Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщение и метафоризация информации






Речь пойдет еще об одном чрезвычайно важном умении терапевта – и, соответственно, об очень важном для эффективности терапевтического процесса действии. Дело в том, что психотерапевт, к сожалению, практически никогда не действует в условиях достаточности имеющейся у него информации, поэтому ему приходится прилагать поистине титанические усилия для увеличения ее объема. И неоценимую услугу в этом ему может оказать умение делать обобщающие выводы из полученной информации. Это умение основано на уже знакомой вам идее о том, что является предметом психотерапевтической деятельности. Напомним: любые проявления человека несут на себе отпечаток его личностной позиции, которая, в свою очередь, сформирована под влиянием базового личностного нарушения. Соответственно, умение обобщать информацию предполагает способность видеть в отдельных, порой самых, на первый взгляд, незначительных деталях проявление исходной личностной позиции клиента и, следовательно, базового личностного нарушения. Попробуем проиллюстрировать сказанное на примере упражнения, которое мы используем на обучающих семинарах по

стратегиям и тактикам психотерапии.

Представим себе, что в ходе своего рассказа клиент сообщает терапевту о том, что любит писать шариковой ручкой. Для начала проанализируем, какая исходная информация – то есть информация, еще не подвергшаяся какой бы то ни было обработке – содержится в этом утверждении. Во-первых, это сообщение о том, что клиенту вообще приходится достаточно часто писать – достаточно для того, чтобы определить собственные «инструментальные» предпочтения в этом процессе. Во-вторых, это информация о том, что он в принципе избирателен относительно условий совершения даже самых незначительных действий. В-третьих, в качестве инструмента письма его устраивает именно шариковая ручка – то есть относительно неприхотливый письменный прибор, который не требует особой аккуратности и внимания при использовании. Первый фрагмент информации сразу предоставляет нам целый веер версий относительно рода деятельности – а, возможно, и наличия вполне определенных хобби, связанных с необходимостью часто писать. Второй и третий фрагменты дают нам вероятностную информацию об определенных свойствах характера клиента – мы, например, вполне можем предположить, что он чувствителен к собственным телесным ощущениям, придает некое значение бытовым удобствам и, возможно, не слишком педантичен и аккуратен. Понятно, что все это можно считать информацией лишь в первом приближении и необходимо проверять – наблюдением за поведением клиента в ходе работы, прямыми вопросами (которые в этом случае можно будет считать проверочными) или сравнением с другой информацией, полученной тем же способом.

На этом весьма простом примере мы хотели показать сам тип мыслительных операций терапевта при работе с любой информацией, сообщаемой ему клиентом, - сначала производится расчленение сообщения клиента на фрагменты прямой информации, а затем из этих фрагментов делаются некие обобщающие выводы.

Подобный вариант работы с информацией можно считать вертикальным – в том смысле, что он позволяет от частных проявлений клиента подниматься к видению неких общих закономерностей его поведения и далее – к представлению о его личностной позиции и содержащейся в ней информации о базовом личностном нарушении.

Другой способ непрямого получения информации основан на иной когнитивной операции – на метафоризации, или, иначе говоря, на сравнении и построении аналогий. Речь идет о горизонтальном переносе информации о поведении и реакциях клиента в одних ситуациях на другие, сходные по своему смыслу и сюжету. Как уже говорилось, вся психотерапия, в сущности, основана на подобном переносе – мы ведь изначально предполагаем, что клиент в своем общении с нами ведет себя принципиально так же, как и в своей повседневной жизни. Аналогичное когнитивное действие мы вправе совершить по отношению к любой информации о клиенте. Мы можем, например, предположить, что его поведение с терапевтом и отношение к нему довольно точно отражает поведение с любыми авторитетными для него людьми – родителями, руководителями и т.п. – и отношение к ним. Мы можем спроецировать информацию, которую он нам дает, допустим, о своей манере вождения автомобиля на его способ движения к цели, на способ общения с окружающими его людьми – да и в целом на выстраивание им жизненных стратегий (хотя это, строго говоря, будет ближе к операции обобщения информации). Важно только четко определить для себя критерий, по которому мы проводим сравнение.

Вообще, при использовании обоих этих способов получения информации очень важно постоянно помнить о двух вещах – во-первых, о том, что информация, которая терапевт получает подобными способами, является всего лишь предположительной и нуждается в проверке, а во-вторых, о том, что терапевт обязан рефлексировать собственный процесс мышления и в каждый момент четко осознавать, каким именно способом он получил ту или иную информацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.