Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Обследование развития речи.






Включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи.

В этих целях прежде всего ведется наблюдение за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются специальные задания.

В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т.е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности

Задание 9. «Покажи картинку»

Направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка. (существительные, глаголы).

Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6), известных ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка, яблоко, огурец); второй – с изображением простых действий (4 картинки): девочка /мальчик одевается, девочка/мальчик умывается, девочка/мальчик катается на коньках, девочка/мальчик рисует.

Проведение обследования ребенка: перед ребенком раскладываются 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить т.д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?».

Тоже самое со вторым набором

Педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятно или малопонятной для окружающих).

Задание 10. «Спрячь игрушку»

Направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи.

Оборудование игрушки – игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

Проведение обследования ребенка: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.

После каждого действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик?», и т.д.

Если ребенок не выполняет речевые инструкции, взрослому следует повторить действие. Повторять задания не следует больше трех раз.

Оценка: В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов; употребляет ли прилагательные и местоимения; употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би); произносит ли правильно некоторые слова(например, машина); называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка, что –то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторят за взрослым фразу; слова; лепетные слова; звуки; отсутствие активной речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.