Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К чему приводит «почему»?






Стоит девушка, смотрит в зеркало, а лицо все в прыщах. Почему? - задает она вопрос изображению. Потому, что печень больная. Зачем? Затем, чтобы здоровьем занялась или к косметологу сходила. Для чего? Для того, чтобы захотела измениться, поменять отношение к себе и свои привычки.

Когда мы задаем себе вопрос «почему», мы просто упираемся в стену. Стоит закрыть глаза и задать себе этот вопрос десять раз, как перед глазами возникнет стена. Почему, почему, почему… Вопрос «зачем» отодвигает стену в сторону. За чем? За стеной. Открывается пространство, в котором существуют возможности. Вопрос «для чего» уводит стену под ноги, она становится опорой для прыжка, то есть для цели.

Каждый из трех вопросов отражает временной период, к которому мы обращаемся при оценке любой ситуации в своей жизни. Мы делим свою жизнь на прошлое, настоящее и будущее. И каждый из нас большую часть жизни живет в том времени, в котором ему комфортней.

Люди прошлого предпочитают изучать прошлое. Их интересуют причины происходящего, будь то возможности или препятствия. Любое дальнейшее действие основано на предыдущем опыте. Прогнозирование будущего всегда должно быть подтверждено практически стопроцентным успехом в прошлом. Их можно узнать по вопросу «почему», задаваемому чаще всего в разных ситуациях.

Люди настоящего уделяют особое внимание тому, что происходит здесь и сейчас. Прошлое и будущее их волнует ровно настолько, насколько всех нас волнует голод в Зимбабве. Ситуации воспринимаются с точки зрения сиюминутной выгоды, это касается и взаимоотношений, и ощущений, и удовольствий. Вопрос людей настоящего – «зачем».

Люди видения или люди будущего стараются увязать происходящее в жизни с планами на будущее. Больше всего их интересует вопрос «для чего». Прошлое воспринимается как пройденный этап, не влияющий на будущий опыт. Ситуации во внешней среде, даже если они проблемные, чаще оцениваются как возможности.

В модели шара личности взгляд в прошлое позволяет нам осознать свои способности. Это сила, наделяющая способности энергией для раскрытия отверстия в оболочке шара. Мы можем вспомнить свои бывшие достижения, и уверенность в результативности прошлого опыта придает импульс нашим действиям. Это своего рода алгоритм успешности или проторенная дорожка. Луч, исходящий из отверстия в шаре личности, это наши действия и поступки, совершаемые в настоящем. Луч похож на реку. Когда впадающих в нее ручейков много, река становится мощной и полноводной. Именно действия и поступки связывают прошлое с будущим. Экраны с изображениями символизируют наше будущее, и наше представление о нем влияет на совершаемые нами поступки, делая их осмысленными. Граница шара личности отделяет прошлое от будущего и каждый по-своему проходит через оболочку, превращая энергию способностей внутри шара в действия луча.

Люди прошлого открывают отверстие в шаре только тогда, когда их прошлый опыт на сто процентов был успешен. Прежде чем начать действовать они собирают статистику, узнают, как вели себя знакомые в подобных ситуациях. Им как будто все время чего-то не хватает для первого шага. Сила, способная привести их в движение, чаще связана с необходимостью решения проблем. При рождении ребенка они меняют квартиру на большую. Идут на курсы повышения квалификации, если это является необходимым условием работодателя. Неготовность к действиям они в основном объясняют отсутствием смысла. Способность решать более сложные проблемы развивает их как личность.

Мне очень нравится изречение Адизеса в книге «Управление изменениями», способное придать энергию действий людям прошлого: «Самое спокойное место в городе – это кладбище. На кладбище ничего не случается и ни у кого не возникает никаких проблем, потому что там не происходит изменений. Быть живым - значит изменяться, изменяться - значит решать проблемы, а развиваться - значит становится способным решать более сложные проблемы».

В каждой проблеме содержится шанс. Наличие проблем как выталкивает способности людей из шара личности, превращая их в действия, так и накрывает их источник света сизым плотным туманом, стоит только задать вопрос «почему». Этот вопрос направляет взгляд в прошлое и закрывает отверстие, выпускающее луч действий во внешнюю среду. Почему у меня ничего не получается? Почему мой начальник меня не слушает? Почему ребенок никогда не убирает в комнате? «Почему» зачастую порождает чувство вины. А чувство вины, в свою очередь приводит к мыслям, меняющим проекцию на внешнем экране. Помните эпизод про шубу?

Легким движением руки выпускаем туман, меняя вопрос «почему» на вопрос «для чего». Для чего это важно для меня? На что я буду способен, когда решу эту проблему? И вот мы уже за границами шара личности – излучение достигло второго экрана, изображение появилось.

Но наибольшего эффекта достигает не вопрос «почему», а перетаскивание прошлого негативного опыта в настоящее. Если мы говорим: всегда на мне в очереди заканчивается колбаса, я никогда не могу убедить тещу, я притягиваю к себе неприятности, у меня не получается это или он никогда меня не понимает, она всегда все делает назло, все равно не получится – то техника отрезания прошлого от настоящего наилучший способ растуманиться.

Все что в нашей жизни происходило до текущей минуты – было в прошлом. Поэтому мы смело можем применять слово «раньше» ко всем негативным мыслям, связанным с прошлым опытом. Это слово отделяет наше восприятие прошлого от настоящего и открывает отверстие в шаре личности.

Был как-то у меня на тренинге мужчина, который очень хотел стать тренером. Много лет хотел, но ему все время чего-то не хватало. Спрашиваю у него, когда его первый тренинг состоится? Он, как истинный человек прошлого, начинает быстренько задраивать люки в шаре личности: я не знаю, какая тема у тренинга должна быть; я не могу понять как вести тренинг; я еще не прочитал все книги про тренинги; у меня нет времени, чтобы написать программу. Ну вот, думаю, претендент на хирургическое вмешательство, будем резать. Помните детскую считалочку – вышел ежик из тумана, вынул ножик из кармана.

В роли скальпеля выступает слово «раньше» перед каждой мыслью. Раньше я не знал, какая тема у тренинга должна быть, а сейчас знаю. Раньше у меня не было времени на разработку программы, а теперь есть. Раньше я не мог действовать, а сейчас открыл люк и выпустил луч. Такое перефразирование снимает проблему нехватки элементов в системе и приводит к уверенной мысли «я могу». А эта мысль уже приводит к действиям в настоящем.

Когда мы живем только настоящим, нас мало волнует происходящее в шаре личности, то что будет потом ни вдохновляет, ни пугает. Мы все время что-то делаем, даже если это бездействие. Но если мы отрицаем прошлое и не видим смысла в представлении будущего, то какие действия и поступки мы совершаем?

Только настоящим живут маленькие дети. Сколько раз мы видели историю про мальчика или девочку и кашу. Папа заставляет ребенка съесть кашу, рассказывая ему как он станет сильным и крепким (будущее), мама призывает съесть еще немного, ведь она так старалась (прошлое), а чаду хочется бегать (настоящее). Ребенку совсем не важно каким он будет в будущем и у него совсем не вызывают чувство вины мамины старания, ему хочется здесь и сейчас быть счастливым.

Живя только в настоящем, мы как будто все время находимся на околоземной орбите. Наши желания краткосрочны и существуют всего несколько дней. Мы делаем много действий, и для нас важен результат только этих действий. Иногда наши действия похожи на маятник.

Проснулся утром человек и решил – с сегодняшнего дня буду ходить в спортзал, даже форму спортивную в багажник положил. Пока работу работал, намерение становилось все сильнее. Вечером поехал на тренировку, а по дороге увидел витрину магазина с рекламой «распродажа удочек по бросовой цене». Купил 3 удочки и решил, что с завтрашнего дня станет рыбаком.

Основным источником затуманивания для людей настоящего является отсутствие главного события дня, недели, месяца и года. А разтуманиться можно за счет простой практики – наметить себе главные события на разные временные периоды.

Для меня главным событием года станет изданная книга. Разбив остаток года по месяцам, определяю их главные события: сентябрь – написано 70% книги; октябрь – первые главы отправлены в 5 издательств; ноябрь – заключен контракт с издательством на издание книги; декабрь – фотография полученного тиража опубликована на сайте компании. Каждая неделя сентября должна заканчиваться тремя главами.

Главное событие дня лучше определять до выхода из дома, ведь за дверями так много настоящего, так хочется все попробовать! Головокружение от маятниковых действий снимает вопрос «зачем», задаваемый каждый раз, когда возникает спонтанное желание купить три удочки. Если их покупка приведет к реализации главного события дня - значит удочки хорошие, надо брать.

Привычка задавать вопрос «зачем» делит наши поступки на нужные и ненужные, а вопрос «для чего» направляет взгляд вперед, к цели, к видению. Он дает силы для нахождения решений здесь и сейчас и обладает энергией изменений для начала процесса развития. Ведь жизнь планируется на будущее, осознается при взгляде на прошлое и проживается здесь и сейчас.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.