Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон Псковской области






от 5 ноября 2009 г. N 912-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области»(с изменениями от 14 декабря 2009 г., 5 мая 2010 г.)

Принят областным Собранием депутатов 29 октября 2009 года

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Псковской области, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Статья 1.

Должность Уполномоченного по правам человека в Псковской области (далее — Уполномоченный) учреждается на основании Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами Псковской области, органами местного самоуправления в Псковской области, должностными лицами.

В целях настоящего Закона Псковское областное Собрание депутатов, Администрация Псковской области, иные органы исполнительной власти области, избирательная комиссия Псковской области, Счетная палата Псковской области — государственные органы Псковской области (далее — государственные органы).

Статья 2.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен государственным органам, лицам, замещающим государственные должности Псковской области.

2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом Псковской области, законами области, настоящим Законом.

Статья 3.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности областным Собранием депутатов.

2. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации не моложе 35 лет, не имеющее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющее высшее образование, познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 4.

1. Предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного могут вносить субъекты права законодательной инициативы в соответствии со статьей 64 Устава Псковской области.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в областное Собрание депутатов в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Предложения о кандидатах для назначения впервые назначаемого на должность Уполномоченного вносятся в областное Собрание депутатов в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. При выдвижении кандидатов на должность Уполномоченного на имя председателя областного Собрания депутатов представляется заявление кандидата, выражающее его согласие на выдвижение на должность Уполномоченного. Одновременно с заявлением кандидат на должность Уполномоченного представляет:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность;

2) документ, подтверждающий наличие высшего образование# или его копию;

3) трудовую книжку, иные документы, подтверждающие трудовую деятельность или их копии;

4) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности Уполномоченного, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности Уполномоченного;

5) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи кандидатом на должность Уполномоченного документов для замещения должности Уполномоченного, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи кандидатом на должность Уполномоченного документов для замещения должности Уполномоченного.

Статья 5.

1. Уполномоченный назначается на должность тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания депутатов.

2. Уполномоченный освобождается от должности тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания депутатов, за исключением случаев, установленных подпунктами 1, 2, 3, 5 пункта 1, пунктами 2, 3 статьи 8 настоящего Закона.

В случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 5 пункта 1, пунктами 2, 3 статьи 8 настоящего Закона решение об освобождении Уполномоченного от должности принимается открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания депутатов.

3. Областное Собрание депутатов принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в течение 30 дней со дня истечения установленного срока для внесения предложений о кандидате на должность Уполномоченного.

4. Процедура проведения тайного голосования определяется Регламентом областного Собрания депутатов.

5. В случае, если на должность Уполномоченного было выдвинуто более двух кандидатов и ни один не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность Уполномоченного считается кандидат, за которого по итогам второго тура проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в областное Собрание депутатов.

Последний абзац пункта 5 исключен.

6. В случае если в результате тайного голосования ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное выдвижение кандидатов на должность Уполномоченного. Решение о сроках повторного выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного принимается областным Собранием депутатов.

Статья 6.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:

«Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Псковской области и законодательством области, справедливостью и голосом совести.».

2. Присяга приносится на заседании областного Собрания депутатов непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

4. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.

5. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

6. Истечение срока полномочий областного Собрания депутатов или его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Статья 7.

1. Уполномоченный не может замещать иные государственные и муниципальные должности, должности государственной, муниципальной службы, заниматься непосредственно или через своих представителей предпринимательской деятельностью, совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются со дня принятия решения областным Собранием депутатов.

Статья 8.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности областным Собранием депутатов в случаях:

1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

2) вступления в законную силу решения суда о признании Уполномоченного недееспособным;

3) признания Уполномоченного безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

4) нарушения Уполномоченным ограничений, установленных настоящим Законом;

5) смерти Уполномоченного или вступления в законную силу решения суда об объявлении Уполномоченного умершим.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены областным Собранием депутатов ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен областным Собранием депутатов в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 3 — 7 настоящего Закона.

Статья 9.

1. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — заявители) на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления в Псковской области, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в Псковской области, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не принимает к рассмотрению жалобы на нормативные правовые акты Псковской области.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Статья 10.

1. Жалоба подается Уполномоченному в письменной форме.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. Жалоба подписывается заявителем, к ней прилагаются копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

3. Жалоба, в которой отсутствуют достаточные для ее разрешения сведения и копии документов, возвращается заявителю с разъяснением о необходимости восполнения недостающих данных.

Статья 11.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю способы и средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован.

Статья 12.

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 13.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения;

2) запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) проводить самостоятельно или совместно с соответствующими государственными органами, должностными лицами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

4) поручать соответствующим государственным органам, государственным учреждениям проведение необходимых экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

2. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

3. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений.

Статья 14.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

3. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты на судебные решения.

4. О результатах рассмотрения заключения, обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в месячный срок извещает Уполномоченного.

 

5. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение в газете «Псковская правда».

Статья 15.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться в установленном порядке к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении федерального законодательства и законодательства области, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства области либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве области либо в случае, если федеральное законодательство или законодательство области противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Статья 16.

1. При получении сведений о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе провести проверку с правами, предусмотренными пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона.

2. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередной сессии областного Собрания депутатов;

2) обратиться в областное Собрание депутатов с предложением о создании комиссии областного Собрания депутатов по расследованию фактов и обстоятельств нарушения прав и свобод человека и гражданина и проведении депутатских слушаний, а также участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Статья 17.

1. Не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Губернатору области, областному Собранию депутатов, прокурору Псковской области.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному официальному опубликованию в газете «Псковская правда».

Статья 18.

1. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может готовить специальные доклады, которые направляются Губернатору области, областному Собранию депутатов.

2. Специальные доклады могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в газете «Псковская правда».

Статья 19.

1. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица должны оказывать Уполномоченному содействие в осуществлении его полномочий, безвозмездно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы, иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Статья 20.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

2. В соответствии с федеральным законодательством в период исполнения своих полномочий и по их окончании Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих полномочий сведения о частной жизни заявителя и иных лиц без их письменного согласия.

Статья 21.

По результатам рассмотрения ежегодного и специальных докладов Уполномоченного Администрация области, иные органы исполнительной власти области в пределах своей компетенции принимают меры по устранению выявленных нарушений, обеспечению и усилению защиты прав и свобод человека и гражданина в порядке, установленном законодательством.

Статья 22.

1. Должность Уполномоченного является государственной должностью Псковской области.

2. Обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет Аппарат Администрации области.

3. Финансирование деятельности Уполномоченного осуществляется из средств областного бюджета. Средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного, предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой.

Статья 23.

Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, социальным и иным обеспечением, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами области для лиц, замещающих государственные должности Псковской области — заместителей Губернатора области.

Статья 24.

1. Для оказания содействия Уполномоченному в осуществлении его полномочий в городах и районах Псковской области могут создаваться общественные приемные и назначаться общественные помощники.

2. Положение об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного утверждается Уполномоченным.

Статья 25.

1. При Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

2. Положение об экспертном совете и его персональный состав утверждаются Уполномоченным.

Статья 26.

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор области

А.А. Турчак

Псков

5 ноября 2009 года

N 912-ОЗ

25 февраля 2010 года N 17-ЗСО

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Саратовской областной Думой

17 февраля 2010 года

(в ред. Закона Саратовской области

от 01.06.2010 N 83-ЗСО)

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области

1. Должность Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области в целях защиты прав и свобод ребенка, их соблюдения и уважения государственными органами области, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

2. Должность Уполномоченного относится к государственной должности области и входит в Сводный перечень государственных должностей Саратовской области.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции соответствующих органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод ребенка.

Статья 2. Правовые основы деятельности Уполномоченного

Правовыми основами деятельности Уполномоченного являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, предметом которых являются права и свободы ребенка, федеральное законодательство, Устав (Основной Закон) Саратовской области, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты.

Статья 3. Задачи Уполномоченного

1. Основными задачами Уполномоченного являются:

1) содействие обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод ребенка;

2) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и свобод ребенка;

3) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и свобод ребенка;

4) содействие совершенствованию законодательства области в сфере защиты прав и свобод ребенка;

5) разъяснение и пропаганда прав и свобод ребенка среди детей и их законных представителей;

6) содействие деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций и их взаимодействию в области обеспечения и защиты прав и свобод ребенка;

7) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного;

8) содействие развитию международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод ребенка.

2. Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного является защита прав и свобод детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 4. Принципы деятельности Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с государственными органами области, органами местного самоуправления и их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и свобод ребенка.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам области и их должностным лицам.

3. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области.

4. В соответствии с федеральным законодательством Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с деятельностью по защите прав и законных интересов ребенка.

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ

И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 5. Требования к кандидату на должность Уполномоченного

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее высшее профессиональное образование и опыт правозащитной деятельности.

Статья 6. Порядок назначения и вступления в должность Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Саратовской областной Думой большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы тайным голосованием.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в областную Думу Губернатором области, депутатами областной Думы, а также депутатскими фракциями и группами в областной Думе в течение 30 дней до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного либо в течение 30 дней после досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выдвинутая в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, должна быть включена в список для тайного голосования.

4. Областная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Данное постановление, а также биографические сведения об Уполномоченном подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

5. В случае, если Уполномоченный не назначен, новые кандидатуры представляются в установленном настоящим Законом порядке.

6. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: " Клянусь защищать права и свободы ребенка, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законодательством Саратовской области, справедливостью и голосом совести.". Присяга приносится на заседании областной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

7. Уполномоченному, вступившему в должность, на заседании областной Думы вручается удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его статус. По предъявлении удостоверения Уполномоченный имеет право беспрепятственно осуществлять на территории области полномочия, установленные настоящим Законом.

Статья 7. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Уполномоченный, срок полномочий которого окончился, продолжает исполнять их до вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного.

3. Истечение срока полномочий областной Думы или ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

4. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 8. Ограничения для лица, замещающего должность Уполномоченного

1. В соответствии с федеральным законом на лицо, замещающее должность Уполномоченного, распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации.

2. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит требования, установленные настоящей статьей, его полномочия прекращаются в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 9. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются областной Думой досрочно в случаях:

а) подачи им в областную Думу письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий;

б) выезда за пределы Саратовской области в связи с переменой места жительства;

в) неспособности исполнять им по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) свои обязанности;

г) нарушения им ограничений, указанных в частях 1 и 2 статьи 8 настоящего Закона;

д) прекращения им гражданства Российской Федерации;

е) признания его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим по решению суда, вступившему в законную силу;

ж) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

з) его смерти.

2. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится постановлением областной Думы, принятым большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен областной Думой в течение 60 дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного в установленном настоящим Законом порядке.

Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 10. Компетенция Уполномоченного

1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

2. В целях реализации своей компетенции Уполномоченный:

а) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения (жалобы), касающиеся нарушения прав и свобод ребенка, и обращения (жалобы) на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и свободы ребенка;

б) проверяет самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими сообщения о фактах нарушения прав и свобод ребенка;

в) оказывает детям, а также их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и свобод ребенка;

г) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми и их родителями (законными представителями) и государственными органами области, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действия которых обжалуются;

д) направляет в государственные органы области, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и свобод ребенка, обращения, содержащие заключения и рекомендации об устранении причин нарушений этих прав и условий, им способствующих, а также о мерах по совершенствованию правоприменительной практики или административных процедур;

е) вносит в органы государственной власти области, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод ребенка;

ж) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от государственных органов области, органов местного самоуправления, по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод ребенка, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации, по указанным вопросам;

з) обращается в компетентные органы с ходатайством о возбуждении в отношении виновного должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод ребенка, уголовного дела либо дела об административном правонарушении; направляет ходатайство о применении к виновному должностному лицу дисциплинарного взыскания.

Статья 11. Содействие Уполномоченным совершенствованию законодательства Саратовской области

Содействуя совершенствованию законодательства Саратовской области, Уполномоченный вправе:

а) в соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской области вносить на рассмотрение областной Думы в порядке законодательной инициативы проекты законов области и постановлений областной Думы, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод ребенка;

б) получать в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, внесенных в областную Думу, по вопросам, отнесенным к компетенции Уполномоченного;

в) обращаться к Губернатору области и в Правительство области с предложениями о совершенствовании правового регулирования в области защиты прав и свобод ребенка;

г) принимать участие в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод ребенка.

Статья 12. Содействие Уполномоченным правовому просвещению

Содействуя правовому просвещению в сфере защиты прав и свобод ребенка, форм и методов их защиты, Уполномоченный вправе:

а) беспрепятственно распространять сведения и информацию о правах и свободах ребенка;

б) издавать печатные издания и иные издания о правах и свободах ребенка;

в) вносить предложения в компетентные органы по совершенствованию государственных образовательных стандартов и учебных программ основного общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в области, а также профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, юристов, врачей, военнослужащих, работников мест принудительного содержания;

г) пропагандировать правовые и этические правила поведения личности.

Статья 13. Доклады Уполномоченного

1. Уполномоченный ежегодно до 1 марта представляет в областную Думу доклад о состоянии соблюдения прав и свобод ребенка в Саратовской области. В ежегодном докладе Уполномоченного должны содержаться оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод ребенка в области, указываются государственные органы области, органы местного самоуправления и их должностные лица, систематически нарушающие права и свободы ребенка, уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите.

(в ред. Закона Саратовской области от 01.06.2010 N 83-ЗСО)

2. Копия доклада направляется Губернатору области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, председателю областного суда, прокурору области.

3. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод ребенка Уполномоченный вправе направлять в областную Думу специальные доклады.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного о состоянии соблюдения прав и свобод ребенка в Саратовской области публикуется в средствах массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых является орган государственной власти области.

5. Ежегодный и специальные доклады Уполномоченный направляет Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации.

Статья 14. Обращение к Уполномоченному

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться к Уполномоченному лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

2. Гражданин в своем письменном обращении к Уполномоченному указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

3. Гражданин в подтверждение своих доводов вправе приложить к обращению документы и материалы либо их копии.

4. Уполномоченный рассматривает обращения граждан в порядке, установленном федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Статья 15. Полномочия Уполномоченного при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод ребенка

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод ребенка либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный принимает соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 16. Гарантии деятельности Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации своей функции и задач имеет право:

1) запрашивать необходимые материалы, копии документов и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, в государственных органах, органах местного самоуправления и у должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия;

2) по вопросам своей деятельности беспрепятственно посещать государственные органы области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения, находящиеся на территории области, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

3) привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами области, их должностными лицами проверку деятельности государственных органов области и органов местного самоуправления в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Саратовской области;

5) получать разъяснения от государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки обращения (жалобы);

6) в случае грубого, систематического или массового нарушения прав и свобод ребенка выступить с докладом на заседании областной Думы и Правительства области.

2. Государственные органы области, органы местного самоуправления и их должностные лица оказывают содействие в предоставлении Уполномоченному материалов и копий документов, иной информации, необходимой для осуществления его полномочий. Материалы, копии документов и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения письменного запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

3. Уполномоченный обеспечивается документами, принимаемыми областной Думой, органами исполнительной власти области, а также другими документами, информационными материалами, официально распространяемыми указанными органами.

4. Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении государственными органами области, органами местного самоуправления и их должностными лицами поставленных им в обращении вопросов. О времени и месте рассмотрения обращения Уполномоченный должен быть извещен не позднее чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.

5. Уполномоченный вправе присутствовать на заседаниях областной Думы, Правительства области, заседаниях представительных органов местного самоуправления, коллегий государственных органов области.

6. Материальные гарантии деятельности Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством области для лиц, замещающих государственные должности области.

Статья 17. Пенсионное обеспечение Уполномоченного

1. При выходе на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации лица, замещавшие государственную должность Уполномоченного, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии.

2. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении должности, указанной в части 1 настоящей статьи, от двух лет до четырех лет (включительно) 55 процентов, свыше четырех лет - 75 процентов установленного законом области месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области. В случае, если лицу, замещавшему должность, указанную в части 1 настоящей статьи, назначены две пенсии, в том числе страховая часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемая на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитывается сумма этих двух пенсий.

3. Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет средств областного бюджета. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии устанавливается Губернатором области.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при повышении (увеличении) в установленном порядке размера денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области, изменении размера пенсии получателя ежемесячной доплаты к пенсии.

4. Выплата ежемесячной доплаты к пенсии указанным лицам приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы.

Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии указанным лицам осуществляется в соответствии с установленным порядком.

5. Гражданам, имеющим право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящим Законом, получение пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, пенсии государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов, ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ежемесячные доплаты к пенсии по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, производятся либо доплата в соответствии с настоящим Законом, либо указанные выплаты по их выбору.

Выплата доплаты в соответствии с настоящим Законом осуществляется независимо от получения следующих выплат: ежемесячной доплаты к пенсии гражданам, назначенной на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ " О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"; ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 176 " Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров"; дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения, назначенного на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. N 1708 " О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"; дополнительного ежемесячного материального обеспечения, назначенного на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 " О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"; дополнительного ежемесячного материального обеспечения, назначенного на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 " О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы".

6. Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на лиц, полномочия которых прекращены в связи с виновными действиями (бездействием).

Статья 18. Ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет административную ответственность, установленную законом области.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 19. Аппарат Уполномоченного

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного и осуществления им полномочий создается аппарат.

2. Сотрудники аппарата Уполномоченного являются государственными гражданскими служащими области.

3. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

4. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом, обладающим правами юридического лица, имеющим гербовую печать и бланки со своим наименованием, с правом открытия расчетного счета и иных счетов.

5. Уполномоченный:

а) утверждает структуру аппарата, положение о нем и осуществляет общее руководство его работой;

б) в пределах сметы расходов устанавливает численность и штатное расписание аппарата;

в) издает распоряжения по вопросам, связанным с деятельностью аппарата.

6. Помещение, имущество, оборудование для осуществления деятельности Уполномоченного и его аппарата предоставляются в безвозмездное бессрочное пользование в порядке, установленном Правительством области.

Статья 20. Финансирование деятельности Уполномоченного

Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статья 21. Общественные помощники Уполномоченного

1. Уполномоченный вправе иметь помощников. Помощник осуществляет свои полномочия на общественных началах.

2. Помощник оформляется для осуществления своих полномочий распоряжением Уполномоченного на основании заявления, непосредственно подчиняется Уполномоченному и подотчетен только ему. Помощник назначается Уполномоченным на срок его полномочий.

3. Уполномоченный самостоятельно определяет общее количество своих помощников.

4. Помощник в целях исполнения поручений Уполномоченного взаимодействует в установленном порядке с гражданами, государственными органами области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями.

5. Полномочия помощника могут быть прекращены досрочно по решению Уполномоченного.

6. Помощнику выдается удостоверение установленного образца, подтверждающее его статус, которое подлежит возврату по завершении деятельности помощника.

Статья 22. Права и обязанности помощника

1. Помощник:

а) оказывает содействие Уполномоченному по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного;

б) ведет запись на прием к Уполномоченному и проводит предварительный прием;

в) разъясняет гражданам порядок подачи обращения (жалобы) Уполномоченному, оказывает консультативную помощь по вопросам прав и свобод ребенка, форм и методов их защиты;

г) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления им своих полномочий;

д) получает, хранит, систематизирует, осуществляет передачу документов, поступающих на имя Уполномоченного;

е) направляет Уполномоченному информацию о проделанной работе в сроки, установленные Уполномоченным;

ж) выполняет иные поручения Уполномоченного, связанные с осуществлением его полномочий.

2. Помощник имеет право:

а) получать по поручению Уполномоченного в установленном порядке от государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц документы и иные материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления полномочий;

б) при подготовке вопросов, связанных со своей деятельностью, пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении аппарата Уполномоченного;

в) принимать участие в мероприятиях, проводимых Уполномоченным, по его приглашению.

Статья 23. Экспертный совет по вопросам прав и свобод ребенка

1. При Уполномоченном для оказания ему консультативной помощи может создаваться экспертный совет по вопросам прав и свобод ребенка.

2. Положение об экспертном совете по вопросам прав и свобод ребенка и его состав утверждаются Уполномоченным.

3. Экспертный совет по вопросам прав и свобод ребенка работает на общественных началах.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Назначение на должность первого Уполномоченного

1. Предложения о кандидатах на должность первого Уполномоченного вносятся в областную Думу не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.

2. Областная Дума принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока для внесения предложений о кандидатах на эту должность в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 апреля 2010 года, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона.

Губернатор

Саратовской области

П.Л.ИПАТОВ

г. Саратов

25 февраля 2010 года

N 17-ЗСО






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.