Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиология поведения как составная часть психофизиологии. Место физиологии поведения в системе наук о человеке и подготовке психолога






Физиология поведения начала выделяться в самостоятельное направление психофизиологии совсем недавно. Психофизиологические же наблюдения имеют древнюю историю. О психическом состоянии другого человека всегда судили по какому-нибудь четкому физиологическому изменению, например, по увеличению притока крови к лицу и его покраснению. Очень давно появились и практические применения знаний, полученных путем психологических наблюдений. Например, в древнем Китае человеку, обвиняемому в преступлении, давали в рот пригоршню сухого риса. Если обвиняемый был в состоянии полностью выплюнуть рис, его признавали невиновным. У англосаксов использовалась похожая процедура: если обвиняемый мог легко разжевать и проглотить кусок сухого хлеба, его освобождали. Считалось, что если человек виновен, то он должен испытывать тревогу, от которой у него пересохнет во рту. Поэтому ему будет трудно прожевать или выплюнуть что-либо. Однако при этом не принималось во внимание, что и невиновный может испугаться и у него тоже может пересохнуть во рту. Только в конце 19-го – начале 20-го века была установлена физиологическая природа этих проб. В основе обеих проб лежит возбуждение при стрессе симпатической нервной системы, в результате чего ослабляется слюноотделение.

 
 
Несмотря на многовековые наблюдения над отдельными физиологическими проявлениями психического состояния человека и животных, психофизиология как наука возникла недавно. Первую попытку выделить психофизиологию в самостоятельный раздел науки предпринял немецкий психолог В. Вундт, который во второй половине 19-го века ввел в психологию экспериментальный метод исследований и назвал такое направление исследований физиологическая психология. В 1970 г. П. Милнер опубликовал первый учебник «физиологическая психология», который в 1973 г. был переведен и издан на русском языке. Существенный вклад в становление психофизиологии внесли исследования русского ученого А.Р. Лурия (1902–1977) – основоположника нейропсихологии.

В 70-е годы 20-го века в США начал издаваться журнал «Психофизиология» американского общества психофизиологов. Однако как новая наука психофизиология получила официальный статус лишь в мае 1982 г., когда в Монреале состоялся 1-й Международный конгресс психофизиологов. На этом конгрессе психофизиология была определена как наука, которая изучает физиологию психических функций, взаимоотношения мозга, тела и поведения живых организмов в соотношении с окружающей средой.

Из этого определения следует, что физиология поведения является важнейшей составной частью психофизиологии. Фундаментальные проблемы физиологии поведения являются по существу теми же проблемами, которыми занимаются и психологи. Но в физиологии поведения упор делается на изучение биологических систем и процессов, которые лежат в основе поведения и психических явлений.

В настоящее время в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности. Психофизиология также изучает межполушарные отношения, диагностику и механизмы функциональных состояний, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др. Психофизиология исследует физиологические процессы у человека при различных психических состояниях. Очень часто такое изучение начинается с применения полиграфа, используемого также в криминалистике в качестве «детектора лжи», который регистрирует ничтожные изменения многих физиологических процессов.

Физиология поведения, являясь составной частью психофизиологии, служит естественнонаучной базой как психологии в целом, так и для ее практических направлений: социальной психологии, юридической психологии, педагогической и возрастной психологии, спортивной психологии и др.

Связь психофизиологии с психологией, генетикой, анатомией, общей физиологией, биохимией, цитологией. Психическая деятельность является объектом исследования наук, весьма отличных по своей методологии, методическим приемам, теоретическим концепциям, тесноте связи с практической деятельностью человека. Это неизбежно, потому что психика представляет собой очень сложный многогранный объект, который может быть понят только при рассмотрении с разных позиций.

 
Психофизиология тесно связана со многими науками о человеке и в первую очередь с психологией. Психофизиология учитывает психические возможности и особенности человека при организации его жизни и деятельности во всем их разнообразии. Она также разрабатывает принципы, методы и способы психотропных воздействий, которые оказывают достаточно выраженное влияние на психические свойства, процессы и состояния. Психотропные воздействия могут вызываться информационными (слова, речь), физическими (механическими, световыми, тепловыми, электромагнитными и др.), химическими (лекарственные и токсические вещества) и биологическими (различные представители растительного и животного мира) факторами. Эти факторы могут быть не только четко осознаваемы, но и реализовываться на подсознательном и бессознательном уровнях. С технической точки зрения ими можно воспользоваться без учета желания человека не только для его пользы, но и во вред.

Важной задачей психофизиологии является разработка методов самоконтроля и саморегуляции физического и психического состояния, приспосабливая его к конкретной ситуации. Это целесообразно в обычных условиях, но особенно важно при экстремальных ситуациях, когда возникает угроза для жизни, или когда неправильная деятельность человека может привести к катастрофическим последствиям.

Данные психофизиологии уже достаточно давно с высокой социальной и экономической эффективностью используются при профессиональном отборе, профессиональной ориентации и рациональном распределении по специальностям. Психофизиологические исследования применяются для изучения происхождения психической и психосоматической патологии, а также для разработки методов рациональной терапии, в том числе и психотерапии, что имеет большое значение в медицине.

Психофизиология и ее составная часть физиология поведения тесно связаны с другими науками, изучающими строение и жизнедеятельность человеческого организма. Поскольку безусловно-рефлекторные компоненты поведения передаются по наследству, то исследование генетических характеристик организма может дать ключ к пониманию особенностей поведения индивидуумов в определенных условиях среды. Также генетикой доказано, что изменение генотипа приводит к изменению фенотипических, в том числе и поведенческих свойств организма.

Всякое психическое явление имеет материальную, в некоторых случаях еще малоизученную природу, т.е. конкретный анатомический, обязательно включающий нервные структуры субстрат, и протекающие в нем физиологические процессы. Физиология поведения использует физиологические методы исследования на конкретных анатомических структурах организма, что указывает на ее тесную связь с анатомией и общей физиологией человека и животных.

В основе процессов жизнедеятельности лежат физические и химические закономерности, на базе которых формируются нейрофизиологические и психические реакции. Состояние человеческого организма, его поведение и эмоции сильно зависят от выработки гормонов, нейропептидов, биогенных аминов и других биологически активных психотропных веществ, состав и свойства которых изучает биохимия. Биохимические реакции протекают в цитоплазме клетки, на биологических мембранах, с участием органоидов. Строение клеток и межклеточных контактов изучает цитология.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.