Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии






Пояснительная записка

 

Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об основах индивидуальных различий между людьми.

Задачи дисциплины:

· Рассмотреть основные проблемы современной дифференциальной психологии;

· Познакомиться с основными методами исследования в дифференциальной психологии;

· Рассмотреть прикладные аспекты дифференциальной психологии (в процессе обучения, при отборе кадров, в криминалистике и т.д.).

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования: в качестве основ для дифференциальной психологии выступают физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, общая и возрастная психология. В свою очередь, данные дифференциальной психологии находят свое применение в психологии развития, экспериментальной психологии, психологии труда и спорта.

 

Учебно-тематический план

 

Наименование модуля, темы Кол-во аудиторных часов (лекции) Кол-во часов на самостоят. работу
1 модуль. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии. Исследования индивидуально-типологических различий
  Предмет и методы дифференциальной психофизиологии    
  Дифференциально-психологические основы профессиональной деятельности и прикладные исследования в области дифференциальной психологии    
  Особенности личности и свойства нервной системы    
2 модуль. Индивидуальные различия у человека и животных. Индивидуальные различия, связанные с полом и профильной асимметрией
  Индивидуальные различия у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии    
  Асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии    
  Дифференциальная психофизиология и психология мужчины и женщины    
3 модуль. Индивидуальные различия, связанные с личностными особенностями и групповой принадлежностью
  Индивидуальные различия, связанные с особенностями психических процессов, способностей и интеллекта    
  Индивидуальные различия, связанные со стилевыми особенностями    
  Индивидуальная специфика функционирования защитных механизмов и стилей реагирования в сложных жизненных ситуациях    
  Интернет -зависимость    
  Групповые различия по этнокультурному фактору    
Итого:    

 

 

Модуль. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии. Исследования индивидуально-типологических различий

 

Комплексная цель модуля – формирование у студентов представлений о предмете и методах дифференциальной психофизиологии, основных направлениях и результатах исследований индивидуально-типологических различий.

Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии

История развития дифференциально-психологической мысли. Предмет дифференциальной психологии, проблемное поле, основные методы и задачи. Связь с другими науками. Прикладное значение решаемых задач. Основные исследовательские методы. Методологические подходы, использующиеся в дифференциальной психофизиологии (Ратанова Т.А., 2008).

Представления о процессах возбуждения и торможения. Развитие отечественной дифференциальной психофизиологии. Основные свойства нервных процессов по И.П. Павлову, типы высшей нервной деятельности, концепция свойств нервной системы. Школа Б.М. Теплова. Структура индивидуально-психологических различий по Б.М. Теплову. Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы. Структура темперамента по В.Д. Небылицыну. Структурно-системный подход В.Д. Небылицына к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Связь дифференциальной психофизиологии с другими науками.

Методы дифференциальной психологии и психофизиологии. Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. “Типологический” и “измерительный” принципы. Виды статистического анализа.

Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий.

 

Литература к теме 1:

1. Базылевич Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

2. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

3. Поворинский А. Г., Заболотных В. А. ПОСОБИЕ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ https://www.mks.ru/library/books/eeg/kniga01/index.html

4. Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под редакцией Ю. И. Александрова Серия «Учебник нового века» СПб.: Питер, 2003. -496 с. 363-378.

5. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности: Учебное пособие.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.- 160 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.