Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Методы диагностики эмпатии






Для изучения характеристик эмпатии используются традици­онные приемы эмпирического исследования эмоциональных, когнитивных и поведенческих параметров эмпатии.

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эп-штейна [256] используется для исследования эмоциональной со­ставляющей эмпатии и таких ее параметров, как уровень выра­женности способности к эмоциональному отклику на пережива­ния другого и степень соответствия—несоответствия знака пере­живаний объекта и субъекта эмпатии.

Данная шкала позволяет фиксировать уровень выраженности спо­собности субъекта эмпатии эмоционально отзываться на соответ­ствующие эмпатогенные ситуации, представленные как перечис­ление ряда открытых переменных, актуализируемых вербальным описанием. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и социальные объекты, с которыми испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни. Участникам исследования предлагается не­числовая форма ответов (от полностью согласен до полностью не согласен), которая дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. Для количественного определения выбранным ответам приписываются баллы от —3 до +3. По резуль­татам задания выводится уровень выраженности способности лич­ности к эмоциональному отклику на переживания других людей. Опросник включает как прямые, так и обратные утверждения, по­зволяющие определить степень соответствия и несоответствия зна­ка эмоционального отклика объекта и субъекта эмпатии.

«Методика диагностики уровня развития способности к ин­терпретации невербального поведения в межличностном обще­нии», разработанная В. А. Лабунской [101], позволяет изучать ха­рактеристики когнитивной составляющей эмпатии (уровень раз­вития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии и степень точности —инверсии распознания эмо-

шюнальных состояний в зависимости от модальности пережива­ний и пола объекта эмпатии) и поведенческой (экспрессивной) составляющей эмпатии (уровень развития способности к адекват­ному выражению эмпатического ответа на переживания объекта эмпатии и степень адекватности —неадекватности эмпатического ответа в зависимости от его типа — вербальный и невербальный — и пола объекта эмпатии). Данная методика состоит из набора фо­тографий с запечатленными на них базовыми, легко читаемыми эмоциональными состояниями, эмпатогенный потенциал кото­рых мог бы вызвать у испытуемых эмоциональный отклик, сход­ный с переживаниями в повседневной жизни.

Уровень развития способности к распознанию эмоциональ­ных состояний объекта эмпатии и степень точности —инверсии распознания эмоциональных состояний в зависимости от модаль­ности переживаний и пола объекта эмпатии устанавливался на основе особенностей вербализации эмоциональных состояний разной модальности объектов эмпатии мужского и женского пола. Уровень развития способности к адекватному выражению эмпа­тического ответа на переживания объекта эмпатии и степень адек­ватности—неадекватности эмпатического ответа в зависимости от его типа (вербальный и невербальный) и пола объекта эмпа­тии устанавливаются на основе особенностей выбора участни­ком исследования вариантов невербального и вербального пове­дения в ответ на разномодальные переживания объектов эмпа­тии мужского и женского пола. Модификация данной методики направлена на процесс обработки ответов испытуемых, в кото­ром учитывались ответы с прямо противоположным содержани­ем. Такой вид ответов квалифицируется как инверсная эмпатия.

Для изучения особенностей эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия предлагаются серии заданий, имитирующих ситу­ации затрудненного взаимодействия («отказ», «обвинение», «огра­ничение», «оскорбление»). Участникам исследования предлагается 9 вариантов «эмпатической регуляции» взаимодействия с помо­щью экспрессии лица. В первой серии перед ними стоит задача от­регулировать ситуацию затрудненного взаимодействия в направле­нии усиления затруднений. Во второй серии они должны отрегули­ровать ситуацию затрудненного взаимодействия в направлении уменьшения затруднений, т. е. выбрать такую экспрессию лица, которая бы способствовала преодолению затруднений.

В качестве показателей проявления эмпатии в ситуациях за­трудненного взаимодействия рассматриваются следующие:

1) инверсия эмпатии, определяемая по количеству ответов с прямо противоположным содержанием от заданного эксперимен­татором направления регуляции ситуаций затрудненного взаимо­действия;

2) точность эмпатии, определяемая по количеству ответов, адекватных заданному экспериментатором направлению регуля­ции ситуаций затрудненного взаимодействия;

3) ситуативность —устойчивость эмпатии, определяемые по ко­личеству ситуаций затрудненного взаимодействия, в которых по­лучены адекватные ответы в соответствии с направлением регу­ляции ситуаций затрудненного взаимодействия, заданным экспе­риментатором;

4) безграничность — ограниченность эмпатии, определяемые по количеству адекватных ответов в соответствии с направлением ре­гуляции ситуаций затрудненного взаимодействия, заданным экс­периментатором, в зависимости от пола объекта эмпатии и мо­дальности ситуаций затрудненного взаимодействия.

В результате применения комплекса методик диагностируются 23 параметра описания эмпатии.

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.