Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности взаимосвязи динамики представлений о себе






И другом как «трудном» партнере общения и динамики социально-психологических свойств личности в процессе

СПТ

Проследим взаимосвязь между динамикой формально-содер­жательных параметров представлений о себе и другом как «труд­ном» партнере общения и динамикой социально-психологичес­ких характеристик личности. Для этого используем метод сравне­ния крайних групп. Рассмотрим динамику формально-содержатель­ных компонентов представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения отдельно по группам, отличающимся степе­нью выраженности показателей центрации—децентрации и локуса контроля. В первую группу вошли педагоги с максимальной выра­женностью центрации на себе; во вторую — педагоги с макси­мальной выраженностью центрации на других; третью группу со­ставили педагоги с максимальным уровнем интернальности, в четвертую группу были включены педагоги с максимальным уров­нем экстернальности.

Рассмотрим динамику интенсивности оценки характеристик общения себя и другого как «трудных» партнеров взаимодействия в процессе СПТ в зависимости от характера динамики Ц/Д в про­цессе тренинга в группах педагогов с максимальной и минималь­ной выраженностью центрации —децентрации. Динамика интен­сивности оценки характеристик ученика и коллеги как «трудных» партнеров общения у педагогов с ориентацией на себя и динами­ка уровня центрации—децентрации в результате СПТ представле­ны в табл. 8.

Таблица 8

Интенсивность оценки характеристик общения ученика и коллеги как затрудняющих взаимодействие и уровень центрации—децентрации до и после СПТ у педагогов с центрацией на себе (максимальный уровень Ц/Д)

 

 

Характеристики общения Уровень выраженности показателей (в баллах)
Оценка общения ученика Оценка общения коллеги
До СПТ После СПТ До СПТ После СПТ
ЭР фактор 9, 34 7, 54 9, 11 7, 88
СП фактор 8, 69 6, 89 9, 29 8, 05
ОО фактор 9, 05 7, 39 9, 76 8, 78
НД фактор 8, 69 6, 80 9, 34 8, 06
Ц/Д 23, 16 13, 44 23, 16 13, 44

Сравнительный анализ интенсивности оценки характеристик

общения как затрудняющих взаимодействие у педагогов с ярко выраженной центрацией на себе показал, что степень оценки дру­гого как «трудного» партнера общения изменяется в соответствии с изменением показателей центрации—децентрации. Использова­ние критерия Уилкоксона дает основание утверждать, что с умень­шением уровня выраженности центрации на себе (на статистичес­ки значимом уровне) значимо уменьшается и интенсивность оценки характеристик другого как «трудного» партнера (ученика и колле­ги) по всем характеристикам общения. Важным является тот факт, что в процессе тренинга наряду с указанными изменениями у дан­ной группы педагогов одновременно происходит и изменение по­казателя УСК на статистически значимом уровне.

Динамика интенсивности оценки характеристик общения уче­ника и коллеги как «трудных» партнеров общения и динамика по­казателей центрации—децентрации в процессе СПТ у педагогов с ярко выраженной центрацией на других представлена в табл. 9. Из табличных данных следует, что интенсивность оценки характерис­тик общения ученика и коллеги как затрудняющих взаимодействие уменьшилась по всем параметрам общения. Таким образом, педа­гоги, которые до тренинга были максимально центрированы на других, в результате СПТ стали не только больше обращать внима­ния на себя, но и по-другому стали оценивать характеристики об­щения партнера как затрудняющие взаимодействие.

Таблица 9

Интенсивность оценки характеристик общения ученика и коллеги как

затрудняющих взаимодействие и уровень центрации—децентрации до и

после СПТ у педагогов с центрацией на других (минимальный уровень Ц/Д)

 

 

Характеристики общения Уровень выраженности показателей (в баллах)
Оценка общения ученика Оценка общения коллеги
До СПТ После СПТ До СПТ После СПТ
ЭР фактор 7, 86 7, 26 8, 08 7, 97
СП фактор 6, 61 5, 86 8, 18 7, 12
00 фактор 7, 87 7, 11 8, 38 7, 86
НД фактор 6, 97 6, 37 7, 53 7, 48
Ц/Д 2, 67 5, 66 2, 67 5, 66

Важно отметить, что при значимом изменении в процессе тре­нинга уровня Ц/Д в сторону увеличения он не достигает границы средних значений и остается в интервале низких значений для данной выборки. Следовательно, выраженная ориентация на дру­гих (низкий уровень Ц/Д) в меньшей степени поддается измене­ниям в процессе тренинга, что отражается на уровне изменения интенсивности оценок другого как «трудного» партнера общения.

Как оказалось, в том случае, когда оба социально-психологи­ческих свойства личности (Ц/Д и УСК) изменяют свои значения на статистически значимом уровне, интенсивность оценки всех ха­рактеристик общения также значимо изменяется, а при изменении только одной из изучаемых социально-психологических характе­ристик (показателя Ц/Д) наблюдается динамика интенсивности оценок только по отдельным группам характеристик общения.

Проведенное исследование педагогов, участвовавших в груп­пах социально-психологического тренинга, указывает на справед­ливость выводов о роли личностных особенностей, эмпатии, систе­мы отношений, представлений человека в возникновении затруд­ненного общения. Оно также подтверждает мысль о том, что зат­рудненное общение является следствием влияния комплекса фак­торов, что с повышением степени осознания их роли уменьшается вероятность возникновения затрудненного общения. Социально-психологический тренинг выступает в роли механизма, актуали­зирующего различные особенности общения и их осознание. Дан­ные закономерности конкретизируются в зависимости от профес­сиональной принадлежности участников данного тренинга и их личностных особенностей. Анализ результатов применения разра-

ботанной и предлагаемой программы СПТ приводит к следую­щим выводам.

1. Интенсивность оценки характеристик общения как затруд­няющих взаимодействие уменьшается у тех педагогов, у которых в результате СПТ высокий уровень центрации снижается до сред­него. У них наблюдается снижение чувствительности к особенно­стям экспрессивного поведения партнера и понижение сензитив-ности к характеристикам социально-перцептивной сферы как за­трудняющих общение.

2. Уменьшение центрации на себе приводит к расширению объ­ема представлений о себе как «трудном» партнере за счет включе­ния в них особенностей социально-перцептивной сферы, различ­ных видов отношений и навыков взаимодействия. Эти данные сви­детельствуют о тенденции к переходу с объект-субъектной фор­мы общения на субъект-объектную в отношении «трудного» парт­нера-коллеги (объем характеристик, включенных в представление о «трудном» партнере-коллеге, уменьшился, но остался больше, чем объем характеристик, наполняющих представление о себе как «трудном» партнере). Объект-субъектная форма общения с учеником как «трудным» партнером претерпевает изменения в сторону субъект-субъектной его формы (минимизируются тре­бования к социально-перцептивным способностям ученика и навы­кам его взаимодействия при одновременном включении этих же характеристик в представление о себе как о «трудном» партнере общения).

3. Формально-содержательные параметры представления о себе и другом как «трудном» партнере общения значимо не изменяют­ся у тех педагогов, у которых до СПТ были зафиксированы высо­кие показатели интернальности и выраженная ориентация на дру­гих, не претерпевшие существенных изменений после СПТ.

4. В процессе СПТ в соответствии с увеличением интернально­сти локуса контроля у тех педагогов, у которых до СПТ был ярко выраженный внешний локус контроля, произошли изменения в формально-содержательных компонентах представлений об уче­нике как «трудном» партнере и остались без изменения представ­ления о коллеге как «трудном» партнере.

5. Динамика интенсивности оценки характеристик другого как «трудного» партнера общения в большей степени, чем содержа­ние представлений, детерминировано динамикой показателей центрации— децентрации и уровня субъективного контроля.

Таким образом, динамика формально-содержательных компо­нентов представления о себе и другом как «трудном» партнере общения определяется различным соотношением динамики по­казателей центрации—децентрации и локуса контроля с их ис­ходным уровнем развития до СПТ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахманов Р.А. Психологические трудности общения и их кор­рекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1994.

2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.

3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в соци­альной психологии // Психология личности и образ жизни. — М., 1987.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

6. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. — М., 1981.

7. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психо-логической концепции С.Л.Рубинштейна // С.Л.Рубинштейн. Очерки. Воспоминания: Материалы к 100-летию со дня рождения. — М., 1989.

8. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные пробле­мы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975.

9. АвербухД. Душа и внешность. — Харьков, 1901.

10. Аглахвердова О.В., Иванов Е.М., Мосолов Ю.П. Индивидуальные свойства и эмпатия // Теоретические и прикладные проблемы психоло­гии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. — М, 1979.

11. Аленикова СИ. О жесте // Человек. — 1991. — № 3.

12. Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассни­ками: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1989.

13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М., 1980.

14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

15. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., 1997.

16. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996.

17. Андрианов М.С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал. — 1995. — № 3.

18. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся сис­темы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.

19. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос­мысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Пси­хологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 1.

20. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.

21. Асмолов А.Г. Психология, искусство и образование // Искусство в школе. — 1993. — № 9.

22. Ахмеров РА. Биографический тренинг при кризисах середины жиз­ни // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. — М., 1993.

23. Бажин Е.Ф., Голынкина К.А., Эткинд A.M. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК). — М., 1984.

24. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. — М., 1992.

25. Балтинь А. Отражение эффекта видеотренинга на уровне когни­тивных навыков // Человек. Общение и жилая среда. — Таллин, 1986.

26. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком само­го себя // Вопросы психологии. — 1990. — № 8.

27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

28. Бгажнаков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов — Нальчик 1983.

29. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.

31. Блинова И.Л. Повышение эффективности общения у студентов // Ежегодник Российского психологического общества «Психология и прак­тика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2.

32. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.

33. Бобнева М.И. Специфика социально-психологических свойств и способностей личности // Социальная психология личности. — М., 1979.

34. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983.

35. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

36. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы пси­хологии. — 1994. — № 1.

37. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева // Вопросы психологии. — 1993. — № 2.

38. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988.

39. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. — 1992. — № 5, 6.

40. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспек­ты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психо­зах / Под ред. Б.Д.Карвасарского, В.А.Мурзенко. — Л., 1975.

41. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996.

42. Борисова А.А. Проницательность как проблема общения // Вопро­сы психологии. — 1990. — № 4.

43. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная пси­хология. — 1993. — № 1.

44. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

45. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы пси­хологии. — 1997. — № 5.

46. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно ориентиро­ванного подхода к воспитанию // Образование и культура северо-запада России. - СПб., 1996.

47. Бреус Е.Д. Динамика трудностей общения педагогов в процессе социально-психологического тренинга // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1.

48. Брушинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 2.

49. Бруш.шнский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 6.

50. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1994.

51. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1998.

52. Васильева О.С, Ульяницкий С.Л., Хмарук И.Н. Исследование осо­бенностей деструктивного поведения в условиях кризиса эмоциональ­но значимых отношений // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1997. - Вып. 2.

53. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

54. Вербова К.В. О взаимосвязи мотивационных и социально-перцеп­тивных комплексов в общении // Вопросы психологии межличностного познания и общения. — Краснодар, 1983.

55. Вереникина ИМ. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. — 1986. — № 3.

56. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, вос­питывающихся вне семьи // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 4.

57. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. — Т. 1.

58. Габдулина Л.И. Взаимосвязи направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1.

59. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьни­ков и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981.

60. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Воп­росы психологии. — 1975. — № 2.

61. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эм­патии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. — М., 1979.

62. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее связь с доминирующими потребно­стями личности // Проблемы формирования социогенных потребнос­тей: Тез. докл. Первая всесоюз. конф. — Тбилиси, 1974.

63. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания че­ловека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975.

64. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгру­энтной эмпатии // Вопросы психологии. — 1993. — № 4.

65. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

66. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. — М, 1980.

67. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. — 1997.— Т. 18. — №6.

68. Гришина И. В. Психология социальной ситуации // Вопросы психо­логии. — 1997. — № 1.

69. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1996.

70. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенство­вания коммуникативной компетентности: Автореф. дис.... докт. психол. наук. —Л., 1991.

71. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) // Актив­ные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. — М., 1983.

72. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и раз­витие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров, 1991.

73. Зайцев СВ. Оценка способностей воспитателей к децентрации // Вопросы психологии. — 1995. — № 4.

74. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — М., 1994.

75. Иванова ТВ. Социально-перцептивная компетентность и ее разви­тие средствами рисованного юмора: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Самара, 1999.

76. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

77. Есенина Е.И., Моисеева ТС. Психологические особенности орга­низационных умений учителя и тренинг управления классом // Ежегод­ник РПО «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2.

78. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Груп­повая психотерапия. — М., 1990.

79. Каган М.Р., Эткинд A.M. Общение как ценность и как братство // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.

80. Кан-Калик В.А., Ковалев А.Г. Классификация психологических ти­пов общения // Вопросы психологии. — 1987. — № 3.

81. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. — М., 1988.

82. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детермина­ция психического в работах советских психологов // Общение и разви­тие психики. — М., 1986.

83. Колесникова М.Е. Динамика представлений о себе участников совме­стной управленческой деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.

84. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологиче­ский журнал. - 1987. — Т. 8. — № 4.

85. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаи­модействия с подростками. — М., 1992.

86. Кондратьева СВ. К вопросу о регулятивной функции понимания учителем личности учащихся // Взаимопонимание в общении учителя и учащихся. — Ростов н/Д, 1980.

87. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций обще­ния в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дис.... канд. психол. наук. —Л., 1986.

88. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: Психоло­гия значимых отношений. — М., 1989.

89. Кудрявцев И.А. Изучение преступного насилия: социально-психо­логический аспект// Психологический журнал. — 1988. — Т. 9. — № 2.

90. Кузнецова Е.В. К проблеме использования невербальных техник в групповой психокоррекции // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. —Вып. 1.-Ч. 1.

91. Кузнецова Е.В., Эксакусто Т.В. Особенности коммуникативного поведения и эмоциональных переживаний участников затрудненного делового взаимодействия // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1998.

92. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической тео­рии и практики / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995.

93. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интел­лект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и при­кладные вопросы психологии / Под ред. А.А.Крылова. — СПб., 1995.

94. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. — Л., 1985.

95. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — СПб., 1991.

96. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. — 1992. — № 3.

97. Курек Н.С. О взаимосвязи эмоциональной экспрессии и потребле­ния психоактивных веществ в диадах «мать — дочь» // Психологический журнал.— 1996.— Т. 17. — № 1.

98. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддитивного поведения в подростковом возрасте // Воп­росы психологии. — 1997. — № 2.

99. Лабиринты одиночества/ Общ. ред. Н.Е.Покровского. — М., 1989.

100. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постанов­ке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический ве­стник. — Ростов н/Д, 1997. — Вып. 2.

101. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д, 1999.

102. Лабунская В.А. Социально-психологические детерминанты воз­никновения затруднений в межэтническом общении // Известия выс­ших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные на-уки. — 1998. — № 2.

103. Лабунская В.А. Типы структур психологических трудностей обще­ния // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990.

104. Лабунская В.А., Ногерова М.Т. Этноролевые факторы динамики представлений о трудном партнере общения // Психологический вест­ник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1.

105. Лабутпова И.В. Развитие общих коммуникативных умений у сту­дентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному язы­ку: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1990.

106. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — Пг., 1922.

107. Леонтьев А.А. Психология общения. — М, 1998.

108. Лидере А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. — 1998.— № 1.

109. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо­логии. — М., 1984.

ПО. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей: Учебно-метод. пособ. — М, 1986.

111. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / Пер. с нем. — М., 1995.

112. Лоуен А. Язык тела. — СПб., 1997.

113. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. — Ростов н/Д, 1991.

114. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1996.

115. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затруднен­ного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодей­ствия: Дис.... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1998.

116. Менджерицкая Ю.А. Методические трудности изучения эмпатии // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под ред. Т.Ю.Синченко, В.Г.Ромек. — Ростов н/Д, 1998.

117. Менджерицкая Ю.А. Социально-психологические характеристи­ки неподтвержденной личности // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1997. - Вып. 2.

118. Метельский Г.И. Проявление эмпатии у комсоргов студенческих групп // Педагогические проблемы социальной психологии. — Минск, 1979.

119. Мерлин ВС. Очерк интегрального исследования индивидуально­сти. - М., 1986.

120. МиккинХ. Цели, процессы и методы видеотренинга руководите­лей // Человек. Общение и жилая среда. — Таллин, 1986.

121. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.

122. Меньшикова Л.В. Развитие механизмов децентрации в процессР обучения студентов деловому общению // Ежегодник РПО «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2.

123. Молоканов М.В. Двумерное пространство моделей коммуникатив­ного взаимодействия // Вопросы психологии. — 1995. — № 5.

124. Муздыбаев К. Психология ответственности. —Л., 1983.

125. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младен­ца // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

126. Мюллюниеми Р. О происхождении социальных ориентации // Про­блемы психологии личности. — М., 1982.

127. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1961.

128. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. — М., 1995.

129. Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.

130. Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тре­нинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. — 1990. — Т. П.-№5.

131. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.

132. Общение и оптимизация совместной деятельности / Общ. ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. — М., 1987.

133. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бода­лева, А.Н.Сухова. — М., 1995.

134. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. — 1993. — № 4.

135. Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? — М., 1997.

136. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. — 1974. — № 2.

137. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 4.

138. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. —Л., 1983.

139. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. — СПб., 1999.

140. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа // Философия и социальная психология / Под ред. Б.Д. Парыгина. — Л., 1975. - Вып. 3.

141. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его функции // Философия и социальная психология / Под ред. Б.Д. Парыгина. — Л., 1974. - Вып. 8.

142. Пашукова Т.Н. Мотивирующая функция эмпатии // Исследова­ния мотивационной сферы личности. — Новосибирск, 1984.

143. Пашукова Т.И. Проявление эгоцентризма в общении и возможно­сти его коррекции // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990.

144. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы соци­ально-психологического тренинга. — М., 1982.

145. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психоло­гический тренинг. — М., 1989.

146. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

147. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. — Ростов н/Д, 1996.

148. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М.; Воронеж, 1998.

149. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е. В.Шороховой. — М., 1978.

150. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990.

151. РеанА.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5.

152. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологи­ческий журнал. — 1994. — Т. 15. — № 2.

153. РегушЛ.А. Тренинг профессиональной наблюдательности: Мето­дическое руководство. —Л., 1991.

154. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

155. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 19S9. — Т. 1, 2.

156. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии — М., 1976.

157. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. — Яро­славль, 1992.

158. Рождественская Н.А., Исаева М.В. Совершенствование межлич­ностного взаимодействия учителя с учениками и коллегами // Развива­ющаяся психология — основа гуманизации образования: Матер. Перв. всерос. науч.-метод, конф. — М., 1998.

159. Рюмшина Л.И. Диалог — игра — манипуляция // Психологиче­ский вестник. — Ростов н/Д, 1997. — Вып. 2.

160. Сарджвелладзе Н.И. Тренинг свободы и открытости // Психоло­гия с человеческим лицом. — М., 1997.

161. Сарджвелладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989.

162. Семилет Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1988.

163. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре про­фессионально значимых качеств школьных практических психологов: Ав­тореф. дис.... канд. психол. наук. — Иркутск, 1996.

164. Сомова Е.Г. Трудности в общении и мотивация аффилиации у подростков // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. — Вып. 2. — Краснодар, 1997.

165. Сопиков А.Л. Механизм эмпатии // Вопросы психологии позна­ния людьми друг друга и самопознания. — Краснодар, 1977.

166. Социальная психология личности. — М., 1979.

167. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели хологического развития. — Киев, 1992.

168. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. — 1991. — № 5.

168. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка лично­стной формы общения // Вопросы психологии. — 1991. — № 5.

170. Столин В.В., Голосова Н.И. Факторная структура эмоционально­го отношения человека к человеку // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. - № 2.

171. Стрелкова Н.Э. К проблеме психодиагностики и психокоррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические труд­ности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990.

172. Субъект и социальная компетентность личности. — М., 1995.

173. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. — Краснодар, 1997.

174. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. — Ря­зань, 1993.

175. Ульяницкий С.Л. Психологические особенности деструктивного по­ведения // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 2.

176. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии // Психологиче­ский журнал. — 1994. — № 5.

177. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного пре­ображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. — М., 1995.

178. Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского // Общение и развитие психики / Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева. — М., 1986.

179. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

180. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. — М., 1991.

181. Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П. С. Гуревича. — М., 1989.

182. Фрустрация, конфликт, защита / Пер. с англ. А. В. Александровой // Вопросы психологии. — 1991. — № 6.

183. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М., 1980.

184. Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики / Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева. — М., 1986.

185. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъективного подхода в исследовании познания людь­ми друг друга) // Психология межличностного познания. — М., 1986.

186. Холд Б., Шлейд М. Значение человеческих запахов при несловес­ной коммуникации (№ Е-10567). — М., 1983.

187. Холл Э. Как понять иностранца без слов. — М., 1995.

188. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. с англ.; Общ. ред. Г.В.Бурменской. — М., 1993.

189. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

190. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного об­щения. — Киев, 1985.

191. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуа­циях временного дефицита // Психологические исследования общения — М, 1985.

192. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. — Ростов н/Д, 1996.

193. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.

194. Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 3.

195. Шибутани Т. Социальная психология / Общ. ред. Г. В Осипова — М„ 1969.

196. Шкопоров И.Б., Белопольский В.И. О функции взора человека в межличностном взаимодействии // Вопросы психологии межличност­ного познания и общения. — Краснодар, 1985.

197. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов н/Д, 1994.

198. Шкуратова И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990.

199. Шкурко Т.А. Динамика отношений личности в процессе танце­вально-экспрессивного тренинга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1997.

200. Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активно­сти осужденных // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 3.

201. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание лично­сти // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

202. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьни­ков к общению // Вопросы психологии. — 1990. — № 4.

203. Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1994.

204. Эксакусто Т. В. Барьеры общения и диагностика их детерминант с целью оптимизации совместной деятельности // Психологический вест­ник. - Ростов н/Д, 1996. — Вып. 1. — Ч. 1.

205. Эксакусто Т.В. Психологические и психофизиологические харак­теристики участников затрудненного делового взаимодействия: Автореф. канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1997.

206. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. — Ростов н/Д, 1990.

207. Южанинова А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности обще-

ния: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Ростов н/Д, 1990.

208. Южанинова А.Л. Понятие социального интеллекта в системе пси­хологических категорий // Мировоззренческие и методологические воп­росы современного научного познания. — Саратов, 1985.

209. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дис.... докт. психол. наук. — СПб., 1995.

210. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. — Ростов н/Д, 1997.

211. Ярошевский М.Г. История психологии. — 3-е изд. — М., 1985.

212. Agnew R. Foundation for a General Strain Theory of Crime and Delinquency// Criminology. — 1992. — Vol. 30. — № 1.

213. Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. — Cambridge, 1981.

214. Barett-Lennard G. The Phases and Focus of Empathy // British Journal of Medical Psychology. — 1993. — Vol. 66. — № 1.

215. Barnett M.A., Mallininey V. Influence of the Reason for the other's Affect on pre-schooler's empathic response // Journal of Genetic Psychology. — 1988. — Vol. 149. — № 2.

216. Barnett M.A., McCoy S.J. The Relation of Distressful Childhood Experiences and Empathy in College Undergraduates // Journal of Genetic psychology. — 1989. — Vol. 150. — № 4.

217. Bull P. Body Movement and Interpersonal Communication. Chiches-ter. - 1984.

218. Brems С Dimentionality of Empathy and its Correlates // Journal of Psychology. - 1989. - Vol.123. - № 4.

219. Christopher F.S., Qwens L.A., Steker H.L. Exploring the Darkside of Courtship: A Test of aModel of Male Premarital Sexual Aggression // Journal of Marriage and the Family. — 1993. — Vol. 55.

220. Coupland N., Wiemann J.M., Giles H. Talk as «problem» and commu­nication as «miscommunication»: an integrative analysis // Miscommunication and Problematic Talk / Eds. by N. Coupland, H.Giles, J.M.Wiemann. — L., 1992.

221. Daly J.A., McCroskey J.C. Avoiding Communication// Newbury Park, CA. - 1984.

222. Deigh J. Empathy and Universalizability // Ethics. — 1995. — Vol. 105.

223. DeitzS.R., Blackwell K.T., Daley P. С Measurement of Empathy Toward Rape Victims and Rapists // Journal of Personality and Social Psychology. — 1982.-Vol.43.-№ 2.

224. Eisenberg N. Empathy and Sympathy: a Brief Review of the Concepts and Empirical Literature // Anthrozoos. — 1988. — Vol. 2. — № 1.

225. Eisenberg TV., Schaller M, Fabs R., Bustamante D., Mathy R., Shell R., Rhodes K. Differentiation of Personal Distress and Sympathy in Children and Adults// Developmental Psychology. — 1988. — Vol. 24. — № 6.

226. Elliot W. W., Fakouri E.M., HafnerJ.L. Early Recollections of Criminal Offenders // Individual Psychology. — 1993. — Vol. 49. — № 1.

227. Ellis L. Theories of Rape. Inquires into the Causes of Sexual Aggression. — N. Y., 1989.

228. Emde R.N. The Horror! The Horror! Reflections on Our Culture of Violence and its Implications for Early Development and Morality // Psychiatry. — 1993. — Vol. 56.

229. Живкова Хр. Същност на емпатията // Хиги здравеопазв. — 1994. — сер. 37. — № 6.

230. GaltungJ. Cultural Violence // Journal of Peace Research. — 1990. — Vol. 27. — № 3.

231. Gawron M. Empatia jako uczestnictwo w przlzyciach drugiej osoby // Acta UWratisi. Pr. Psychol. — 1994. — № 39.

232. Ginsburg G.P., Harrington M. Facial Mimics Deficit in Criminal Psychopaths//International Journal of Psychophysiology. — 1991 — Vol 11 — № 1.

233. Gitlin T. On Thrills and Kills. Sadomasochism in the Movies Dissent. — Spring, 1991.

234. Grimshaw F. Mishearing, Misunderstanding and Other Nonsuccess in Talk. Aplea for Redness of Speaker-oriented Bias // Sociological Inquiry. — 1980. - № 50.

235. Hamilton V. L, Sanders J., McKeamey S.J. Orientation Toward Authority in an Authoritarian State: Moscow in 1990 // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1995. - Vol. 21. - № 3.

236. Hare R.D. Psychopathy and Antisocial Personality Disorder: A Case of Diagnostic Confusion The DSM-IV Personality Disorders / Eds. by W.J. Lives-ley. -N. Y., 1995.

237. Henley N.M., Kramarae С Gender, Power and Miscommunication // Miscommunication and Problematic Talk / Eds. by N.Coupland, H.Giles, J.M.Wiemann. - L., 1992.

238. HighesJ.O., Sandier B.R. «Friends» Raping Friends. Could It Happen to You?. — Association of American Colleges, 1997.

239. Hoffman M.L. The Development of Empathy // Altruism and Helping Behavior: Social Personality and Developmental Perspectives / Eds. by J.P.Rushton, R.M.Sorrenting. — Hillsdale, 1981.

240. Hofstede G. Culture's Consequences. International Differences in Work-Related Values. - Newbury Park, L., New Dehli., 1995.

241. Hong S.-M., Giannakopoulos E. The Relationship of Satisfaction with Life to Personality Characteristics // The Journal of Psychology. — 1994. — Vol. 128.-№.5.

242. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affect in Others // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - Vol. 59. - № 5.

243. Ickes W. Empathic Accuracy//Jounal of Personality. — 1993. — Vol. 61. — №4.

244. Johnson H.C. Violence and Biology: A Review of the Literature Families in Society//The Journal of Contemporary Human Services. — 1996. —January.

245. Kolliopuska Mirja.The Holistic Model of Empathy and its Application, " Abstr. of 2nd European Congress in Psychology. — Budapest, 1991. — Vol. 8—12.

246. Kolliopuska Mirja. Creative Way of Living // Psychological Reports. — 1992. - Vol. 70.

247. Krieken R. Violence, Self-discipline and Modernity: Beyond the «Civilizing Process». — Routledge, 1989.

248. Leibman F.K Serial Murders: Four Case Histories // Federal Probation. — 1989. — December.

249. Lisak D., Roth S. Motivational Factors in Nonincarcerated Sexually Aggressive Men// Journal of Personality and Social Psychology. — 1988. —Vol. 55. - №. 5.

250. Lisak D., Ivan С Deficits in Intimacy and Empathy in Sexually Aggressive Men //Journal oflnterpersonal Violence. - 1995. — Vol. 10. — №. 3.

251. Lundgren B.C. Interpersonal Needs and Member Attitudes Toward Trainer and Group // Small Group Behavior. — 1975. — Vol. 6. — № 4.

252. Malamuth N.M., Brown L.M. Sexually Aggressive Men's Perceptions of Women's Communications» Testing three Explanations//Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. — Vol. 67. - № 4.

253. Malz D.N., Barker R.A. A Cultural Approach to Male-female Miscom-munication // Language and Social Identity/ Eds. by J.J.Gumperz. — Cambridge, 1991.

254. Markus N.R., Kitayamas S. Culture and the Self Implications for Cognition, Emotions and Motivation // Psychological Review. — 1991. — Vol. 98.

255. Measurement of Social Psychological Attitudes / Eds. by J. P.Robinson, P.R.Shaver. - N. Y., 1973.

256. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy//Journal of Personality. — 1972. — Vol. 40.

257. Moffitt Т.Е. Adolescence-Limited and Life-Course-Persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy // Psychological Reveiw. — 1995. — Vol. 100. - № 4.

258. Мог E. Strukturalization in Process: Developmental Aspects of «Seeing» and «Being Seen»// Psychoanalysis in Europe. — 1992. — Bull. 39. — Autum. — № 1.

259. Myth and Facts about Rape Sexual Assault. — Legal Guide, 1996.

260. Noller P. Nonverbal Communication and Marital Interaction. — Ox­ford, 1984.

261. Patterson G.R., DeBaryshe B.D., Ramsey E. A Developmental Perspective on Antisocial Behavior // American Psychologist. — 1989. — February.

262. Redmond M. V. The Functions of Empathy (Decentering) in Human Relations // Human relations. — 1989. — Vol. 42. — № 7.

263. Richardson DR., Hammock G.S., Smoth S. Empathy as a Cognitive Inhibitor of Interpersonal Aggression // Aggressive Behavior. — 1994. — Vol.20.-№ 4.

264. Shachter В., Seinfeld J. Personal Violence and the Culture of Violence // Social Work. - 1994. - Vol. 39. - № 4.

265. Shaw D.S., Bell R.Q. Developmental Theories of Parental Contributors to Antisocial Behavior // Journal of Abnormal Child Psychology. — 1993. — Vol. 21. —№5.

266. Spitzberg В., Cupach W.R. Interpersonal Communication Compe­tence. — L., 1984.

267. Stienberg L., Jorgensen R.S. Assessing the MMPI-based Cook-Medley Hostility Scale: the Implications of Dimensionality // Journal of Personality and Social Psychology. - 1996. - Vol. 70. - № 6.

268. Sullivan L.A., Kirkpatrick S. W., Macdonal P.M. Interpretations of Facial Expressions of Emotions by Sexually Abused and Non-abused Girls // Journal of Child Sex Abuse. — 1995. —Vol. 4. — № 1.

269. Texts of Identity / Eds. by J.Shotter & K.J.Gergen. - Newbury Park, London, New Dehli, 1987.

270. The Stability of Aggressive Behavior: A Meta-Analysis. — Saarlandes, 1996.

271. Tolan P.H., Guerra N.G. A Developmental-ecological Perspective on Antisocial Behavior in Children and Adolescents: Toward a Unified Risk and Intervention Framework // Journal of Consulting and Clinical Psychology. — 1995. -Vol. 63. — № 4.

272. Zucker K.B., Fakouri M.E. Empathy, Others-Concept and Prosocial Orientation // Perceptual and Motor Skills. — 1991. — Vol. 72.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................3

Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах.........7

Глава 2. Личность и затрудненное общение..................................14

Глава 3. Представление о личности как субъекте затруднен­ного и незатрудненного общения........................................34

Глава 4. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и неза­трудненного общения............................................................42

Глава 5. Опросник «Социально-психологические характери­стики субъекта общения»......................................................66

Глава 6. Изучение представлений педагогов из различных этни­ческих групп о субъекте затрудненного общения с по­мощью опросника «Социально-психологические харак­теристики субъекта общения»..............................................71

Глава 7. Модели структуры отношений к другому субъектов

затрудненного и незатрудненного общения........................91

Глава 8. Методы диагностики системы отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения..................................................................................98

«Шкала принятия других» Фейя............................................ 100

«Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла........... 102

«Шкала доверия» Розенберга.................................................. 104

«Шкала враждебности» Кука-Медлей.................................... 105

«Шкала манипулятивного отношения» Банта....................... 108

Модифицированный вариант «Опросника межличност­ных отношений» Шутца (ОМО)............................................. 110

Глава 9. Изучение ведущих отношений личности, определя­ющих ее статус в качестве субъекта трудненного и не­затрудненного общения...................................................... 115

Глава 10. Кинесико-проксемическое поведение субъекта не­затрудненного и незатрудненного общения...................... 121

Контакт глаз........................................................................... 124

Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения........... 131

Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции.......... 139

Глава 11. Опросник «Невербальные характеристики обще­ния»......................................................................................148

Глава 12. Применение опросника «Невербальные характери­стики общения» для изучения кинесико-проксемиче-ских паттернов ролевого поведения представителей различных этнических групп..............................................152

Глава 13. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуа­ций затрудненного и незатрудненного общения..............165

Глава 14. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и

незатрудненного общения.................................................. 179

Глава 15. Методы диагностики эмпатии...................................... 192

«Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана

и Н.Эпштейна........................................................................ 194

Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличност­ном общении (диагностика когнитивной и поведенче­ской составляющей эмпатии)............................................... 198

Глава 16. Исследование характеристик и параметров эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного

общения................................................................................204

«Портрет» эмпатии субъектов затрудненного общения.....210

«Портрет» эмпатии субъектов незатрудненного

общения..................................................................................211

Глава 17. Принципы выхода из ситуаций затрудненного

общения................................................................................216

Глава 18. Теоретические основания разработки программы тренинга, направленного на актуализацию представле­ний о себе и другом как «трудном» партнере общения... 224 Глава 19. Программа социально-психологического тренинга, направленного на изменение представлений о

себе и другом как «трудном» партнере общения..............233

Методы диагностики участников социально-психоло­гического тренинга, направленного на изменения представлений о себе и другом как «трудном»

партнере общения............................................................234

Тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т.Шустровой...........234

Методика определения уровня субъективного контроля

(УСК)......................................................................................235

Опросник УСК......................................................................237

Цель программы социально-психологического

тренинга и ее задачи.......................................................243

Основные этапы работы тренинговой группы..............244

 

Глава 20. Пример использования программы социально-пси­хологического тренинга, направленного на изменение представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения................................................................................253

Представления о себе и другом как «трудном» партнере

общения до и после СПТ.....................................................260

Особенности взаимосвязи динамики представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения и дина­мики социально-психологических свойств личности в процессе СПТ........................................................................266

Использованная литература.........................................................270

Учебное издание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.