Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 20 страница






Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Типаж пожарных автомобилей на 2006—20 10 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИпожарный автомобиль (ПА) на шасси легкого класса, оснащённый средствами пожаротушения, пожарно-техническим вооружением и оборудованием для проведения отдельных видов АСР. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) предназначен для оперативного прибытия на место пожара или аварии и быстрого введения в действие. Иногда его называют «автомобиль быстрого реагирования». АПП изготавливают чаще на шасси лёгкого класса (полная масса до 3, 5 т) с удельной мощностью, которая больше мощности ПА других классов. АПП имеют более плотную компоновку, позволяющую уменьшить габариты автомобиля, и расширенный перечень комплектующего оборудования для универсализации работ. В зависимости от области применения АПП могут иметь целевое назначение, определяющееся комплектацией пожарно-техн. вооруж., в т. ч. модульный принцип комплектации одного базового ПА. Первые АПП в России созданы в период с 1994 по 1995 специалистами Жуковского машиностроительного завода и ВНИИПО: АПП-0, 5 на шасси БАЗ-3783 и АПП-2 на шасси ГАЗ-3302. Заметный качественный скачок в производстве нового поколения АПП произошёл в 2003, когда к их производству приступили др. предприятия. Проведённый в 2003 управленческий эксперимент по применению новых технологий пожаротушения в ряде управлений пожарной охраны России показал эффективность применения АПП при тушении пожаров в начальной стадии в зданиях 1 и 11 степени огнестойкости, на автомобильном транспорте.

Лит.: Копылов Н.П. Мировой опыт применения автомобилей быстрого реагирования (первой помощи), передовых технологий тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Результаты эксперимента по применению новых технологий пожаротушения. Материалы совещания-семинара, 15.07.2003 г. в г. Москве. М., 2003; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ СЕВЕРА - пожарный автомобиль, оборудованный для условий эксплуатации при низких температурах (ниже минус 45 °С) в северных регионах. Должен изготавливаться на полно- приводных шасси.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; Бондарчук А.А. особенности эксплуатации и применения автомобилей первой помощи и передовых технологий тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях Заполярья. Результаты эксперимента по применению новых технологий пожаротушения. Материалы совещания-семинара, 15.07.2003. г. Москва. М., 2003.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ - пожарный автомобиль, оборудованный устройствами для хранения и подачи огнетушащих порошков и предназначенный для доставки на место пожара средств пожаротушения, личного состава и пожарно-технического вооружения. В качестве заряда в пожарном автомобиле порошкового тушения (АП) применяются порошки общего и спец. назначения, которые могут эффективно использоваться для тушения нефтепродуктов, газов, установок под напряжением. Особенно эффективен АП при тушении больших проливов жидких горючих веществ. Первый автомобиль порошкового тушения АП-2 (130)-146 с использованием для псевдоожижения аэроднища был освоен 1973 г. на Ладанском заводе ППО (затем переименован в ПО «Пожмашина») (Украина) при участии ВНИИПО. В качестве источника сжатого газа в нём применялись два ротационных компрессора, которые обеспечивали рабочее давление в сосуде 0, 15 МПа при расходе порошка 20 кг/с из лафетного ствола и 1, 2 кг/с — из ручного. В 1979 г. этот автомобиль был модернизирован (с доведением рабочего давления до 0, 4 МПа и подачей воздуха в сосуд из баллонов). В начале 1980-х гг. ПО «Пожмашина» приступило к производству АП-5 мод. 196 на шасси КамАЗ-53213 массой вывозимого порошка до 6000 кг и расходом порошка до 60 кг/с. Этот автомобиль являлся базовой моделью более 10 лет. В 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» совместно с ВНИИПО создали АП-4 на полноприводном шасси КамАЗ-43101. Он имел запас порошка в 4000 кг, рабочее давление 0, 8 МПа и расход 80—115 кг/с (лучший из всех отечественных и зарубежных аналогов), что позволяло тушить проливы нефтепродуктов на площади 1000 м2 (по результатам экспериментов). До 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» выпустило 1168 автомобилей порошкового тушения. В 1998 г. Тульское ПО «Гастройдеталь» изготовило опытный образец АП-4 на шасси КамАЗ-431О1. Этот автомобиль имел в комплектации компрессор для создания избыточного давления газа при подаче порошка. АП оснащался прицепом для перевозки запаса порошка и его зарядки в «полевых условиях». В 2000 ОАО «Пожтехника» на шасси КамАЗ-53215 изготовило автомобиль АП-5000. Он был оснащён тремя сосудами для порошка и лафетным стволом с расходом до 50 кг/с. для тушения сложных пожаров в городских условиях в 2003 ВНИИПО и ПО «Берег» (Московская обл.) изготовили партию опытных образцов АП-1000 на шасси ЗИЛ-5301. Этот автомобиль, по сравнению с аналогами, имеет лучшее соотношение между запасом порошка (1000 кг) и расходом (40 кг/с), что обеспечивает для данного количества заряда большую огнетушащую эффективность. АП-1000 дополнительно оснащался двумя съёмными передвижными огнетушителями ОП-50 (3). К производству АП в России приступили и др. предприятия.

Лит.: Исавнин Н. В. Средства порошкового тушения. М., 1983; Кузнецов Ю.С., Навценя Н.В. пожарные автомобили. Этапы разработки производства на предприятиях России /1 Юбилейный сборник трудов ВНИИПО. М, 1997; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ С НАСОСОМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и другим пожарным оборудованием для работы при высоком давлении, ёмкостями для жидких ОТБ и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-техн. вооружения. Основная область применения пожарного автомобиля с насосом высокого давления (АВД) — тушение пожаров в высотных зданиях и сооружениях. В СССР первый проект АВД на шасси «Урал-43202» был разработан в 1982 ОКБ пожарных машин (г. Прилуки) совместно с ВНИИПО. Практическую реализацию он нашёл в 1988 г., когда на шасси КамАЗ-4310 был создан экспериментальный образец насосно-рукавного автомобиля с насосом высокого давления ПНВ-20/300. В 1993 г. совместно с ПО «Пожмашина» (Украина) ВНИИПО разработана модификация автоцистерны с насосом высокого давления на шасси КамАЗ-5321 1 с цистерной вместимостью 5, 9 м3, пенобаком вместимостью 0, 6 м3, с комплектацией спец. гидравлическим оборудованием для работы при 2, 0 МПа: рукавами высокого давления Ø 51 и 61 мм общей длиной 340 м, рукавной катушкой со стволом высокого давления при работе 3, 0 МПа. Впервые в России в 1998 Московский карбюраторный завод АМО ЗИЛ изготовил АВд-20/200 на шасси ЗИЛ-433104. Этот автомобиль был оснащён насосом НЦПВО-20/200 и комплектом гидравлического оборудования для работы при 2, 0 МПа. В связи с актуальной проблемой по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях к производству АВд подключаются и др. предприятия.

Лит.: Кузнецов Ю. С., Навценя Н.В. пожарные автомобили. Этапы разработки производства на предприятиях России 1/ Юбилейный сборник трудов ВНИИПО. М., 1997; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯпожарный автомобиль для доставки на место пожара личного состава, оборудованный средствами связи и освещения. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) предназначен для освещения места работы пожарно-спасательных подразделений на месте пожара или аварии и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи. Первые отечественные АСО появились в Московской и Ленинградской пожарной охране в начале ХХ в. и были созданы силами пожарных. АСО предназначались для обеспечения проводной телефонной связи на месте пожара и радиотелефонной с центром. АСО имели в комплектации оборудование для связи, кабельные катушки с прожекторами, распределительные щиты, питаемые от домовой сети (переменного тока) и от генератора постоянного тока. В СССР наибольшее распространение нашли АСО-12 на шасси ГАЗ-66 производства Варгашинского завода ППО и АСО-12 на шасси ПАЗ-672 производства техн. подразделений пожарной охраны страны. Эти автомобили имели стационарно установленный генератор мощностью 12 кВт, напряжением 230 В, две стационарные радиостанции с радиусом действия 30 км, соответственно 6 и 4 переносные радиостанции с радиусом действия 2 км, по 2 телефонных аппарата, соответственно 5 и 2 прожектора мощностью 1500 Вт и др. оборудование. В 1993 Иркутское ПО «Восток» изготовило современный АСО-8 на шасси ГАЗ-66 с подбамперным генератором мощностью 8 кВт. Автомобиль имел комплект стационарных и переносных радиостанций, стационарные прожекторы на выдвижной мачте, переносные прожекторы и др. оборудование. В 1995 Жуковский машиностроительный завод совместно с ВНИИПО изготовил АСО-20 на шасси автобуса ПАЗ-3205. На автомобиле впервые был установлен генератор частотой 400 Гц с системой автоматического регулирования частоты и напряжения тока при ступенчатом изменении величины нагрузки. В дальнейшем к производству АСО в России подключились и др. предприятия.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. пожарная техника. Термины и определения; НПБ 192-2000. Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки техн. состояния и ремонта пожарной техники. Пожарный автомобиль техн. службы (АПТС) оснащается станками и спец. оборудованием для выполнения токарных, сверлильных, шлифовальных, слесарных и др. видов работ при проведении техн. обслуживания и ремонта пожарной техники. В состав АПТС могут дополнительно включаться отдельные - диагностические приборы, испытательные стенды, комплект запасных частей и ремонтных материалов для проведения необходимых работ по восстановлению работоспособности пожарной техники в подразделениях ГПС МЧС России, удалённых от подразделений техн. службы.

Лит.: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОНАСОС - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. В начале ХХ в. с появлением автомобилей стали создаваться автонасосы различных моделей: линейка (для перевозки пожарных), фургон и паровая машина. По компоновке насоса на шасси эти автомобили условно разделялись на З класса: с передним, ср. и задним расположением насоса. В зависимости от размещения личного состава на П. а. они делились на автонасосы с наружной и внутренней посадкой и продольным и поперечным расположением мест. до 1940-х гг. в СССР наибольшее распространение получили П.а. на шасси: ГАЗ-АА с насосом 900 л/мин; ЗИЛ (АМО-4) с насосом 2300 л/мин. Для забора воды от источника все эти автомобили имели баки «первой помощи» для заполнения насоса вместимостью соответственно 150 и по 350 л. Позже стали выпускаться автонасосы на Варгашинском заводе НПО (АНП-20 на шасси ГАЗ-69. оборудованные рукавным автоприцепом) и на Прилукском заводе противопожарного оборудования (АН-ЗО на шасси ЗИЛ-164А мод. ПМЗ-52 и АН-ЗО на шасси ЗИЛ-1ЗО мод. ПМЗ-64). П.а. последних моделей имели заднее расположение насоса ПН-30 с вместимостью пенобака 400 и 500 л. для прокладки магистральных рукавов П. а. оснащались рукавными катушками на 120 м рукавов Ø 66 мм. Число мест для личного состава составляло 9 и 10. С 1951 по 1972 Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило 2193 автонасоса. Наибольшее распространение в СССР в последние годы получил насосно-рукавный автомобиль АНР-40 на шасси ЗИЛ-130 мод. 127 производства Прилукского ПО «Пожмашина». Он имел насос ПН-40 среднего (салонного) размещения; пенный бак на 350 л; запас рукавов: Ø 51 — 8 шт., Ø 66 — 2 шт.. Ø 77 — 9 шт. В зависимости от заказа АНР оснащались рукавами и Ø 89. С началом их производства в типаже пожарных машин термин «автонасос» не использовался и был заменён термином «насосно-рукавный автомобиль». За 1970—1990 гг. Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило 1654 таких автомобилей. В России производство насосно-рукавных автомобилей различных моделей освоено на шасси типа ЗИЛ-4331.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Каталог-справочник, М., 1963; типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОПЕНОПОДЪЁМНИК - пожарный автомобиль, оборудованный устройствами для подачи ОТВ (воды, пены и др.) на вершине стрелы, применяемый для доставки на место пожара боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения, предназначенный для тушения пожаров в резервуарах и др. технологических установках, а также для подачи ОТВ на высоту. Высота подъёма выпускаемых в России пожарных автопеноподъёмников (ППП) составляет от 30 до 50 м. ППП производятся как на колёсном, так и на гусеничном ходу.

Лит.: НПБ 314-2003. Автопеноподъёмники пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ АВТОПОДЪЁМНИК - пожарный автомобиль, оборудованный стационарной Механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, и предназначенный для проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения др. вспомогательных операций. Подъём и спуск на пожарном автоподъёмнике (АПК) осуществляется в люльке. Для экстренной эвакуации людей с высоты на АПК предусмотрено крепление эластичного спасательного рукава, имеется возможность (для тушения пожаров на высоте) установить в люльке устройства для подачи ОТВ на высоту по встроенному в конструкцию стрелы сухотрубу Пожарные автоподъемники в России изготавливают ОАО «Пожтехника» (г. Торжок, Тверской области) и ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева» (г. Миасс, Челябинской обл.). Высота подъёма выпускаемых в России АПК составляет от 30 до 50 м, что позволяет в зависимости от этажности зданий города или посёлка выбирать автоподъёмник с требуемыми техн. характеристиками. Пожарные автоподъёмники могут быть использованы также в качестве крана при разборке конструкций и перемещении грузов.

Лит.: НПБ 197-2001. Автоподъёмники пожарные, общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬпожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и спец. пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения АСР в аэропортах специализированными пожарными службами. В начале ХХ в. века с развитием авиации появились и первые пожарные автомобили для её обслуживания. Они имели пенные средства тушения, огнетушители с четырёххлористым углеродом, инструмент для резки металла и др. оборудование. В СССР производство пожарного аэродромного автомобиля было освоено Прилукским ПО «Пожмашина» (Украина). Это предприятие изготавливало автомобиль аэродромной службы ААП-30 на шасси ЗИЛ-157 с цистерной для воды на 2150 л, баками для бромэтила — 145 л, пенообразователя — 80 л и насосом ПН-30К. Более современный АА-40 на шасси ЗИЛ-131 мод. 139 имел цистерну для воды 2100 л и бак для пенообразователя 150 л, оснащался насосом ПН-40У, лафетным стволом 20 л/с и тремя подбамперными насадками. Наибольшее распространение в последние годы в СССР получил АА-40 на шасси КамАЗ-43105 мод. 189 и АА-б0 на шасси МАЗ-7310 мод. 160. Вместимость утеплённой цистерны АА-40 мод. 189 составляла 3000 л, пенного бака — 250 л. Пожарный аэродромный автомобиль оборудовался З подбамперными насадками и лафетным стволом с дистанционным управлением включения из кабины насоса и подачи воды или пены. Вместимость цистерны АА-60 — 12000 л, пенного бака 900 л. Автомобиль оснащался насосом ПН-60 и лафетным стволом ПЛС60. Четыре последние модели имели в комплектации установки СЖБ-50 с зарядом БФ-1 (смесь бромистого этила и тетрафтордибромэтана), а мод. 189 и 160 — и порошковые огнетушители ОП- 100. В России пожарные аэродромные автомобили различных моделей на шасси КамАЗ и «Урал» (6х6) с разл. вместимостью цистерн для воды (5 м3 и более) впервые освоены Торжокским ОАО «Пожтехника» и др. предприятиями.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; Предприятия. работающие на российском рынке продукции аварийно-спасательного и пожарно-технического назначения. Специализированный отраслевой каталог. Вып. 9. М., 2005.

 

ПОЖАРНЫЙ БАГОР, см. Немеханизированный ручной пожарный инструмент.

 

ПОЖАРНЫЙ ВЕЗДЕХОД - пожарная машина высокой проходимости. Пожарные машины на колесном шасси (пожарные автомобили, ПА) — делятся на три группы: обычной (дорожный), повышенной и высокой проходимости. ПА обычной проходимости используются главным образом на дорогах, ПА повышенной проходимости могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог, ПА высокой проходимости — по дорогам и вне дорог. Высокими качествами вездехода обладают машины на гусеничном шасси. В 1983 Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило опытный образец пожарного вездехода ВП-бО (МТТ) мод. 210 на шасси многоцелевого тягача МТТ. Он имел запас воды 8000 л, пенообразователя 500 л и был оборудован насосом с подачей 60 л/с. Наиболее распространённый класс вездехода для тушения лесных пожаров — ВПЛ-149. Прилукское ПО «Пожмашина» выпускало в год по 50 таких вездеходов. Однако запас воды у ВПЛ-149 был ограничен —2 бака по 275 л; подача воды осуществлялась насосом НШН-6ООМ с расходом 1 л/с. Вместимость пенного бака составляла 95 л. Вездеход поставлялся вместе с прицепом для перевозки 1170 л воды. Наилучшими качествами вездехода обладают гусеничные плавающие снегоболотоходы различной грузоподъёмности (класса). В СССР в период с 1983 по 1987 Прилукское ПО «Пожмашина» совместно с ВНИИПО создало гамму пожарных машин на плавающем двухзвенном болотоходе ДТ-10П (тяжёлый класс) «Витязь» производства Ишимбайского завода транспортного машиностроения (ИЗТМ, Башкирия). Это шасси имело среднее удельное давление на грунт до 0, 2 кгс/см2, скорость по воде до б км/ч, по суше 45 км/ч, угол подъёма или спуска 35°. Конструкция двухзвенного транспортера обеспечивала: высокую проходимость по труднодоступной местности в условиях бездорожья и слаборазвитой дорожной сети (болота, снежная целина, грунтовые дороги в период распутицы и т. п.), пересечённой местности (подъёмы, рвы), преодоление водных преград без специальной подготовки. ИЗТМ изготавливает шасси грузоподъёмностью до 30 т. производство вездеходов освоено: ОАО «Курганмашзавод» — типа ТМ-120 с грузоподъёмностью 2000 кг, удельным давлением на грунт до 0, 2 кгс/см2, ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» — типа ГАЗ-3409 «Бобр» с грузоподъемностью около 600 кг, удельным давлением на грунт до 0, 17 кгс/см2. Из специальных вездеходов-автомобилей, принятых на вооружение, необходимо отметить ЗИЛ-49061 (грузопассажирский вариант) «Синяя птица», предназначенный для оснащения спасательных подразделений.

Лит.: Устройство и эксплуатация автомобилей / В.П. Полосков и др. М., 1979; Пожарная техника: Учеб. / Под ред. М.Д. Безбородко. — М., 2004. Катастрофы и человек / Ю. Воробьев и др. Кн. 1. М., 1997

 

ПОЖАРНЫЙ ВЕРТОЛЁТ - вертолёт, предназначенный для выполнения задач специализированными пожарными службами. В городских условиях П. в. используются для эвакуации людей при пожарах в многоэтажных зданиях, а также для доставки ОТВ и тушения крупных пожаров. П. в. широко применяются в службе авиалесохраны. Преимущества П. в.: быстрота реагирования, независимость от проходимости местности, оптимальный обзор и возможность маневрирования. Использование П. в. обеспечивает: воздушное наблюдение за лесными массивами, разведку зоны пожара и руководство его тушением; тушение пожаров в местах, недоступных для наземных пожарных команд; сдерживание развития пожара до прибытия наземных команд; снижение температуры в зоне пожара для облегчения пожарным доступа к очагу; прокладку защитных поло с с помощью воды, пены, растворов химических веществ; доставку на место пожара людей и средств тушения с возможностью десантирования пожарных команд. За рубежом вертолёты стали применять в целях пожаротушения и спасения людей с 1950. В СССР первые П. в. для тушения лесных пожаров и пожаров, возникающих при авиационных катастрофах, были созданы в конце 1960-х гг. Впервые опыты по спасению людей с использованием вертолёта Ка-26 проведены в 1970. Из современных П. в. можно отметить Ка-32А1, МИ-8МТ (МТВ), Ми-26ТС.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Русский лес и его охрана. Постоянно действующая вьтставка. Путеводитель. Центральная база авиационной охраны лесов. М.. 1986: Применение авиации для тушения пожаров и спасения людей: Обзорная информ. Вып. 3/89. М., 1989; Средства обеспечения пожарной безопасности и ведения аварийно-спасательных работ. 1999. Каталог-справочник. Вып. 4. М., 1999.

 

ПОЖАРНЫЙ ВОДОЗАЩИТНЫЙ АВТОМОБИЛЬпожарный автомобиль, оборудованный средствами для защиты материальных ценностей от воды, а также для удаления воды, пролитой при тушении пожара. В начале ХХ в. пожарные водозащитные автомобили получили широкое распространение в США, где тушение пожаров сопровождается большими проливами воды. Эти автомобили снабжались брезентом для покрытия ценного оборудования и мебели, а также водоотливными средствами. Первый пожарный водозащитный автомобиль в СССР был создан в Ленинградской пожарной охране на шасси «Рено». В его состав входили: мотопомпа, комплект брезента 3х3 м (13 шт.), лотки и желоба, метлы, сов- ки, мешки с опилками, швабры, прожектор и др. оборудование. В России первый водозащитный автомобиль АВЗ 1, 6-40 создан в 2001 г ПО «Берег» (г. Павловский Посад) на шасси ЗИЛ-4331. Автомобиль оснащён по типу автоцистерны и дополнительно имеет в комплектации водозащитное оборудование, включающее в себя: водоуборочный инвентарь, водозащитные накидки, осушители, погружной электронасос.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ - цилиндрическая колонка высотой от 0, 5 до 3, 5 м с внутренним диаметром 100, 125 и 150 мм. Пожарные подземные гидранты устанавливаются в водопроводной сети на специальной пожарной подставке для отбора воды с помощью пожарных колонок, входящих в комплектацию пожарных автомобилей. Открытие и закрытие клапана гидранта осуществляется при вращении ключа пожарной колонки после её установки с помощью резьбового соединения на гидрант. Пожарные гидранты устанавливаются вдоль улиц в колодцах на водопроводной сети. Расстояние между гидрантами зависит от плотности застройки, пожарной опасности и ценности объектов.

Лит.: ГОСТ 8220-85*.

 

ПОЖАРНЫЙ ГИДРОЭЛЕВАТОР эжекторный водоструйный насос, предназначенный для забора воды при высоте подъёма до 20 м с расстояния до 100 м при высоте слоя воды от 0, 05 до 0, 1 м. Гидроэлеватор используется также для удаления воды. пролитой при пожаре, откачки воды из колодцев, подвалов и т.п. Самым распространённым является гидроэлеватор Г-600А, которым комплектуются практически все пожарные автоцистерны.

Лит.: ГОСТ Р 50398-92.

 

ПОЖАРНЫЙ ДЫМОВОЙ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ, см. Дымовой пожарный извещатель.

 

ПОЖАРНЫЙ ДЫМОСОС - устройство, оборудованное вентилятором и предназначенное для нормализации воздушной среды при пожаре в помещениях путём подачи воздуха или удаления продуктов горения, а также для получения высокократной пены и транспортирования её по рукавам к очагу пожара. Пожарный дымосос состоит из следующих осн. частей: вентилятора (осевого или радиального) с приводом; пеногенераторной установки; комплекта рукавов: всасывающих, напорных, для пены. Пожарные дымососы разделяются на переносные и прицепные. Переносной пожарный дымосос имеет конструктивное исполнение и массу, позволяющие осуществлять его переноску одним человеком. В зависимости от привода вентилятора переносные дымососы условно делят на дымососы с электроприводом, мотоприводом и гидроприводом. За рубежом выпускают и передвижные дымососы, смонтированные на колёсах или тележке. Прицепной пожарный дымосос транспортируется наземными транспортными средствами.

Лит.: НПБ 301-2001. Техника пожарная. Дымососы переносные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОСТЮМ. см. Защитная одежда пожарного.

 

ПОЖАРНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ ПЛАМЕНИ - автоматический пожарный извещатель, реагирующий на электромагнитное излучение пламени или тлеющего очага. В излучении пламени присутствуют электромагнитные колебания как в инфракрасном (ИК), так и ультрафиолетовом (УФ) диапазонах длин волн. В зависимости от диапазона длин волн регистрируемого излучения извещатели подразделяют на извещатели пламени ИК- и УФ-диапазона. Теоретически возможна регистрация излучения пламени в видимом диапазоне, однако практически обнаружение горения в видимом диапазоне связано со значительными техн. сложностями, обусловленными высоким уровнем помеховых сигналов. Осн. характеристиками извещателей пламени являются их чувствительность и угол обзора. По чувствительности извещатели пламени подразделяют на 4 класса в зависимости от расстояния, при котором они реагируют на горение тестовых очагов. Под углом обзора подразумевается телесный угол с вершиной в месте расположения чувствительного элемента, в любом направлении внутри которого чувствительность извещателя изменяется не более чем в 2 раза. Извещатели пламени применяют в тех случаях, когда использование тепловых или дымовых извещателей не возможно или нецелесообразно. Одним из основных направлений применения извещателей пламени являются объекты, где обращаются вещества, быстро распространяющие горение, напр. объекты нефтегазовой, химической промышленности (с присутствием ЛВЖ, ГЖ и ГГ). Обнаружение загорания этих веществ тепловыми или дымовыми извещателями не эффективно в связи с их большой инерционностью, кроме того, многие ЛВЖ, ГЖ и ГГ горят без выделения дыма. Осн. ограничением применения извещателей пламени является наличие искусственных и естественных помех, способных вызвать срабатывание извещателя без наличия пламени. Высокий уровень электромагнитного излучения создается источниками искусственного освещения, солнечным светом, нагретыми телами (радиаторами, работающими двигателями), сварочными работами, отражением излучения зеркальными поверхностями и т. д.

Лит.: НПБ 72-98. Извещатели пламени пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ КАРАУЛ - самостоятельное структурное подразделение ПЧ, личный состав которого осуществляет караульную службу в течение боевого дежурства с использованием пожарной техники этого подразделения. Численность личного состава караула определяется штатами подразделения, которая, при необходимости, в установленном порядке м. б. увеличена личным составом др. караулов подразделения, а также личным составом др. подразделений гарнизона пожарной охраны или добровольными пожарными. На Вооруж. караула, в соответствии с нормами и в порядке, установленном Уставом службы пожарной охраны, передаются исправная пожарная техника, оборудование и пожарно-техническое вооружение. Нач. караула является прямым нач. личного состава караула и подчиняется рук. подразделения, в штатах которого он находится.

 

ПОЖАРНЫЙ КОЛЕНЧАТЫЙ АВТОПОДЪЕМНИК С ЦИСТЕРНОИ - пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), имеющий боевой расчёт в кол-ве не более З чел., включая водителя, и оборудованный ёмкостями для воды и пенообразователя, а также насосной установкой для подачи ОТВ. Предназначен для тушения пожаров, проведения АСР на высоте.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

ПОЖАРНЫЙ КРАН - комплект, состоящий из клапана, установленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также пожарного рукава с ручным пожарным стволом. Внутренний пожарный кран — пожарный кран, находящийся внутри зданий и сооружений. Наружный пожарный кран — пожарный кран, находящийся снаружи зданий и сооружений.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.

 

ПОЖАРНЫЙ КРЮК. см. Немеханизированный ручной пожарный инструмент.

ПОЖАРНЫЙ ЛИФТ, см. Пожарная безопасность лифтов.

 

ПОЖАРНЫЙ ЛОМ, см. Немеханизированный ручной пожарный инструмент.

 

ПОЖАРНЫЙ НАСОСНО-РУКАВНЫЙ АВТОМОБИЛЬпожарный автомобиль, оборудованный пожарным центробежным насосом, ёмкостью для пенообразователя, комплектом пожарно-технического вооружения и пожарными рукавами. Предшественником АНР был пожарный автонасос (АН). Главное отличие АНР от АН состоит в том, что АНР вывозит в 3—4 раза больше (в зависимости от модели) напорных пожарных рукавов. АНР относится к основным пожарным автомобилям. АПР предназначен для подачи воды, ВМП, доставки личного состава пожарной охраны и пожарно-техн. вооруж. на место пожара. Подача воды или ВМП АПР может осуществляться только после установки его на водоисточник (пожарный гидрант или водоём). Предусмотрена возможность во время движения АПР осуществлять прокладку магистральных рукавных линий и их уборку. Как правило, боевой расчёт АНР состоит из 9 пожарных. Каждая модель АПР имеет условное обозначение, составленное из ряда его основных пожарно-техн. характеристик. Первые две цифры обозначают подачу насоса, л/с; следующие цифры — длину напорных пожарных рукавов, м, вывозимых на данном автомобиле; в скобках указывается тип шасси, на котором смонтирован АНР, например, АНР—40-800 (4331). Производство АНР в нашей стране началось с 1970. Последняя модель пожарного насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130) мод. 127 Б имеет следующие осн. характеристики: шасси — ЗИЛ 130 (ЗИЛ-431412); насос ПН4ОУВ; подача 40 л/с; напор 100 м. вод, ст.; напорные пожарные рукава — 820 м; вместимость бака для пенообразователя 490 л.; полная масса 7930 кг; габариты: 7660/2490/2790 мм. В настоящее время АПР выпускаются специализированными предприятиями «под заказ», доля АПР в общем парке осн. пожарных автомобилей относительно невелика и составляет, по состоянию на 2000, 247 ед. Незначительный спрос на АПР объясняется тем, что в его конструкции отсутствует бак для воды, поэтому насосно-рукавный автомобиль целесообразно применять лишь в крупных городах с разветвленной сетью наружного водопровода, где, как свидетельствует статистика, АПР используется в дна раза чаще, чем пожарные автоцистерны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.