Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап сбора информации






На этом этапе перед психотерапевтом стоят три основные задачи:

· установление доверительного контакта с клиентом;

· получение максимума информации о клиенте, проблеме, с которой он пришел на прием, и причинах ее возникновения;

· помощь клиенту в формулировке конструктивного запроса, с которым можно было бы начинать работу.

Каждая из этих задач требует отдельной расшифровки.

О необходимости установления доверительного контакта с клиентом для эффективной психотерапевтической работы знает любой начинающий психотерапевт. Однако что это, собственно говоря, значит и как это делается? Какой контакт можно считать доверительным, как психотерапевт может поспособствовать созданию именно такой – безопасной и принимающей - атмосферы и по каким признакам психотерапевт понимает, что такая атмосфера уже возникла в ходе общения?

Нам кажется, что доверительным контакт становится не тогда, когда клиент начинает много и подробно о себе рассказывать, а тогда, когда его рассказ становится точно соотнесенным с вопросами терапевта – и в то же время сообщаемая информация оказывается глубже этих вопросов, возникают новые варианты осмысления событий своей жизни. Короче говоря, когда клиент начинает не просто говорить о себе, а говорить о себе в настоящем диалоге с терапевтом. В таком диалоге клиент обычно более или менее длительно задумывается над заданными вопросами и переструктурирует сообщаемую информацию в соответствии с ними. С этой точки зрения неостановимо длинный рассказ о возможно большем количестве событий своей жизни вряд ли может считаться проявлением настоящего доверия к терапевту – ведь в таких случаях чаще всего человек говорит как бы сам с собой. С другой стороны, и предельно краткие ответы на вопросы терапевта не свидетельствуют о наличии контакта с ним.

Какими же средствами терапевт может добиться такого контакта с пришедшим к нему на прием клиентом? Понятно, что большое значение имеет и поза терапевта, и выражение его лица, и даже сама обстановка кабинета, где ведется прием. Знаете традиционные советы начинающему психотерапевту – открытая поза, благожелательный пристальный взгляд, сочувственное кивание с непременным рефреном «Да-да, я вас понимаю»?.. Честно говоря, с нашей точки зрения, все это на поверку оказывается не слишком важным. Терапевт вполне может позволить себе быть хмурым, сидеть, положив ногу на ногу и не демонстрировать клиенту собственные ладони, если он умеет задавать точные вопросы. А точными вопросами можно считать те, которые по-настоящему показывают клиенту, что его поняли - и поняли глубже и шире, чем он сам о себе рассказал. И если терапевт умеет задавать именно такие вопросы, то, возможно, не будет слишком большой бедой, если иногда он позволит себе перебить клиента, чтобы задать какой-то уточняющий вопрос по уже сказанному, пока клиент не двинулся дальше. Подробно на теме точных вопросов мы остановимся в главе, посвященной тактике психотерапии.

Второй задачей первого этапа, как вы помните, является сбор максимального количества информации о клиенте. Эта информация приходит к терапевту сразу по нескольким каналам – и непосредственно из произносимого клиентом текста, и по его телесным проявлением, о которых мы уже много писали в главе, посвященной доступу к телесной информации, и по структуре речи клиента. Понятно, что существует также и ряд обязательных вопросов – к ним, например, относятся вопросы о возрасте, семейном положении, профессии, работе или учебе человека, о том, с кем он живет в настоящий момент, об отношениях в семье – как собственной, так и родительской, - о наличии хронических заболеваний, времени возникновения предъявленной проблемы и т.д. Большое количество информации можно получить и из разного рода уточняющих вопросов, позволяющих детализировать рассказ клиента.

Третья задача - помощь клиенту в формулировке действительно конструктивного запроса. Вообще-то критерии конструктивного запроса достаточно подробно изложены в большом количестве психологической литературы. Тем не менее, хотелось бы остановиться на этом подробнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.