Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для контрольной работы






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ФИЗИКА

 

«ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, МАГНЕТИЗМ».

 

 

Утверждено на заседании

кафедры “Физика”

Протокол № 6 от 06.02.10

 

 

Северодонецк 2010

 

Методические указания к решению задач и контрольные задания по курсу физика, часть 2.«Электричество, магнетизм, колебания и волны, волновая оптика», для студентов-технологов заочной формы обучения. / сост.: Г.О. Татарченко., В.Н. Холодняк – Северодонецк: изд-во ти, 2010.- 92с.

 

 

Составители: Г.О. Татарченко, доц., к.т.н.

В.Н. Холодняк, асс.

 

 

Ответственный за выпуск Г.О. Татарченко, доц., к.т.н.

 

 

Рецензент А.Н. Иванов, доц., к.т.н.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................

1. Тема: «Электростатика».

Основные формулы.

Примеры решения задач.

Контрольные задания.

 

2. Тема: «Потенциал, работа электростатического поля»

Основные формулы.

Примеры решения задач.

Контрольные задания.

3. Тема: «Законы постоянного тока»..

Основные формулы.

Примеры решения задач.

Контрольные задания.

4. Тема: «Магнитное поле постоянного тока».

Основные формулы.

Примеры решения задач.

Контрольные задания.

 

5. Тема: «Электромагнитная индукция»............................................

Основные формулы.

Примеры решения задач.

Контрольные задания.

 

Список литературы....................................................................................

 

Приложения………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ.

Физика – наука о наиболее общих и наиболее простых свойствах мира. Важнейшая цель всякой науки – открытие законов окружающего нас окружающего мира. Установлено, что ни одно явление материального мира не изолировано, каждое связано с другим. Самые главные из этих связей, от которых и зависит каждое явление, называют законами. Закон указывает, как именно происходят изменения в природе. Физика - одна из наиболее важных отраслей современного естествознания, она является опытной наукой, поэтому каждый студент должен овладеть научными методами приобретения знаний, и основную роль в этом процессе играет выполнение лабораторных работ. В процессе выполнения лабораторного практикума студенты воспроизводят основные физические явления, знакомятся и проверяют на практике физические законы, учатся работать с измерительными приборами, получать, обрабатывать и осмысливать полученные экспериментальные данные. Для успешного выполнения лабораторных работ студент должен предварительно изучить теоретический материал, рекомендуемый к данной работе, уметь ответить на контрольные вопросы по данной теме.

 

Уровни компетенции Оценки Критерии оценивания
  Начальный   Студент владеет учебным материалом на уровне распознавания, отвечает на вопросы, которые нуждаются в ответе “да” или “нет”, или содержат завуалированный ответ.
  Студент описывает явления на основе своего опыта, с помощью преподавателя отвечает на вопросы, которые нуждаются в ответе “да” или “нет”.
  Студент описывает явления или его части в связанном виде без объяснения причин, называет явления.
    Средний   Студент без объяснений описывает явления, приводит примеры, опираясь на собственные наблюдения, на материалы учебника, рассказ преподавателя.
  Студент описывает явления, воссоздает значительную часть учебного материала, в том числе эксперимента, с посторонней помощью.
  Студент может с посторонней помощью объяснить явления, исправляет допущенные неточности (свои и других), выполняет по подробной инструкции и дополнительными объяснениями эксперимент (лабораторную работу), проявляет знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), решает простые задачи, которые не делятся на подзадачи.
  Достаточный   Студент может применять знания в стандартных ситуациях (эксперимент по подробной инструкции), с помощью преподавателя анализирует полученные результаты.
  Студент умеет объяснять явления, осуществлять анализ, обобщение, систематизацию, выводы с посторонней помощью (преподавателя, дополнительной литературы и т.п.).
  Студент свободно владеет изученным материалом, применяет его на практике в стандартных ситуациях, приводит аргументы в подтверждение своих мыслей.
     
Высокий   Студент обнаруживает творческие способности, самостоятельно определяет отдельные цели собственной учебной деятельности, оценивает новые факты, явления, идеи, находит источники информации и самостоятельно использует их согласно поставленным целям.
  Студент свободно высказывает собственные мысли, определяет программу личной познавательной деятельности, самостоятельно оценивает разнообразные явления, факты, обнаруживая личную позицию относительно них, находит источники информации и использует получении знания и умения в нестандартных ситуациях, убедительно аргументирует личную жизненную позицию, согласовывая ее с общечеловеческими ценностями.
  Студент обнаруживает творческие способности, самостоятельно развивает собственные наклонности, умеет поставить цель исследования, и указывает пути ее реализации, строит заключения, принимает участие в творческих соревнованиях.

 

Настоящее методическое пособие написано в соответствии с программой курса общей физики для инженерно-технических специальностей высших учебных заведений. Оно представляет собой систему заданий, включающих в себя вопросы, упражнения по 6 темам практических заданий и задачи для индивидуального решения. В методическое пособие включены также контрольные задания, примеры решения задач и справочный материал. Задачи подобраны из различных учебных пособий (см. литературу).

Подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения теоретического материала по данной теме. В методическом пособии указаны контрольные вопросы, необходимые для понимания и осмысления теории, знание ответов на которые помогут при решении задач и самоконтроле при усвоении теоретического материала. Изучив теорию, ответив на вопросы и разобрав примеры решения задач, студент сможет решить контрольные задания соответствующей темы. Контрольные задания разбиты на 25 вариантов по 10 заданий в каждом. Студент решает тот вариант, номер которого совпадает, например, с порядковым номером в списке учебной группы или по указанию преподавателя.

Каждое занятие рекомендуется начинать с проверки выполнения задания на основе индивидуальной самооценке студентов. Сверить решения контрольных заданий с ответами, приведенными в конце задания. При решении и оформлении контрольных заданий целесообразно использовать следующие методические указания:

  1. Вникнув в условие задачи, сделать краткую запись условия, выразить все данные в СИ и, где это только возможно, дать схематический чертеж, поясняющий содержание задачи.
  2. Установив, какие физические законы лежат в основе данной задачи, решить ее в общем виде, т.е. выразить искомую физическую величину через заданные в задаче величины (в буквенных обозначениях, без подстановки числовых значений в промежуточные формулы).
  3. Проверив правильность общего решения, подставить числа в окончательную формулу и указать единицу измерения искомой физической величины, проверив правильность ее размерности.
  4. Записать решение задания с пояснениями, расчетами и ответом на поставленный вопрос.

ВАРИАНТЫ И НОМЕРА ЗАДАЧ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ пара-графа   §1   §2   §3   §4   §5   §6
Вариант
  1, 26, 45   21, 5     12, 37
  2, 27, 44   22, 4     13, 38
  3, 28, 43   23, 3     14, 39
  4, 29, 42   24, 2     15, 40
  5, 30, 41   25, 1     16, 21
  6, 31, 40   1, 26     17, 22
  7, 32, 39   2, 27     18, 23
  8, 33, 38   3, 28     19, 24
  9, 34, 37   4, 29     20, 25
  10, 35, 36   5, 30     21, 20
  11, 16, 34   6, 31     22, 19
  12, 17, 33   7, 32     23, 18
  13, 8, 32   8, 33     24, 17
  14, 19, 31   9, 34     25, 16
  15, 20, 30   10, 35     1, 26
  1, 16, 36   11, 36     2, 27
  2, 17, 37   12, 37     3, 28
  3, 18, 38   13, 38     4, 29
  4, 19, 39   14, 39     5, 30
  5, 20, 40   15, 40     6, 31
  6, 21, 41   16, 1     7, 32
  7, 22, 42,   17, 42     8, 33
  8, 23, 43   18, 43     9, 34
  9, 24, 44   19, 44     10, 35
  10, 25, 45   20, 45     11, 6

I.. ЭЛЕКТРОСТАТИКА

Основные формулы.

I. 1. Закон Кулона.

Закон Кулона: сила взаимодействия F между двумя неподвижными точечными зарядами, находящимися в вакууме, прямопропорциональна зарядам Q1 и Q2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния r между ними:

где k – коэффициент пропорциональности, зависящий от выбора системы единиц. В СИ коэффициент пропорциональности равен

 

Величина называется электрической постоянной; она относится к числу фундаментальных физических постоянных и равна

 

,

или

,

 

где фарад (Ф) – единица электрической емкости.

На заряд Q2 со стороны заряда Q1 действует сила (рис. 1.1)..

 

 

Рис. 1.1

I. 2. Напряженностью электростатического поля. Принцип суперпозиции.

Напряженность электростатического поля в данной точке есть физическая величина, определяемая силой, действующей на пробный единичный положительный заряд, помещенный в эту точку поля:

 

Направление вектора совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд. Если поле создается положительным зарядом, то вектор направлен вдоль радиус-вектора от заряда во внешнее пространство (отталкивание пробного положительного заряда); если поле создается отрицательным зарядом, то вектор направлен к заряду (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2

 

Единица напряженности электростатического поля – ньютон на кулон (Н/Кл): 1 Н/Кл – напряженность такого поля, которое на точечный заряд 1 Кл действует с силой 1 Н; 1 Н/Кл=1 В, где В (вольт) – единица потенциала электростатического поля.

Графически электростатическое поле изображают с помощью линий напряженности – линий, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора (рис. 1.3).

 

 

Рис. 1.3

 

Линиям напряженности приписывается направление, совпадающее с направлением вектора напряженности. Так как в каждой данной точке пространства вектор напряженности имеет лишь одно направление, то линии напряженности никогда не пересекаются. Для однородного поля (когда вектор напряженности в любой точке постоянен по величине и направлению) линии напряженности параллельны вектору напряженности. Если поле создается точечным зарядом, то линии напряженности – радиальные прямые, выходящие из заряда, если он положителен (рис. 1.4 а), и входящие в него, если заряд отрицателен (рис. 1.4 б).

 

а) б)

 

Рис. 1.4

 

Чтобы с помощью линий напряженности можно было характеризовать не только направление, но и величину напряженности электростатического поля, условились проводить их с определенной густотой (рис. 1.3): число линий напряженности, пронизывающих единицу площади поверхности, перпендикулярную линиям напряженности, должно быть равно модулю вектора .

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.