Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический индекс – это обобщенный (производный) показатель, сформированный из исходных данных посредством математических операций.






Он строится на основе эмпирических индикаторов и показателей, полученных в ходе исследования, либо от их производных.

Например, попытаемся найти индекс уровня беспокойства выпускников по поводу трудоустройства по специальности после окончания вуза. У каждого респондента есть оценка по порядковой шкале с тремя или пятью градациями.

Зададим вопрос: " Насколько Вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? "

Варианты ответов: – уверен, что найду;

– и да, и нет;

– совсем не уверен, что найду.

Оценкой " уровня беспокойства" для группы может служить абсолютная разница между числом " уверенных" и числом " неуверенных" в группе. Относительная – это доля той разницы в общем числе респондентов данной группы.

Тогда значение индекса не зависит от объема группы и по нему можно сравнивать " уровни беспокойства" групп разного объема.

Обозначим:

np – число " уверенных";

no – число " неуверенных";

nn – число " нейтральных".

Тогда индекс I вычисляется по следующей формуле:

.

Для любого индекса необходимо выяснить правила его " поведения".

Индекс обладает следующими свойствами:

Он принимает максимальное значение, равное +1, когда все респонденты в группе уверены, что найдут работу по специальности.

Он принимает минимальное значение, равное –1, когда все респонденты не уверены, что найдут работу по специальности.

Индекс равен нулю, если число " уверенных" равно числу " неуверенных".

Положительное значение индекса говорит о том, что уверенных больше, чем неуверенных. И соответственно отрицательное значение появится в ситуации, когда число неуверенных больше, чем уверенных.

В группах с одинаковой разницей (отличной от нуля) между числом уверенных и неуверенных (это называется абсолютной разницей в отличие от относительной) значение индекса будет больше в той группе, где меньше нейтральных ответов. Это будет аналитический индекс с трехчленной шкалой.

Индекс для вопросов с пятичленной градацией будет вычисляться по другой формуле.

Аналитический индекс для шкалы с пятичленной градацией:

,

где na – число уверенных студентов; nb – число скорее уверенных, чем нет; nc – число нейтральных; nd – число не очень неуверенных; ne – число неуверенных.

В данной формуле перед nb и nd введены коэффициенты 0, 5. Они вводятся для того, чтобы сделать равноправными не очень уверенных и не очень неуверенных.

Отдельно взятая градация вносит разный вклад в значение индекса. Вклад тех, кто " не очень", в два раза меньше, чем вклад тех, кто " очень".

Рассмотрим ситуацию, когда в группе нет респондентов уверенных, нейтральных, не очень неуверенных, совсем неуверенных, а все респонденты скорее уверены, чем нет. Тогда значение индекса будет равно 0, 5.

Аналогичные рассуждения можно продолжить для выяснения всех свойств индекса.

Если число градаций на шкале будет большим, то их можно свести к трем. Существует так называемый " закон триад ". Его суть состоит в том, что при любом исследовании социолог выбирает по схеме: большое – среднее – малое или хорошие – средние – плохие, если речь, например, идет о группах. Такой способ используется в порядковых шкалах, в которых сбалансированы ответы положительные и отрицательные, разделенные нейтральным.

Триады могут быть разного типа:

– удовлетворенные; и да, и нет; неудовлетворенные;

– уверенные; и да, и нет; неуверенные;

– вероятные; маловероятные; невероятные;

– интересующиеся; и да, и нет; неинтересующиеся и т.д.

Другими словами, при числе градаций свыше пяти нужно преобразовать исходную шкалу в шкалу с меньшим числом градаций и предложенным способом вычислить групповой индекс.

Преобразовывать необходимо в сбалансированную шкалу. Если этого сделать нельзя, то возможно провести сравнение групп респондентов по другим показателям (например, так называемая мера центральной тенденции).

С помощью логических индексов можно измерить очень ограниченное число свойств объектов.

При построении индексов необходимо быть уверенным в том, что:

1. Существует одномерная латентная переменная, которую необходимо измерить с помощью построения индекса. Эта переменная отражает действительно существующее свойство и данное свойство одномерно.

В случае отсутствия такой уверенности измерение может быть многомерным.

2. Правильно подобраны наблюдаемые переменные для формирования индекса, т.е. они соответствуют латентной характеристике объекта и с их помощью можно ее измерить. Такое соответствие можно обеспечить, опираясь на здравый смысл и опыт исследователя. Например, при измерении удовлетворенности учебой студента можно включить переменные, касающиеся не только самой учебной деятельности, но и условиями быта, возможностями для саморазвития и т.п.

Важным является также форма выражения латентной переменной через наблюдаемые, а также тип используемой шкалы.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.