Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список сокращений






ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета

специальности «Психология»

 

 

Брест 2011

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Поведение является чрезвычайно важным компонентом жизнедеятельности организмов, находящихся на разных ступенях эволюции. В его основе лежит комплекс врожденных и появляющихся в онтогенезе физиологических, биохимических и психических реакций, протекающих в нервной системе, и в которые вовлекается весь организм. В связи с этим поведение является предметом изучения не только специальной науки – этологии, но и анатомии, физиологии, биохимии, генетики, психологии, педагогики, социологии и других наук. При этом исследователи все в большей степени углубляются в тонкий анализ природы психофизиологических процессов на клеточном и молекулярном уровнях. Поэтому выделение физиологии поведения в самостоятельную учебную дисциплину в системе подготовки специалистов психологов закономерно и своевременно.

Данное учебное пособие написано в соответствии с требованиями Госстандарта в отношении содержания учебной дисциплины «Физиология поведения» для студентов психологических специальностей. Оно состоит из шести глав.

В первой главе дана краткая характеристика предмета физиологии поведения, ее связи с другими науками, описаны основные методы изучения психофизиологических функций головного мозга, раскрыты понятия об управляющих и рабочих системах организма, изложены основные способы регуляции физиологических функций.

Вторая глава посвящена рассмотрению механизмов осуществления движений на клеточном и молекулярном уровнях, организации управления движениями целостным организмом, прогнозированию предполагаемых поведенческих актов на основе наблюдаемых произвольных движений.

В третьей главе приводятся классические представления И.П. Павлова об анализаторах, а также изложены современные данные о закономерностях функционирования сенсорных систем, о роли каждого из анализаторов в приспособительной поведенческой деятельности организма.

В четвертой главе рассматриваются механизмы гормональной регуляции, раскрывается роль эндокринных желез и синтезируемых ими гормонов в развитии, функционировании и поведении человека, отмечается значение гормонов для осуществления психофизиологических функций.

Пятая и шестая главы ставят своей целью дать представления о функционировании центральной нервной системы, о ее регуляторной, координационной и интегративной функциях, лежащих в основе психических процессов. Подробно рассматриваются механизмы возникновения и проведения возбуждения в нервной системе, высшей нервной деятельности, врожденного и приобретенного поведения, научения и памяти.

Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов психологических специальностей. Оно также будет полезным для специалистов, более глубоко изучающих роль некоторых физиологических систем в организации поведенческой и психической деятельности человека.

 

Авторы

 

Список сокращений

АДГ – антидиуретический гормон

АДФ – аденозиндифосфорная кислота

АКТГ – адренокортикотропный гормон

АТФ – аденозинтрифосфорная кислота

ВИП – вазоактивный интестинальный пептид

ВНД – высшая нервная деятельность

ВНС – вегетативная нервная система

ВП – вызванные потенциалы

ВПСП – возбуждающий постсинаптический потенциал

ГАМК – гамма-аминомасляная кислота

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

КГР – кожно-гальваническая реакция

КП – критический потенциал

КУД – критический уровень деполяризации

КФ – креатинфосфат

ЛГ – лютеинизирующий гормон

МВПСП – миниатюрный возбуждающий постсинаптический

потенциал

МРТ – магнитно-резонансная томография

МЭГ – магнитоэнцефалограмма

РНК – рибонуклеиновая кислота

ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография

СТГ – соматотропный гормон

Т3 – трийодтиронин

Т4 – тетрайодтиронин, тироксин

ТПСП – тормозной постсинаптический потенциал

ТТГ – тиреотропный гормон

ФСГ – фолликулостимулирующий гормон

цАМФ – циклический аденозинмонофосфат

ЦНС – центральная нервная система

ЭЭГ – электроэнцефалограмма






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.