Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика диагностирования художественно-эстетических качеств личности дошкольника






Согласно ФГОС дошкольного образования:

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Цель диагностики: отслеживание формирования художественно-эстетических качеств личности дошкольника.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг предполагает:

- постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;

- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

В педагогическом процессе используем технологии образовательного мониторинга программы «Детства».

Наиболее оптимальным режимом организации мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

Для мониторинга художественно-эстетических качеств развития ребенка выделила три интегративных качества:

1. Любознательный, активный;

2. Эмоционально-отзывчивый;

3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Характеристики этих качеств представлены в таблице 1. Для выявления уровня развития художественно-эстетических качеств личности ребенка составлены сводные таблицы по возрастам (приложение 1 и 2).

 

Таблица 1

Мониторинг художественно-эстетических качеств развития ребенка

Качества   Характеристика качества Метод диагностики Цель Процедура организации и проведения
Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире   Принимает живое, заинтересо-ванное участие в образовательном процессе   Способен самостоя-тельно действовать в художест-венной деятельности   Наблюдение за проявлением любознатель-ности     Наблюдение за проявлениями активности в деятельности   Наблюдение за проявлениями самостоятель-ности     Изучение особеннос-тей прояв-ления детьми любознатель-ности, инте-реса к новым объектам   Изучение особеннос-тей прояв-ления активности детей в деятельности   Выявление способности действовать самостоятельно в худо-жественно-творческой деятельности Проявляет интерес к новым предметам, объектам; задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации; самостоятельно исследует предметы.   Частота обращений ребенка к деятельности: часто, редко, не обращается; Характер обращений к данной деятельности: самостоятельно, по инициативе воспитателя или сверстников; Преобладающие виды деятельности; использование необходимых атрибутов, ма-териалов, предметов, содер-жащихся в предметной среде: - использует разнообразные материалы, предметы: само-стоятельно, по инициативе взрослого или сверстника, репродуктивно, творчески; - использует однообразные материалы, предметы, - редко пользуется материала-ми, предметами для решения задач деятельности; Особенности содержания задач деятельности ребенка: - соответствует программному содержанию; - компилирует опыт приобре-тенных представлений; -активно применяет культур-ные практики, самостоятельно экспериментирует, обобщает полученный опыт (видит за-дачи и варианты их решения в деятельности самостоятельно).   Наблюдение художественно-творческой деятельности детей Критерии наблюдения: интерес, активность, инициа-тивность, ответственность, автономность, творчество, целеполагание, познаватель-ный компонент.  
Эмоционально-отзывчивый Эмоциональ-но реагирует на произве-дения изоб-разительного искусства Наблюдения для выявления характера эмоциональ-ного реагиро-вания на произведения изобразительного искусства Выявление характера эмоциона-льного реагирования на произве-дения изоб-разительного искусства Воспринимаемое произведе-ние должно соответствовать возрастным особенностям детей. Отношение ребенка к процес-су рассматривания картины: равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь; Экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время рассматривания картины: хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен; Сопровождение рассматрива-ния картины: притопывает, хлопает в ладоши; неподви-жен, сосредоточен; отвлекает-ся на другую деятельность; Эстетическая оценка картины: самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит. Разнообразие вербальной оценки: использует множество прилагательных, сравнения, ассоциации; 1-2 типичных прилагательных; другие средства оценки; не стремится к оценке произведения; не участвует; Реакция на картину: сразу, в процессе восприятия; после восприятия; отсрочено в других видах деятельности.  
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи Интерес к творчеству     Способен предложить собственный замысел и воплотить его в работе Беседа для выявления представле-ний о творчес-тве и отноше-ний к творчес-тву   Праксиметрия- анализ продуктов детской деятельности для выявления особенностей способов действий и продуктов детского творчества Выявление представле-ний о творчестве и отношений к творчеству     Выявление особенностей способов действий и продуктов детского творчества В ходе индивидуальной беседы выявляется отношение к творчеству и представления ребенка о творчестве   Детям дают инструкцию: «С помощью бумаги изобрази фантазию. Что-нибудь необычное и яркое». После этого ребенку предлагают рассказать о том, что и почему именно это он сделал. Анализ способов действия и анализ продуктов детского творчества проводится по следующим критериям: отношение, самостоятельность, оригинальность.  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.