Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восемь когнитивно-информационных структурных областей новой структуры знания и их специфические структуры






В соответствии с господствующей точкой зрения современной социологии высокоразвитые общества (без ущерба для некоторых остаточных общественных прослоек) делятся функционально: не статично-предметно или позиционно, но динамично с учетом их функций, для которых характерны определенные ориентации при постановке проблем и их решении, включая имеющиеся недоминирующие функциональные альтернативы и эквиваленты. Это, например, решающая ориентация капиталистического хозяйства на рынок, при неравном сосуществовании с «второстепенными» альтернативами или даже с более значительными отклонениями, начиная от частного хозяйства, основанного на обмене, до бюрократического госкапитализма.

Этой функционалистской модели общества теории социальных систем и дифференцированных подсистем поделенный на секторы мир знания отвечает – со структурно-политической точки зрения – только относительно. Когда в дальнейшем также будет говориться о «структурах отдельных областей», одновременно с ними будут иметься в виду соответствующие структурно-политические подразделения в крупных фондах знания или информационных секторах общества, без функционального предвосхищения относительно их правильного использования «согласно предписанию». Почти все виды знания могут быть использованы различным образом (являются «многофункциональными» на языке социологического функционализма), поэтому не всегда их принадлежность к определенной области и структурной матрице требует изменения.

Таким образом, те же самые данные в рамках той же самой информационной области могут становиться и, соответственно, оцениваться, как «интересные» или «неинтересные». В первом случае данные, рассматриваемые сами по себе, относились бы к классической структуре знания, в последнем – к технологической или экономической структуре знания. Такого рода колебания, связанные с применением или же только с намерением использования данных, ничего не меняют в принципиальной схеме деления на сектора (классификации) в крупных областях, господствующие структуры знания которых вполне допускают функциональную свободу в условиях взаимодействия с фондами знания. Не в последнюю очередь именно по причине такой изменчивости отдается предпочтение понятию структуры перед понятием системы.

Изменение структуры знания и формирование новой структуры в различной степени затронутых этим процессом областей знания давно идут полным ходом в соответствии с многократно цитирующимся, но никогда еще точно несформулированным «законом неравномерного развития». Уже сейчас очевидным результатом действия этого закона является структурно-политический плюрализм (по меньшей мере) восьми структур областей (Bereichsordnungen). которые вместе составляют новую структуру знания информационного века. Нижеприведенная предварительная схема демонстрирует динамичное (spannungsreich) параллельное сочетание как частично дополняющих друг друга, так и частично конкурирующих подразделений.

Смогут ли (или должны ли) они дальше развиваться в едином потоке в направлении целостной, всеобъемлющей информационной структуры в рамках всего общества или даже во всемирном масштабе – этот вопрос остается открытым и при нынешнем положении вещей не ставится. Упоминаемого в прессе со времени войны в Персидском заливе «нового мирового порядка» не существует. А если бы он был, то это был бы порядок, основанный на силе, а не на информации, который, разумеется, оказывал бы значительное, и, по всей вероятности, неблагоприятное воздействие на информационный порядок. В докладе о войне в Персидском заливе достаточно свидетельств того, что «новый мировой порядок» не имеет ничего общего с новым международным информационным порядком, в основе которого лежит свободное движение информационных потоков.

Новые структуры областей возникают в результате – естественной или осуществленной посредством проведения определенных мероприятий – ликвидации по меньшей мере одной из четырех классических схем. Не этот вывод, а нечто противоположное было бы в наше время исключением. Без всяких действенных мероприятий развивается, переплетаясь, все то, что в «реальной жизни» связано друг с другом, независимо от того, считаем ли мы это правильным или нет. И хотя это «естественно», это было бы неблагоприятно для многих областей знания, «искусственные классификации» которых представляются более адекватными.

Несмотря на то, что четыре подхода, заложенные в классической структуре знания, составляют когнитивную матрицу из связанных, согласованных друг с другом классификаций, здесь, по сути дела, отсутствует пакет решений, поэтому при ликвидации классических схем всегда встает вопрос «все или ничего». Практически они более или менее тесно связаны друг с другом, так что при ликвидации одного из подходов в большинстве случаев ничего не остается.

Модификация структур отдельных областей путем усечения является рациональной с теоретической точки зрения и важной – с практической, при этом не исключается возможность пересечений и плавных переходов. Тем большее значение приобретает их ясное аналитическое описание с разных точек зрения, как это делается в дальнейшем. При современном состоянии дискуссии подведение предварительных итогов может только дать общую панораму, которая может служить своего рода маршрутной картой для более подробных исследований в каждой области.

Результатом являются такие же неудовлетворительные, как и – я надеюсь – полезные краткие описания, структурный профиль которых должен совпадать с объявлениями о розыске преступников «Разыскиваются...».

На нижеприведенной схеме представлены в сравнении восемь структур областей, которые в основном составляют (вместе с возможностями расширения) структурный плюрализм новой структуры знания информационного века.

Сделанные к нему «Примечания» представляют собой дополнительные или пояснительные комментарии, которые могут передавать лишь фрагменты и только намечают общие контуры в дополнение к тому, что об этом можно найти в специальной литературе. Их надо понимать так: «на обсуждение выносится следующее, для того, чтобы это было подробно исследовано».

1. Академическая структура знания

2. Архивно-библиотечная структура знания

3. Конституционно-правовая структура знания

4. Экономическая структура знания

5. Технологическая структура знания

6. Бюрократическая структура знания

7. Военно-политическая структура знания

8. Национальная / Международная информационная структура

В рамках настоящей работы для нас представляет интерес именно академическая структура знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.