи Где синее небо бледнее Р..стенья скр..мнее и проще...

(Н. Заболоцкий)

1. Проведите морфологический и морфемный разбор выде­ленных слов.

2. Выпишите из текста три именных и три глагольных сло­восочетания. Разберите их.

ЗСП-4. Отец (н..) мог (н..) пойти.

(Н..) желания ехать, (н..) возможности (н..) было.

Как я (н..) спешил, всё же опоздал.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.