Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности аппликации как одного из видов художественно-эстетической деятельности






Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация появилась более 2500 лет назад. Ее создали кочевые народы, украшая аппликацией одежду, обувь, жилище. Свою работу они выполняли из кожи, меха и войлока. Аппликация из ткани появилась значительно позже. Такой аппликацией украшали одежду, предметы домашнего обихода, нашивая на фон кусочки ткани. А вот наиболее «молодой» считается аппликация из бумаги. Она получила свое развитие лишь в 16 веке.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Классификация аппликации (рисунок 3):

По форме прилегания к поверхности:

- плоская;

- объемная.

По форме:

- геометрическая

- негеометрическая.

По цвету:

- одноцветная;

- многоцветная;

- черно-белая.

По тематике:

- предметная;

- сюжетная;

- декоративная;

- силуэтная;

- шрифтовая.

По наличию симметрии:

- симметричная;

- несимметричная.

По заполнению элементов:

- контурная;

- сплошная.

По способу изготовления деталей:

- вырезанная;

- рванная или обрывная;

- пластическая.

По способу прикрепления деталей:

- однослойная;

- многослойная.

Плоская аппликация –это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани и других материалов и наклеивают их фон. А можно делать такую аппликацию из бумаги способом обрывания. Края у таких деталей получаются неровными, создающие впечатление пушистости и шероховатости. Такая аппликация называется обрывная или рваная. Мозаику тоже можно отнести к этому виду аппликации. Мозаикавыполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает
контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения);
сплошной(заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Объемная аппликация создает некоторую видимость объема. По приемам изготовления разделим ее на четыре группы:

1. на фон приклеить только отдельные части аппликации, а оставшиеся слегка отогнуть;

2. вырезать несколько раз одну и ту же деталь и приклеивать в два-три приема;

3. взять какую-нибудь объемную деталь (например, вату для снега, спички для дома) и приклеить на фон;

4. части аппликации сделать из мятой или гофрированной бумаги.

Разнообразие геометрических форм позволяет создавать геометрические аппликации. Традиционно они представляют собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.
Все те аппликации, которые не претендуют на вид геометрической, относятся к негеометрическим. Их преимущество в том, что они не накладывают на творчество детей каких-либо ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она очень часто присутствует в детском творчестве.
Разберемся в отличиях аппликации по тематике.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.). Это наиболее простая и доступная техника, даже малыши с ней справляются.

Для декоративной аппликации характерны ленточная и центрально-лучевая композиции.

В ленточной композиции отдельные элементы повторяются по горизонтали или по вертикали. В центрально-лучевой композиции узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник).

Предметная аппликация состоит из отдельного изображения (дерево, птица, дом, лист и т.д.). Она представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Сюжетная (тематическая) аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Эти аппликации часто используются для иллюстрирования литературных произведений: сказки, басни, стихотворения, рассказа. Чаще всего такие аппликации многоцветные, но могут выполняться и из одного цвета.

Содержание такой аппликации может быть, как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Здесь требуется соблюдение некоторых правил.

Следует подобрать материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре. Цвет очень важен, так как он помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей работы.

Необходимо сделать акцент на основных действующих лицах сюжета. Главные персонажи выделяются из общей картины более крупным размером, ярким цветом, композиционным решением.

Композиция обычно строится с учетом перспективы. Детали располагаются не «в ряд». Все, что ближе, будет выглядеть больше, а что дальше – меньше. Это классические правила рисунка и живописи, поэтому для создания этого вида аппликация нужно хоть немного быть художником. Очень важны подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.

Силуэтнаяаппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, " слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Шрифтовую аппликацию используют при оформлении. Красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, названия плакатов, учебных пособий.

Симметричнаяаппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

В настоящее время появляются новые виды аппликации, например, торцевание (торцовки или скрутки прикрепляют на бумагу или пластилин), квиллинг (изготовление композиций из скрученных в спираль бумажных полосок. Эту технику еще называют бумагокручением, или бумажной филигранью), флористика (приклеивание растений), декупаж (техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности), скрапбукинг (вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов).

 

 

декоративная

предметная

одноцветная сюжетная

плоская многоцветная силуэтная

объемная черно-белая шрифтовая

По форме прилегания к поверхности
По цвету
По тематике

 

 


геометрическая контурная

негеометрическая сплошная

АППЛИКАЦИЯ
По форме
По способу прикрепления деталей
По наличию симметрии
По способу изготовления деталей
Новые виды
По заполнению элементов

 


симметричная однослойная резанная несимметричная многослойная пластическая квиллинг

рваная

скрапбукинг

торцевание

декупаж

 

Рис. 3 Классификация аппликации

Данная классификация дает представление о богатстве изобразительно- выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Рассмотренные ранее виды аппликаций, дают понять, что для их выполнения необходимо использовать различные материалы, инструменты и приспособления.

Основным материалом для аппликации является бумага различных сортов. Разнообразие материалов для аппликации зависит от выполняемой работы – это могут быть: разные виды тканей, растения, газеты, салфетки, открытки, песок, бросовый материал и т.д.

Инструментов и приспособлений при выполнении аппликаций тоже можно назвать большое количество, но остановимся на основных, которые чаще всего встречаются в работе.

Большое значение при выполнении аппликации имеет качество клея. Самым лучшим и удобным для работы является синтетический клей ПВА. Он белого цвета, без запаха, широко используется в типографиях при выполнении переплетных работ. Хранят его в стеклянных или пластмассовых банках, флаконах с плотно закрывающимися крышками. Учитывая основное свойство клея ПВА — быстро высыхать, нужно хранить его, заливая тонким слоем воды. Перед употреблением клей размешивают, отливают нужное количество и разбавляют холодной водой до нужной концентрации (жидкой сметаны — для картона и как молоко — для бумаги). Если клей при разбавлении оказался очень жидким, то его следует оставить открытым на некоторое время. Вода испарится, и клей станет гуще.

Для наклеивания больших плоскостей удобен клей, приготовленный из крахмала или муки (клейстер). Остатки клейстера, снятые мокрой тряпочкой, не оставляют следов.

Для нанесения клея на поверхность нужна кисточка для клея и подставка для кисти.

При выполнении эскизов применяют карандаш средней твердости.

Для работы выбирают мягкую резинку. Если резинка твердая, ее на 3—4 ч кладут в керосин, затем высушивают несколько дней и разрезают по диагонали. Такая резинка стирает очень аккуратно и не оставляет никакой грязи.

Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Удобно резать ножницами с длиной лезвия до закругления в 60—80 мм. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу, на месте разреза появляется бахрома.

Для сохранения поверхности стола от загрязнений и царапин при работе клеем или ножницами рекомендуется использовать клеенку.

Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.

Для занятий аппликацией необходимы две тряпочки: сухая (для притирания через дополнительный лист деталей, наклеиваемых на основу) и влажная (для вытирания во время работы).

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для работы, поскольку бумага имеет множество разновидностей по свойствам и внешнему виду. Правильный выбор бумаги позволяет добиться выразительности образа, его точности, соответствия содержанию и стилю работы. Разнообразие видов и свойств бумаги служит дополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.

И наконец, для работы с бумагой требуется целый набор инструментов и приспособлений. От того, насколько подготовлено рабочее место, зачастую зависит не только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения.

 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.