Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные особенности алкоголиков






 

Издавна принято считать важными особенностями алкоголиков безволие, высокую гипнабельность и внушаемость. Представление о безволии заимствовано у духовенства. Так, архиепископ Арсений 13 января 1914 г. заявил в Государственном Совете при обсуждении законопроекта Государственной Думы о борьбе с пьянством: «Ведь опасность пьянства состоит не в том, что люди не понимают гибельного вреда его, а в том, что воля у пьяницы атрофирована, не может совладать с собою. Самый горький пьяница сознает, что пьянство вредно, но он может сказать словами апостола Павла «не еже бо хощу доброе сие творю, но еже не хощу злое, сие содееваю». Архиепископ допустил три ошибки: воля имеет отдаленное отношение к алкоголизму, решающую роль играют именно знание алкогольной проблемы, не только горький пьяница не сознает вредные последствия своего занятия, но и умеренники.

Многие наши авторы пропагандируют поповское представление о наличии тесной связи между пьянством и волей. Правильно заметил Б.С.Братусь: в настоящее время слабоволие «упоминается почти во всех описаниях личности больных алкоголизмом». Например, А.В.Воропай так назвал свою книгу: «Расплата за безволие».

Известно, что безвольного трудно превратить в волевого и совершенно невозможно одномоментно. Между прочим, я располагаю множеством фактов превращения алкоголиков в воздержанников после первой беседы. Проиллюстрирую это одним примером.

М.К., 38 лет, геолог, вторая стадия алкоголизма, вникаемость низкая, потерял семью, проживает с матерью-алкоголичкой, конфликтует, пьет непрерывно около двух месяцев, приведен близкой знакомой. Геолог пьян, возбужден, много говорит, периодически спорит со своей дамой. Я сделал попытку выявить вникаемость, результат оказался плохим. Провел беседу и короткий сеанс, основное вникание уделил разъяснению концепции психологической запрограммированности, классификации людей в зависимости от их отношения к спиртным напиткам, настройке на трезвость. Вечером М.К. был в компании пивших, испытывал значительную абстиненцию, однако принял только рюмку коньяка. С этого момента стал непьющим. После третьей встречи со мной уехал в командировку в Грузию, где прежде обычно пьянствовал. На этот раз не только сам не трогал спиртное, но и так повлиял на бывших собутыльников, что они общались с ним трезвыми. Можно ли назвать безвольным человека, который после первой беседы, добровольно перестал пить, несмотря на абстиненцию?

С избавлением от курения получилось хуже. М.К. не хотел отказываться от него, начал посещать групповые противокурительные занятия из доброго расположения ко мне. Положительных сдвигов почти не было. Может быть, здесь проявилось безволие? Нет! Позже сам попросился в очередную группу и на этот раз перестал курить.

М.К. попросил меня избавить его мать от алкоголизма; избавил. Потом он сам начал проводить работу с алкоголиками, причем для расширения знаний ходит на мои групповые занятия по дезалкоголизмии.

Против признания алкоголиков безвольными людьми говорят многие материалы приложения, наибольший интерес представляют письма О.Т. Этот алкоголик приехал 17 ноября I981 г, из Петрозаводска, в связи с тяжелым запоем с опозданием на сутки. Пьян, самочувствие плохое, дрожат руки и голова, обильное потоотделение, часто вздыхает, говорит, что без снотворных спать не может, потому что появляются галлюцинации. С первого дня перестал принимать снотворное и алкоголь. Проведено только пять сеансов.

Мои многолетние наблюдения показали, что признание высокой внушаемости и гипнабельности важными признаками алкоголизма – грубое заблуждение.

Отказ от приведенных трех догм будет содействовать повышению эффективности наркологического лечения.

Реальными специфическими свойствами алкоголиков являются следующие: алкоголизмийность, дезалкоголизмийность и реалкоголизмийность.

Алкоголизмийность (степень подверженности человека алкоголизму) колеблется в большом диапазоне. Некоторые после первой выпивки начинают испытывать потребность в спиртном, другие приобретают ее через десятилетия. Алкоголизмийность зависит от многих причин: возраста, пола, состояния здоровья, физических и психических травм и др. Резко повышает алкоголизмийность сотрясение мозга.

Дезалкоголизмийность – степень податливости алкоголика адекватным отрезвляющим воздействиям. Не всякие воздействия, применяемые для избавления от алкоголизма, являются отрезвляющими, тем более адекватными. Например, широко практикуемый метод выработки тошнотно-рвотных рефлексов, не является таковым, помимо прочего потому, что у многих алкоголиков такой рефлекс не удается выработать. Считать «неудачников» лишенными дезалкоголизмийности нельзя. Адекватным методом можно считать гортоновический, применяемый мною.

Многие алкоголики обладают высокой дезалкоголизмийностью, у них обычно с первой встречи угасает потребность в спиртном и появляется настройка на трезвость. Конечно, одного сеанса недостаточно для стойкого избавления от алкоголизма. Думаю, что легкость перехода многих алкоголиков к воздержанию под влиянием психотерапевтических воздействий наркологов вызвала неправомерное приписывание им повышенной внушаемости и хорошей гипнабельности. Я наблюдал не один случай, когда алкоголики переставали пить после моего согласия оказать им помощь. Дезалкоголизмийность зависит от ряда причин: вникаемости, памятливости, степени деградации и др.

Реалкоголизмийность – подверженность человека, прошедшего дезалкоголизмию, рецидиву алкоголизма. У некоторых пациентов, прошедших наркологическое лечение, рецидив наступает с первой принятой рюмки спиртного, другим удается выпивать месяцы, а отдельным годы. Один мой пациент на вторую встречу явился только через пять лет, когда наступил рецидив, на третью не приходит четвертый год.

Реалкоголизмийность существенно зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от метода избавления от алкоголизма.

Рефлексологическое и условно-рефлекторное лечение дает менее стойкое воздержание, чем психотерапия. Гортоновический метод способен обеспечить почти нулевую реалкоголизмийность.

На сегодня отсутствуют объективные методики выявления алкоголизмийности, дезалкоголизмийности и реалкоголизмийности, приходится пользоваться материалами опросов и наблюдений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.