Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы гортоновики






Выше (стр.5) отмечено, что гортоновика занимается испытанием известных, разработкой новых методов благотворного воздействия на человека. Часть методов описана в моей монографии (1969), из многих других остановимся на некоторых усовершенствованных и вновь разработанных. Методы дезалкоголизмии описываются ниже.

Метод гипноза радикально видоизменен в соответствии с моими новыми теоретическими представлениями, суть которых сводится к следующему.

Мне представляется правомерным выделить три основные физиологические состояния: бодрствование, сон и вникание или сосредоточение (недостаток этого слова – полисемантичность). При бодрствовании мозг активно работает и воспринимает различные раздражения, при глубоком естественном сне чувствительность к внешним раздражителям близка к нулю, если же они достаточно сильны, наступает пробуждение. Для вникания характерно снижение общей активности мозга за счет подъема специальной, обеспечивающей особенно хорошее избирательное восприятие отдельных раздражителей или осуществление определенной деятельности. Высшим проявлением третьего состояния является гипноз. Для него характерны хорошая настроенность мозга на восприятие определенного раздражителя и более или менее длительное сохранение ее. Если это так, то нет необходимости усыплять испытуемых, стабилизированную настроенность можно получить и при бодрствовании. Такой гипноз назван вигилогипнозом (гипнотическим бодрствованием). Мною разработано несколько методик вызывания вигилогипноза, одна из них. Экспериментатор сообщает о недопустимости сна и дремоты, просит испытуемого слушать счет и стараться хорошо сосредоточиться на нем. С достижением этого говорят: «Сосредоточение на моем голосе сохранится до тех пор, пока я его не отменю. Оно будет усиливаться, но не ослабевать». При глубоком вигилогипнозе испытуемый воспринимает только голос гипнотизера и предметы, попадающие в поле зрения. При гипноза с помощью слов удается управлять высшей нервной деятельностью испытуемого, в том числе и вегетативными функциями. Как это возможно? И.П.Павлов утверждал, что в коре больших полушарий представлены безусловные рефлексы. В моей монографии это представительство отображено в виде такой формулы: КПР = Б + А + Э + X, где КПР – корковое представительство безусловного рефлекса, Б – клетки, воспринимающие безусловное раздражение, А – клетки, воспринимающие обратную афферентацию, Э – эфферентные нейроны, X – все другие корковые элементы, принимающие участив в проявлении безусловного рефлекса.

Из формулы видно, что безусловнорефлекторную реакцию можно вызвать возбуждением любой из трех групп нейронов Б, А или Э. В гипнозе с помощью слова легко приводятся в возбуждение эти пункты и, следовательно, проявляется соответственная реакция. Тем же приемом их можно блокировать.

Произволизация вегетативных функций сводится к проторению пути к любой группе нейронов коркового представительства безусловного рефлекса. У людей с хорошей вникаемостью это проторение легко удается осуществить в течение короткого сеанса, не случайно у них быстро вырабатываются условные рефлексы. В наблюдениях над той же категорией людей возможно придание произвольным движениям характера непроизвольных.

Известно, что гипноз иногда дает осложнения. Это объясняется применением патофизиологических методик, когда в процессе гипнотизации используют наркотические средства или внушают плохое самочувствие (тело каменеет, веки становятся свинцово тяжелыми и т.п.). Во время сеанса нередко производят сшибку (И.П.Павлов), например, когда требуют глубоко спать и в то же время открыть глаза, разговаривать, ходить и т.п. Гортоновический метод гипнотизации отличается физиологичностью, он никакого вреда испытуемым не приносит. Кстати, у людей, отличающихся хорошей вникаемостью, удается вызывать нужные реакции без гипнотизации, чем обычно я и пользуюсь. Хорошо гипнабельных людей очень мало, уверения некоторых авторов, будто почти все таковые, не соответствуют действительности. Ближе к истине Л.П.Гримак, утверждающий, что процент высокогипнабельных в разных коллективах колеблется от 20 до 40.

О гипнабельности испытуемых и пациентов я сужу по их вникаемости, которую обычно определяю с помощью методик, к описанию которых перехожу.

Метод выявления вникаемости предусматривает предъявление испытуемому противоположных по содержанию и нормализующих текстов; разница между величинами реакций на положительный и отрицательный тексты считается показателем вникаемости. Описание одной |методики, позволяющей, производить массовые обследования, представлено в приложении. Эту методику я широко использую при проведении групповых занятий по избавлению людей от алкоголизма и курения. У обладателей хорошей вникаемости, в первый сеанс подавляется потребность в алкоголе (табаке) и вырабатывается непереносимость его.

Метод аутогипнозосуггестии (самовнушения в самогипнозе) пригоден только для гипнабельных. Он позволяет в гипнозе с успехом изучать иностранные языки и другие предметы. Испытуемый предварительно записывает на магнитофонную ленту следующее: а) гипнотизирующий текст, б) внушение хорошего усвоения и отличной репродукции учебного материала, в) учебный материал, г) внушение хорошего сохранения в мозгу прослушанного, д) внушение приятного самочувствия после сеанса, е) дегипнотизацию. Этот метод может с успехом использоваться для избавления себя от алкоголизма, курения, бессонницы и т.п. Предпочтительно применение не сомно-, а вигилогипнотизации. Кстати, она открыла возможность проводить аутогипнозосуггестию без применения магнитофона: испытуемый настраивает себя на хорошее усвоение материала и на выход из гипноза через определенный период, вызывает у себя вигилогипноз, прочитывает заранее заготовленный текст. Выгодно пользоваться гипнозогенными условными раздражителями. Одна моя испытуемая впадала в гипноз через 2-5 сек. от начала действия такого раздражителя.

Метод прегипнотических самовоздействий заключается в следующем: испытуемый осваивает прием самогипнотизации на заданное время, составляет текст самовоздействия, в котором указывает желательные перемены в себе, сосредоточенно 2-3 раза прочитывает его, думает о том, что мозг во время гипноза отлично усвоит прочитанное и обеспечит выполнение его содержания, приказывает себе впасть в гипноз на определенное время, например, на 5 минут.

Я нередко после лекций о гипнозе произволу выявление вникаемости слушателей, приглашаю на сцену 3-5 гипнабельных, прошу их сесть на стулья лицом к публике и спокойно говорю: «С этого момента все вы приобретаете способность произвольно вызывать у себя сон на заданное время. Для этого достаточно будет вам про себя, шепотом или громко произнести: «Уснуть на столько-то минут» и вы действительно уснете. Величина ошибки будет зависеть от того, насколько хорошо чувствуете время. Сейчас вы убедитесь в том, что действительно обрели способность засыпать на заданное время. Все вы по моей просьбе будете поочередно приказывать своему мозгу: «Уснуть на две минуты!» Нельзя сознательно закрывать глаза, веки должны невольно сомкнуться». Обучение сомногипнотизации производится с целью показать зрителям, что испытуемые действительно научились вызывать у себя сон заданной продолжительности.

Пример текста прегипнотического само воздействия: «После сеанса мой организм обретет полную непереносимость спиртного. Не только попадание его в рот и желудок, но вкус и запах всегда будут вызывать тошноту, рвоту, головную боль, подавленное моральное состояние».

Метод позволяет в известных границах управлять своими настроением, работоспособностью, желаниями, реакциями, памятью. С его помощью можно вырабатывать у себя нужные условные рефлексы, вызывать желательные эмоции, настраиваться на охотное выполнение неприятных действий и др.

Метод ассистентских внушений предусматривает использование третьего лица для зачитывания текстов, внушений, приготовленных психотерапевтом или гортоновиком. Этот метод я использую с 1970 г. при оказании помощи алкоголикам, обладающим хорошей вникаемостью. Предварительно с ним проводится специальная беседа, чтобы настроить его на положительное отношение к своей жени, как моему ассистенту. Обнаружилось интересное явление: некоторые пациенты во время чтения женой текста внушений «слышали» не ее, а мой голос.

При работе с алкоголиками данный метод предпочтительнее предыдущего, поскольку многие, из них не отличаются исполнительностью, а жены и матери обычно регулярно проводят сеансы.

Метод убеждения коллективом разработан в 1975 г. и многократно с успехом применялся в учебных заведениях, в рабочих аудиториях, при встречах с бывшими клиентами медвытрезвителя. Его особенности: читается короткая лекция, затем выступают заранее подготовленные активисты, за ними желающие из слушателей, после чего даются общие выводы. При проведении противоалкогольного убеждения коллективом выступают активисты, уже избавившиеся и еще освобождающиеся от алкоголизма. Т.Дурасова описала подобное наше мероприятие, проведенное в цехе № 20 Объединения «Светлана».

Убеждение коллективом эффективное и живое противоалкогольное мероприятие. Оно обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Метод анонимного опроса разработан мною в 1972 г. в двух вариантах – аппаратурном и простом. Он позволяет в течение короткого времени получить нужные сведения об аудитории, выяснить мнение о проведенном мероприятии и узнать о его эффективности. Аппаратурный вариант предусматривает использование специального прибора, связанного с звонковыми кнопками, вручаемыми участникам опроса. Исследователь зачитывает вопросы и варианты ответов на них, а испытуемые выражают согласие нажатием на свои кнопки; электронный прибор подсчитывает число «голосов». Он так устроен, что лишние нажатия на кнопку не учитывает. Недостаток прибора – множество проводов, идущих к кнопкам; его можно избежать, если использовать, транзисторные радиопередатчики.

Простой вариант метода предусматривает использование вместо кнопок листков мнений, которые имеют цифры от 1 до 10, а при каждой из них – буквы от «а» до «к». Цифрами обозначаются номера вопросов, а буквами – варианты ответов. Обследователь каждый вопрос с ответами зачитывает дважды, мнения высказываются при втором чтении путем повреждения букв (зачеркивание, прокол и др.), обозначающих наиболее подходящие ответы.

Начинается обследование ознакомлением слушателей с правилами. Для выяснения эффективности мероприятия проводятся два обследования – первое до, второе после него. Т.Дурасова в статье, упомянутой выше, представила некоторые результаты выступлений в цехе № 20 Объединения «Светлана» членов нашего Общественного совета по борьбе с пьянством при редакции «Ленинградского рабочего». Они показывают, что даже одна непродолжительная, но грамотная встреча трезвенников с рабочими «пьяного» цеха положительно влияет на слушателей. Кстати, после завершения мероприятия начальник цеха просил меня порекомендовать ему 1-3 членов Совета для насаждения трезвости среди его подчиненных, причем обещал оформить их на работу.

Метод психоанестезии разработан в 1971 г. и предназначен для снижения реактивности пациентов на стоматологические процедуры. Производилось коллективное обследование больных по выявлению вникаемости, в зависимости от ее выраженности участников делили на группы.

Группа, отличавшаяся слабой вникаемостью, настраивалась нами на положительное отношение к предстоящему лечению и получала рекомендации; группа, обладавшая удовлетворительной вникаемостью, кроме того, освобождалась от волнения, страха и обильной саливации; группа с хорошей вникаемостью приобретала на время пребывания у стоматолога достаточное психологическое анестезирование, в том числе обезболивание. Представители данной группы охотно шли к врачу, спокойно, а иногда и с радостью, садились в стоматологическое кресло, легко держали рот широко открытым; слюноотделение у них прекращалось, боль и другие неприятные ощущения не отмечались.

Метод с успехом применялся в 1972-1975 гг. в кабинете психоанестезии, организованном мною совместно со стоматологом Р.С.Попцовым в 1-ой Городской стоматологической поликлинике; мои доклады о нем на заседаниях Ленинградского отделения стоматологического общества вызывали большой интерес; на одном из них приняли решение распространять наш опыт. О применении психоанестезии неоднократно сообщалось (без моего согласия) по радио и в печати. Так, Г.Журавлева в корреспонденции «Сильнее наркоза» рассказала о молодом пациенте, который неоднократно брал номерок к стоматологу, но боялся войти в кабинет, когда же его уговорили сесть в кресло, он потерял сознание. В результате применения психоанестезии ему «удалось безболезненно отремонтировать двенадцать зубов!»

Метод применяется мною и в настоящее время для подготовки алкоголиков и испытуемых к стоматологическому лечению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.