Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество И. С. Тургенева






«Записки охотника» как цикл

 

I. «Записки охотника» в биографическом и историко-культурном контекстах:

а) «охотницкие рассказы» жанр устной литературы, охотницкий жанр в литературе XVIII - XIX вв. (Левшин В. Книга для охотников до звериной и птичьей ловли, Немврод, Ауэрбах Б. Шварцвальдские деревенские рассказы, Санд Ж. Жанна, Чёртово болото, Колкхун Дж. Болото и озеро, Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника, Мартингейл (псевдоним Джеймса Уайта), Охотничьи сцены и сельские характеры и др.).

б) «Особенности национальной охоты»: концепция охоты в статье И.С. Тургенева «Записки ружейного охотника» (1852): «Охоту по справедливости должно почесть одним из главнейших занятий человека»; «…дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить... по болотам да по лесам, с утра до вечера»,

в) Традиции жанра: путешествие, путевые письма, очерк и т.д.

II. История замысла: «...знаю только, что я, конечно, не написал бы Записок охотника, если б остался в России». Этапы формирования замысла. Окончательное оформление цикла (1870-е годы).

III. «Записки охотника» как художественное целое:

а) смысл заглавия: «Мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» (И.С. Тургенев), «Записки охотника» (И. Панаев), фатическая, метатекстуальная и идннтифицирующая функции заглавия,

б) семантика охоты: «охота» как занятие и «охота» как страсть,

в) мотив охоты и его структурообразующая роль в цикле,

г) охотник – посредник-повествователь в мире персонажей «Записок охотника», его функции в организации художественного целого, «охотничий костюм»: маскарадность или ориентализм, путешествие как «вписывание себя в природу» (Л.И. Скокова), «странствия по природе» (Л.И. Скокова), семантика блужданий,

д) «русский человек» в «Записках охотника»: концепция русского национального характера и анализ человеческих типов («социологическое» и «поэтическое» в пероснажах; человек природы, неразрывно связанный с нею, включенный в общий поток мировой жизни, концепты «ум», «долготерпение», «соприродность», испытание смертью, нравственный выбор, идея бунта и т.д.),

е) метатекстуальные компоненты (заглавие, композиция, авторские комментарии) и видение национального характера,

ж) концепция природы (философия природы, «лес» и «степь» как главные стихии, определяющие национальные черты русского человека; пейзаж и музыка ощущений - «Природа улыбнулась мне», мифопоэтика природы, мотивировки таинственности, психологический параллелизм и т.д.),

з) персонажная сфера: поэтика имен (мифопоэтический пласт имен; Флора и Фауна, отраженная в именах, фольклорные, исторические и литературные архетипы, этимология имен помещиков (Вячеслав Илларионович Хвалынский, Мардарий Аполлонович Стегунов), Чертопханов (мотив чертовщины в имени и архетип Дон Кихота); поэтика портретирования (семантика телесности: усы, борода), подтексты (оппозиция Россия/Запад),

и) сквозные мотивы цикла (мотив трагической любви, мотив смерти, мотив разоряющихся дворянских гнезд, мотив странничества, гамлетовский мотив и т.д.),

к) композиционная структура цикла, отражающая бесконечный поток развивающейся жизни (пространство дороги и мотив путешествия; время природное и время историческое, символический прием: заблудиться, чтобы открыть; пейзаж как композиционная рамка, суточный цикл, восходящая лестница добра, правды и красоты, Семантика Числа, «начала» и «концы», тема и вариации, межтекстовые связи - переклички, повторы, аналогии, символика и т.д.)

* «Уездный лекарь»: кольцо как символ любви и преданности, заключение брачного союза на Земле; и (в античной традиции) стабилизатор, скрепляющий связь между душой и телом, его носили, чтобы удержать душу в телесной оболочке, и снимали, чтобы облегчить отделение души от тела» (Жюльен, 1999, с. 191).

л) черты «старой манеры»: документализм и лиризм, поэтика тайны, незримый диалог с читателем, «эзоповская манера» письма и разрушение идиллии

Литература

1. Алексеев, М.П. Заглавие «Записки охотника» // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1969. Вып. 5. С. 210-223.

2. Беглов, В.А. Рассказы И.С. Тургенева 1870-х гг. из «Записок охотника» в художественной системе цикла// Вестник МГУ. – Сер. 9. – Филология. – М., 2000. – № 2. – С.18-26.

3. Буданова, Н.Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция (К постановке проблемы) // Русская литература. – 1995. – № 1. – С. 188-194.

4. Валагин, А.П. И.С.Тургенев «Записки охотника» // Литература в школе. – М., 1992. – № 2. – С. 28-36.

5. Гришунин, А.Л. О тексте «Записок охотника» // И.С. Тургенев. Записки охотника. – М.: Наука, 1991. (Серия «Литературные памятники»). – С. 581-594.

6. Громов, В.А. Ружье и лира Тургенева // Охотничьи просторы. – М., 1964. – Вып. 20. – С. 190-200.

7. Громов, В.А. Судьба «Записок охотника» // И.С. Тургенев. Записки охотника. – М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). – С. 532-580.

8. Громов, В.А. Кольцовские традиции и мотивы в «Записках охотника» И.С. Тургенева // Филологические записки Воронежского университета (Серия литературы и фольклора). – Воронеж, 1971. – С. 68-85.

9. Земляная, О. И.С. Тургенев об особенностях национальной охоты // Звезда. – М., 1998. – № 10. – С. 150-155.

10. Зинин, С.И. Русская антропонимия в «Записках охотника» И. Тургенева// Русский язык в школе. – М., 1968. – №5. – С.21-25.

11. Калмановский, Е. Крайности. И.С. Тургенев. «Уездный лекарь» (1847) – из «Записок охотника» // Звезда. – М., 1991. – № 1. – С. 178-182

12. Ковалев, В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. – Л.: Наука, 1980. – 131 с.

13. Лебедев, Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977. – 80 с.

14. Лебедев, Ю.В. Россия живая и мертвая в «Записках охотника» И.С. Тургенева // У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840-1860-х годов). – Ярославль, 1975. – С. 39-97.

15. Лебедев, Ю.В. В середине века. – М.: Современник, 1988. – С. 53-85.

16. Савенкова, Л.Б. «Записки охотника». Роль метонимии // Русская речь. – М., 1978. – № 6. – С.36-40.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.