Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общения






В исследовании приняли участие 284 человека, из них 144 жен­щины и 140 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет, студенты 13 учеб­ных групп'.

Для проверки гипотезы о том, что между субъектами затруд­ненного и незатрудненного общения существуют различия в уровне развития эмоционального, когнитивного и поведенчес­кого компонентов эмпатии и степени выраженности ряда пара­метров эмпатии, были подвергнуты процедуре частотного ана­лиза показатели интенсивности выраженности параметров эмо­циональной (уровень развития способности к эмоциональному отклику, степень соответствия —несоответствия знака пережи­ваний объекта и субъекта эмпатии), когнитивной (общий уро­вень развития способности к распознанию эмоциональных со­стояний объекта эмпатии, степень инверсии и точности рас­познания эмоциональных состояний объекта эмпатии в за­висимости от его пола и модальности переживаемых им эмо­циональных состояний), поведенческой (уровень развития спо­собности к адекватному выражению эмпатического ответа на эмоциональные состояния объекта эмпатии в зависимости от его пола и типа эмпатического ответа (вербальный—невер­бальный) составляющих эмпатии). Процентное распределение показателей интенсивности выраженности параметров эмоцио­нальной, когнитивной и поведенческой составляющих эмпа­тии у субъектов затрудненного — незатрудненного общения пред­ставлено в табл. 1—3.

Результаты частотного анализа интенсивности выраженности параметров эмпатии свидетельствуют о следующих особенностях эмоциональной составляющей эмпатии, характерных для субъек­тов затрудненного общения. Большинство субъектов затрудненно­го общения имеют низкий уровень развития способности к эмо­циональному отклику на переживания другого.

Частотный анализ показателей степени соответствия —несо­ответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии по­казал, что субъектам затрудненного общения свойственны низ­кая степень соответствия знака переживаний субъекта и объекта

Исследование провела Ю.А. Менджерицкая.

эмпатии и средняя с тенденцией к высокой степени несоответ­ствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии.

Когнитивный компонент эмпатии субъектов затрудненного об­щения отличается следующими особенностями. 73 % субъектов затрудненного общения имеют низкий уровень развития спо­собности к распознанию эмоциональных состояний объекта эм­патии, причем четвертой части из них (25 % участников иссле­дования) свойственна инверсия распознания переживаний парт­нера.

Частотный анализ показателей степени точности —инверсии распознания эмоционального состояния объекта эмпатии в за­висимости от его пола и модальности переживаний показал, что общий низкий уровень развития способности к распознанию пе­реживаний объекта эмпатии у субъектов затрудненного общения складывается, во-первых, из низкой степени точности распо­знания негативно окрашенных эмоциональных состояний объек­тов эмпатии мужского пола и нейтрально окрашенных эмоцио­нальных состояний объектов эмпатии женского пола и, во-вто­рых, из низкой и средней степени инверсии распознания нега­тивно окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии женского пола и нейтрально окрашенных эмоциональных состо­яний объектов эмпатии мужского пола.

Таблица 1

Распределение показателей интенсивности выраженности параметров

эмоциональной составляющей эмпатии у субъектов затрудненного

и незатрудненного общения (%)

 

 

Субъ­ект обще­ния Распределение показателей интенсивности выраженности параметров эмпатии
Уровень развития способности к эмо­циональному от­клику Сте пень соответст­вия знака пережи­ваний субъекта и объекта эмпатии Степень несоот­ветствия знака пе­реживаний субъекта и объекта эмпатии
высо­кий сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний низ­кий
сзо                
сно (ф.в.)                
СНО (а.в.)                  

Таблица 2

Распределение показателей интенсивности выраженности параметров когнитивной составляющей эмпатии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%)

 

 

 

 

 

 

Тип структуры отношений Распределение показателей интенсивности выраженности параметров когнитивной составляющей эмпатии
Уровень развития способности к эмоционально­му распозна­нию пережива­ний объекта эмпатии Степеньточности распознания переживаний объекта эмпатии в зависимости от пола и модальности переживаний
Мужской пол Женский пол
Позитивно окрашенные переживания Нейтрально окрашенные переживания Негативно окрашенные переживания Позитивно окрашенные переживания Нейтрально окрашенные переживания Негативно окрашенные переживания
высо­ки и сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний НИЗ-КИМ высо­кий сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний низ­кий высо­кий сред­ний низ­кий
СЗО           -                 - -          
СНО(ф.в.)           -                 -            
СНО (а.в.)           -                 -     -      

Таблица 3

Распределение показателей интенсивности выраженности параметров поведенческой составляющей эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%)

 

 

 

 

 

 

Тип структуры отношений Распределение показателей интенсивности выраженности параметров поведенческой составляющей эмпатии
Уровень развития способности к адекватной ответной реакции на пережива­ния объекта эмпатии Степень адекватности ответной реакции на переживания объекта эмпатии в зависимости от пола и типа ответной реакции
Мужской пол Женский пол
Ответная реакция вербального типа Ответная реакция невербального типа Ответная реакция вербального типа Ответная реакция невербального типа
высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
СЗО     -                        
СНО (ф.в.)     -                       -
СНО (а.в.)     -           ~            

Поведенческий компонент эмпатии субъектов затрудненного общения отличается следующими особенностями. Большинство субъектов затрудненного общения (97 %) имеют средний уровень развития способности к адекватному выражению ответных реак­ций на эмоциональные состояния объекта эмпатии. Частотный анализ показателей степени адекватности выражения ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии в зависи­мости от его пола и типа ответной реакции (вербальный —невер­бальный) показал, что общий средний уровень развития способ­ности к адекватному выражению ответных реакций на эмоцио­нальные состояния объекта эмпатии складывается, во-первых, из средней (61 %) и низкой (21 %) степеней адекватности ответных реакций невербального типа на переживание объектов эмпатии как мужского, так и женского пола, который компенсирует сред­нюю (43 %) и низкую (22 %) степень адекватности выражения ответных реакций вербального типа на переживания объекта эм­патии мужского пола и среднюю (47 %) и низкую (50 %) степень адекватности выражения ответных реакций вербального типа на переживания объекта эмпатии женского пола.

Далее, результаты частотного анализа показателей эмоциональной составляющей эмпатии субъектов незатрудненного общения указы­вают на то, что у большей части студентов этой группы отмечается средневысокий уровень развития способности к эмоциональному отклику на переживания другого (74 %). Частотный анализ показа­телей степени соответствия —несоответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии обнаружил, что 23 % испытуемых дан­ной группы отличаются низкой степенью соответствия знака пере­живаний субъекта и объекта эмпатии, 54 % имеют среднюю сте­пень соответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии и 23 % свойственна высокая степень соответствия знака пережива­ний субъекта и объекта эмпатии. Также у большинства субъектов незатрудненного общения (89 %) наблюдается низкая степень не­соответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии.

Когнитивный компонент эмпатии субъектов незатрудненного общения имеет следующие особенности. Большая часть участни­ков исследования характеризуется высоким (52 %) или средним (37 %) уровнем развития способности к распознанию эмоциональ­ных состояний объекта эмпатии.

Частотный анализ показателей степени точности—инверсии распознания эмоционального состояния объекта эмпатии в за­висимости от его пола и модальности переживаний свидетель­ствует о том, что общий средневысокий показатель уровня раз­вития способности к распознанию переживаний объекта эмпа­тии у студентов данной группы складывается, во-первых, из высокой и средней степени точности распознания негативно окра- i

шенных эмоциональных состояний объектов эмпатии как муж­ского, так и женского пола. Наряду с этим при опознании нейт­рально окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпа­тии женского и мужского пола у данной группы студентов на­блюдается как средняя, так и высокая степень инверсии распо­знания (21—24% испытуемых), средний и высокий уровень точ­ности распознания переживаний этой модальности (23 — 42% испытуемых).

Поведенческий компонент эмпатии субъектов незатрудненно­го общения характеризуется следующими особенностями. Боль­шинство субъектов незатрудненного общения имеют высокий уро­вень развития способности к адекватному выражению ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии. Частот­ный анализ показателей степени адекватности выражения ответ­ных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии в за­висимости от его пола и типа ответной реакции (вербальный — невербальный) обнаружил, что общий высокий уровень разви­тия способности к адекватному выражению ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии у студентов этой группы складывается, во-первых, из высокой и средней степени адекватности ответных реакций невербального типа на пережи­вание объектов эмпатии как мужского, так и женского пола, и, во-вторых, из средней и высокой степени адекватности выраже­ния ответных реакций вербального типа на переживания объек­та эмпатии мужского и женского пола.

С целью подтверждения того, что субъекты затрудненного и незатрудненного общения отличаются уровнем развития эмоцио­нальной, когнитивной и поведенческой компонент эмпатии и степенью выраженности ряда параметров эмпатии, был проведен анализ значимых различий в показателях интенсивности выражен­ности описанных выше параметров. Такой анализ позволил обо­значить параметры эмпатии, по которым различаются субъекты общения. Для этого был использован метод MANOVA (многофак­торный дисперсионный анализ Фридмана).

Результаты дисперсионного анализа показали, что между субъектами затрудненного общения и субъектами незатрудненно­го общения наблюдаются значимые различия (а = 0, 05) в пара­метрах эмоциональной составляющей эмпатии: 1) уровень разви­тия способности к эмоциональному отклику и уровень соответ­ствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии ниже у субъектов затрудненного общения; 2) уровень несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии ниже у субъектов неза­трудненного общения.

Присутствуют различия (а = 0, 05) в следующих параметрах ког­нитивной составляющей эмпатии: 1) общий уровень развития

способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии ниже у субъектов затрудненного общения; 2) при рас­познании негативно окрашенных эмоциональных состояний объек­тов эмпатии мужского и женского пола у субъектов затрудненно­го общения наблюдаются более низкая степень точности и более высокая степень инверсии.

В интенсивности выраженности параметров поведенческой компоненты эмпатии отмечаются следующие различия (а = 0, 05): 1) общий уровень развития способности к адекватному выраже­нию эмпатического ответа на переживания объекта эмпатии ниже у субъектов затрудненного общения; 2) субъекты затрудненного общения выбирают менее адекватные эмпатические ответы как вербального, так и невербального типов на переживания объек­тов эмпатии женского пола.

Таким образом, применение набора вышеописанных методов позволяет создать «портрет» эмпатии субъекта затрудненного и незатрудненного общения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.