Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель личности в метафорической работе с телом






Для того, чтобы перевести все сказанное выше на язык телесно-ориентированной психотерапии – то есть на язык взаимоотношений человека с собственной энергией, - совершим несколько неожиданный экскурс в физику.

Если цитировать современный учебник астрономии или, еще того лучше, космологии, то в начале не было совсем ничего. Такое «совсем ничего» называется вакуумом, поскольку, c точки зрения физики, вакуум – это еще не пространство. Пространство начало существовать не ранее, чем начала существовать Вселенная.

До момента своего зарождения материя была сосредоточена в одной-единственной точке, объем которой стремился к нулю. Плотность же материи в этот момент стремилась к бесконечности и представляла собой нечто невообразимое - в отличие от точки, про которую тоже толком ничего неизвестно, но которую мы хотя бы представить себе способны (пусть реальную, геометрическую, а не теоретическую). Такое состояние материи – когда вся она, какая вообще сейчас существует во Вселенной, каким-то образом была втиснута в наименьшее из того, что только можно себе представить, - называется сингулярностью, что по-латыни обозначает «отдельность, особенность».

А затем в какой-то момент времени (если, конечно, считать, что время может существовать тогда, когда еще не существует пространства) началось светопреставление. Точнее говоря, светопреобразование. По каким-то одной ей ведомым причинам точка в этот – Начальный – момент стала расширяться одновременно во все стороны. Это событие было названо учеными Большим взрывом. Скорость этого объемного расширения была столь же беспредельно велика, сколь невообразимы были вначале плотность и объем всей будущей Вселенной.

Модель Большого взрыва предполагает, что изначально расширение Вселенной происходило одинаково и с одной и той же скоростью во все стороны. Затем в этом равномерном расширении начались некоторые спонтанные изменения. Достаточно быстро начали возникать случайные, различные по величине и массе «возмущения плотности» - сгустки и разрежения среды, которые миллионы лет спустя обусловили структуру современного мира.

Что касается будущего нашей Вселенной, то в настоящее время существует две различные космологические модели дальнейшего ее развития. Согласно одной из них, Вселенной суждено расширяться вечно. Другая же модель предполагает, что в конце концов Вселенная начнет сжиматься.

Вас удивляет такой долгий и глубокий экскурс в физику? А на самом деле его связь с той периодизацией раннего развития, которую мы собираемся вам предложить, на наш взгляд, самая прямая. В приведенном выше описании достаточно легко усмотреть аналогию с процессом развития человека. В самом деле, до своего рождения ребенок пребывает в некоем состоянии, аналогичном сингулярности, т.е. в состоянии потенциальности собственного существования. С момента же появления на свет его действия тем более предсказуемы и неотвратимы, чем ближе они по времени к точке рождения. Можно почти не сомневаться, что в случае нормального физиологического развития в определенный момент времени ребенок начнет держать головку, перекатываться с боку на бок, пытаться сесть, а затем пойти. Естественно, в это время еще даже и речи не идет о сколько-нибудь осмысленном плане его действий или о какой бы то ни было зависимости его развития от направленных усилий его родителей. Ясно, что мы имеем дело с очень мощной, практически непреодолимой для здорового ребенка изначальной тенденцией к расширению собственного жизненного пространства. Правда, следует определить, что же мы понимаем под жизненным пространством. Этим выражением мы называем все, что человек освоил – или, иначе говоря, сделал своим – за всю свою жизнь, начиная с момента рождения и до постоянно меняющегося момента, неизменно называемого «сейчас». Вполне естественно, что каждую секунду жизненное пространство человека увеличивается, поскольку увеличивается то, что можно считать его прошлым – то есть уже освоенным опытом. Назовем эту врожденную тенденцию к расширению пространства собственных возможностей весьма условно тенденцией «Я хочу». Именно от «Я хочу» зависит реальное воплощение потенциальной энергии человека в направленную силу.

Если внимательно вглядеться, то аналогия человеческой жизни с Большим взрывом практически во всем представляется очень точной. Например, очевидно, что если мы попробуем виртуально двигаться назад во времени, то обнаружим, что чем больше мы приближаемся к точке Большого взрыва, тем выше оказывается энергия расширения пространства и определеннее - направление этого расширения. По аналогии с этим можно сказать, что чем ближе ребенок находится к моменту своего рождения, тем более мощным и непреодолимым является его стремление к стремительному расширению своего жизненного пространства, что практически не оставляет возможностей для вариабельности его развития – слишком уж велика энергия этого развития. Вы же помните, что поначалу ребенок растет так быстро, что за первый год жизни его рост увеличивается почти вдвое, а в дальнейшем «скорость вырастания» неуклонно снижается. С дальнейшим увеличением «временного расстояния» от «точки рождения» (Вселенной или – в нашем случае – ребенка) энергия расширения пространства также постоянно снижается за счет постоянных ее затрат в зоне непосредственного расширения (то есть на постоянно перемещающейся границе между расширяющейся Вселенной и окружающим вакуумом). Касательно человеческой жизни - непреодолимость внутренней, неосознаваемой и неконтролируемой тенденции к определенным образом заданномурасширению снижается, соответственно растет вариабельность изменений в жизни человека. Иначе говоря, если мы знаем точно, что в случае нормального физиологического развития все дети примерно к полутора месяцам начинают сами держать головку, то уже возраст, в котором дети начинают сами ходить, в среднестатистической норме колеблется от десяти до пятнадцати месяцев. Еще более вариабелен возраст, в котором появляется способность контролировать физиологические отправления и т.д.

Можно попытаться представить себе и то, что происходит на границе расширения индивидуальной Вселенной - или того, что мы назвали жизненным пространством. В любой момент времени жизненное пространство включает в себя все освоенные человеком возможности в самом широком смысле этого слова, а окружающий его мир – все, чего он в принципе может хотеть. С ростом самостоятельности человека и уникальности его жизненной истории увеличивается и специфичность распределения энергии, затрачиваемой на взаимодействие с окружающим миром (вы помните, что с определенного момента Вселенная тоже перестала расширяться равномерно?) В дальнейшем попробуем рассмотреть, что же в развитии человека влияет на специфику распределения им жизненной энергии.

В тот момент, когда энергия расширения становится равной нулю, это расширение становится невозможным. Аналогичным образом, когда человек исчерпывает всю энергию, заложенную в его сингулярности в момент его персонального Большого взрыва, то есть рождения, он умирает. Разумеется, люди не всегда умирают от старости по причине того, что исчерпали всю имевшуюся у них жизненную силу. Но в любом случае, смерть всегда оказывается следствием невозможности расширения жизненного пространства – невозможности, обусловленной извне или изнутри.

Итак, если уж считать, что нам удалось усмотреть аналогию расширения Вселенной из начальной точки и расширения пространства возможностей человека из точки его рождения до – теоретически – бесконечности, то будем решать стоящие перед нами задачи, исходя именно из этой модели.

Вспомним, что процесс жизнедеятельности человека обеспечивается наличием у него четырех базовых умений – умения понимать собственные потребности, умения оценивать условия, в которых этим потребностям предстоит быть реализованными, умения выбирать адекватные средства и умения осмыслять общие принципы построения и решения задач. Тогда получается, что в процессе своего раннего развития человек должен эти умения освоить. Попробуем соотнести эти четыре базовые личностные умения с информацией о том, какие наиболее значимые события происходят с человеком в первые годы его жизни. В результате мы получим периодизацию раннего развития личности, основанную на представлении о четырех базовых личностных умениях, обеспечивающих полноценную и гармоничную жизнедеятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.