Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 15 страница






Награждён орд. «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, а также многими ведомственными медалями.

 

ПЛОТНОСТЬ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА - отнесённая к пл. поперечного сечения единичной площадки энергия, переносимая тепловым потоком в ед. времени. Расчёты плотности (интенсивности) тепловых потоков при пожаре используются при: проведении оценки пожарного риска объекта; определении категорий помещений, зданий и наружных установок; теплотехнических расчётах оборудования, конструкций т. д. В частности, при проведении оценки пожарного риска для наружных установок расчёт П. т. п. осуществляется для определения зон поражения при пожаре пролива, факельном горении или огненном шаре.

Интенсивность теплового излучения определяется, как правило, исходя из среднеповерхностной плотности теплового излучения пламени, углового коэф. облучённости и коэф. пропускания атмосферы, который в свою очередь определяется, исходя из размеров пламени и расстояния до него. Среднепонерхностная плотность теплового излучения пламени определяется в зависимости от типа горючего вещества и размеров пламени. Угловой коэф. облучённости определяется, исходя из размеров пламени, его геометрической формы и расстояния до облучаемого объекта.

Пламя пожара пролива рассматривается как вертикальный или наклонный (при учёте воздействия ветра) цилиндр, размеры которого зависят от диаметра пролива и удельной скорости выгорания жидкости. Пламя при факельном горении рассматривается как конус, размеры которого определяются в зависимости от интенсивности истечения газа и (или) жидкости и удельной теплоты сгорания. Огненный шар рассматривается как сфера, диаметр которой определяется в зависимости от массы выброшенного при разрушении оборудования топлива.

 

ПЛЮСНИН Борис Александрович (7 апреля 1911, г. Пушкино, Ленинградская обл. — 20 февраля 2002, Москва), инж.-полк., нач. ВНИИПО с 1952 по 1954.

Трудовую деятельность начал в 1927 на стройках столицы. После окончания гидротехнического техникума, а затем Военно-инж. акад. им. В.В. Куйбышева (1934) работал ст. инж., рук. бригады, нач. отдела в различных строительных организациях, преподавал в акад., которую закончил, а также в военно-инж. уч-ще (г. Златоуст). С 1942 находился в составе инж. войск действующей армии. После окончания войны служил в системе гражданской обороны страны, а затем при МВД СССР.

В 1952 был назначен нач. ЦНИИПО МВД СССР. За годы его руководства ин-том получили дальнейшее развитие такие науч. направления. как оценка пожарной опасности веществ и материалов, исследования в области огнестойкости строительных конструкций, создания новых образцов пожарной техники и разработка эффективных способов тушения нефтепродуков.

В 1954 П. был переведён в систему гражданской обороны МВД СССР откуда в 1960 ушёл в отставку.

Затем более 30 лет с успехом проработал в Госстрое РСФСР, по праву получив звание Почётного строителя России.

Награждён двумя орд. Отечественной войны I ст., орд. Отечественной войны II степени, орд. Красной Звезды, многими медалями.

 

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - трубопровод, заполненный водой, водным раствором, сжатым воздухом, или трос с тепловыми замками, предназначенные для автоматического или дистанционного включения дренчерных установок газового или порошкового пожаротушения.

Лит.: НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.

 

ПОВЕРХНОСТНАЯ ОГНЕЗАЩИТА - вид огнезащитной обработки материалов и строительных конструкций (изделий) посредством нанесения на их поверхность средства огнезащиты в виде растворов антипиренов (проникают в материал за счёт эффекта смачивания и капиллярных сил), паст, красок, лаков, штукатурок и т. д., образующих поверхностный слой огнезащитного состава, который удерживается на конструкции за счёт адгезии.

Лит.: Огнезащита материалов, изделий и строительных конструкций: Сборник. М., 1999.

 

ПОВЕРХНОСТНАЯ ПРОПИТКА - вид огнезащитной обработки горючих пористых материалов (древесина, картон, древесно-стружечная плита, ткань, войлок и т. д.), способных впитывать своей поверхностью за счёт эффекта смачивания и капиллярных сил растворы антипиренов и удерживать в поверхностном слое после испарения растворителя поглощённый антипирен, который, взаимодействуя с горючим материалом, образует поверхностный огнезащитный слой. Наиболее распространена П. п. древесины и материалов на её основе, ковровых покрытий, декораций, тканей. Для увеличения эффекта поглощения огнезащитного раствора в растворы антипиренов добавляют смачиватели (ПАВ). П. п. не применяется для древесины, окрашенной лакокрасочными материалами.

Лит.: Баженов С.В., Елисеева Л.В., Булага С.Н. Способы и средства огнезащиты древесины. М., 1999.

 

ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ - работа, затрачиваемая на создание ед. пл. поверхности раздела фаз (размерность Дж/м2). П. н. также определяется как сила, отнесённая к ед. длины контура, ограничивающего поверхность раздела фаз (размерность Н/м). Понятие «поверхностное натяжение» ввёл Я. Сегнер (1752 г.) и позже развил Дж. Гиббс. П. н. — осн. термодинамическая характеристика поверхностного слоя жидкости на границе с газовой фазой или др. жидкостью. П. н. зависит от температуры. Основной способ регулирования П. н. заключается в использовании ПАВ, которые при приготовлении огнетушащих пен применяются как пенообразователи. При разработке пенообразующих огнетушащих составов учитывается П. н. водных растворов. Оно влияет на смачивающую способность и огнетушащую эффективность пенообразователей.

Лит.: Химическая энциклопедия; В 5 т.: т. 3. Меди — полимерные / Редкол.: И.Л. Кнунянц (гл. ред.) и др. М., 1992.

 

ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО (ПАВ) — вещество, понижающее поверхностное натяжение воды и способствующее образованию огнетушащей пены и растворов смачивателей (см. Смачиватель). По характеру диссоциации ПАВ подразделяются на анионные, катионные, амфолитные и неионогенные. Анионные ПАВ — соединения, которые, диссоциируя в воде, образуют анион с крупным органическим радикалом, определяющим поверхностную активность (соли карбоновых кислот, алкилсульфаты, алкилсульфонаты, алкиларилсульфонаты и др.). Катионные ПАВ — соединения, диссоциирующие в воде с образованием положительно заряженных органических ионов, носителей поверхностной активности (соли аминов, четвертичных аммониевых оснований, пиридиновых оснований и др.). Амфолитные ПАВ — соединения, образующие в водном растворе в зависимости от условий (рН, растворитель и др.) анионактивные, или катионактивные вещества (карбоксибетаины, сульфобетаины, аминокарбоновые кислоты и их соли и т. д.). Неионогенные ПАВ — органические соединения, практически не образующие ионов при растворении в воде (одно- и многоатомные спирты, кислоты, амины, оксиэтилированные производные веществ, имеющих активный атом водорода и др.). ПАВ обычно используют при создании пенообразователей (см. Пенообразователь), а также смачивателей. В пенообразователях наиболее часто применяют анионные углеводородные и фторсодержащие ПАВ.

Лит.: Поверхностно- активные вещества: Справ. / А. А. Абрамзон, В.В. Бочаров, Г.М. Гаевой и др—Л., 1979.

 

ПОВЗИК Яков Семёнович (р. 22 июня 1928 д. Мовчаны, Харьковская обл.), полк. службы, канд. техн. наук, доцент.

Специалист в области тактики тушения пожаров.

Окончил Харьковское пожарно-техн. уч-ще (1949), Высш. инж. пожарно-техн. школу МВД СССР (1965), адъюнктуру при ней (1969).

С 1949 по 1950 работал в УПО УМВД Москвы в должности пом. 37 военизированной пожарной команды. С 1950 по 1951 - пом. нач. 1 ВПЧ УПО УМВД Москвы. С 1951 по 1953 — зам. нач. 1 ВВПК УПО. 1953 по 1961 — зам. нач. З отряда ВПО УПО УМВД Москвы.

С 1970 по 1974 работал ст. преподавателем ВШ МВД СССР. С 1975 по 1991 нач. кафедры пожарной тактики и службы ВПТШ МВД СССР.

Свою науч.- практическую и педагогическую деятельность посвятил одному из важнейших вопросов пожарной безопасности — организации тушения пожаров.

П. опубликовано свыше 100 науч. трудов, более 3 монографий, 3 уч. пособий по пожарной тактике, справочник руководителя тушения пожаров, задачник по пожарной тактике. По результатам различных работ в области средств спасания людей на пожарах им в соавторстве получено 7 авторских свидетельств на изобретения. Под его руководством защищены 10 канд. диссертаций.

Награждён 7 медалями.

ПОВТОРНОЕ ВОЗГОРАНИЕ - явление, при котором горючее вещество, потушенное с помощью средств пожаротушения, повторно возгорается без источника воспламенения при температуре более низкой, чем при первоначальном возгорании. Отмечено, что некоторые вещества, будучи потушенными, повторно самовозгораются в условиях, при которых первоначальное воспламенение не наступает. Наиболее ярким примером такого явления может служить возгорание металлического натрия. При 100 °С Натрий расплавляется, а при 300—350 °С возгорается с появлением ярко светящихся пятен, которые разрастаются и сливаются в одно мерцающее пятно с выделением аэрозоля. Если после этого натрий потушить, засыпать его поверхность огнетушащим порошком или иным способом, прекратив доступ воздуха, остудить массу и снова нагреть, то возгорание может наступить в диапазоне температур от 70 до 120 °С. Отмечены также случаи П. в. потушенного и остывшего натрия на др. день после тушения при попытке убрать продукты горения. Подобные явления наблюдались и при пожарах с участием разл. горючих материалов, в т. ч. в зернохранилищах и в угольных шахтах.

Иссл. ВНИИПО показали, что в случае с натрием и др. щелочными и щелочноземельными металлами уменьшение температуры П. в. объясняется образованием перекисных соединений, локальный контакт которых с металлом приводит к экзотермической реакции с последующим распространением горения по всей поверхности.

Лит.: Тидеман Б.Г., Сциборский Д.Б. Химия горения. Л., 1935; Сухаренко В.И., Земский Г.Т. Исследование механизма горения металлов: Материалы II Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы горения и тушения». М., 1973.

 

ПОДАЧА ВОДЫ ВПЕРЕКАЧКУ - способ доставки воды к месту пожара, который организуется при отсутствии запаса воды вблизи места пожара. Организация П. в. в. зависит от тактических возможностей подразделений. п. в. в. может осуществляться след. способами: из насоса в насос; с использованием автоцистерны (в качестве промежуточной ёмкости); с использованием промежуточной емкости комбинированный способ. Предельное расстояние П. в. в., как правило, не превышает 5 км.

 

ПОДЗЕМНЫЙ ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ, см. Пожарный гидрант.

 

ПОДПОР ВОЗДУХА, см. Приточно- вытяжная противодымная вентиляция.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ - общественные учреждения добровольной пожарной охраны, созданные по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или ) тушению пожаров. П. д. п. о. (дружины, команды) создаются для участия в предупреждении и тушении пожаров на опред. терр. (в т. ч. на терр. сельского поселения, муниципального образования организации). П. д. п. о. (дружины, команды) по охране населённых пунктов и муниципальных образований (терр. П. д. п. о.) создаются организациями расположенными на этой терр., юридическими лицами- общественными объединениями добровольной пожарной охраны и (или) органами управления (подразделениями) ГПС по их инициативе или в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. П. д. п. о. (дружины, команды) в организациях (объектовые) создаются рук. этих организаций по их инициативе и (или) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. В создании указанных подразделений могут принимать участие общественные объединения добровольной пожарной охраны. Организация службы П. д. п. о. и добровольных пожарных осуществляется в соответствии с Положением, утв. их учредителями по согласованию с органами управления противопожарной службы соответствующего субъекта РФ. Финансовое обеспечение деятельности терр. П. д. п. о. осуществляется их учредителями, а также органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а объектовых П. д. п. о. — соответствующими организациями. Органы местного самоуправления и организации, на терр. которых создаются П. д. п. о., предоставляют в хоз. ведение или оперативное управление указанным подразделениям здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, пожарную технику и др. необходимое имущество в соответствии с нормами, установленными для ГПС.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности». Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987; Савельев П.С. Пожарные добровольцы России. М., 1992.

 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОИ СЛУЖБЫ – самостоятельные структурные элементы федеральной постоянно действующей противопожарной службы, обеспечивающие выполнение возложенных на неё задач. К П. ФПС относятся: подразделения, созданные в целях обеспечения профилактика пожаров и их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых адм.-терр. образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (спец. и воинские подразделения); организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности Подразделений противопожарной службы определяются положением о соответствующем П. ФПС, утв. в установленном порядке. П. ФПС комплектуются военнослужащими лицами рядового и начсостава, имеющими спец. звания в/с (сотрудники), и лицами, не имеющими спец. и воинских званий (работники). Создание, реорганизация и ликвидация П. ФПС регламентируются НПА МЧС России. Прообразом совр. П. ФПС была проф. пожарная команда, созданная в С.-Петербурге 29 ноября 1802 указом императора Александра 1. Позднее (31 мая 1804) аналогичная пожарная команда была создана в Москве, а впоследствии и в др. городах России. Очередным значительным шагом в развитии структуры пожарной охраны стало утверждение 17 марта 1853 «Нормальной табели составу пожарной части в городах». Согласно этому документу все города России, кроме столичных, были разделены на 7 групп по числу жителей. Для каждой группы городов предусматривались: штатный состав пожарных, кол-во и виды пожарно-технического вооружения, средства на их ремонт. Число пожарных в каждой группе, начиная с первой, составляло соответственно 5, 12, 26, 39, 51, 63 и 75 чел., возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов утв. МВД. До 1873 пожарные команды комплектовались людьми из военного ведомства. После введения в России всеобщей воинской повинности в пожарные команды стали принимать гражданских лиц. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Противопожарная служба России. Документы и материалы. Т. 1. М., 2002.

 

ПОЕДИНЦЕВ Иван Фёдорович (р. 19 февраля 1939, г. Балаково, Саратовская обл.), подполк. внутр. службы (1985).

Специалист в области оценки и обеспечения пожарной безопасности силового электрооборудования и кабельных изделий.

Окончил Всесоюзный с.-х. ин-т заочного образования (ВСХИЗО, 1969). Получив специальность инженера-электрика, работал ст. инж.-технологом на заводе НПО «Криогенмаш». С 1971 по 1992 работал во ВНИИПО в должностях мл. и ст. науч. сотрудника, нач. сектора.

Областью его науч.- практической деятельности явилось решение проблемы защиты и сохранение работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях пожара. Он стоял у истоков сертификационных испытаний кабелей, огнезащитных кабельных покрытий и кабельных проходок. Участвовал во впервые проводившейся в стране разработке кабелей, не распространяющих горение с низким дымо-, газовыделением, результаты которой были удостоены премии Совета Министров СССР.

Принимал активное участие в разработке Правил устройства электроустановок (ПУЭ, гл. 2.1; 2.3; 7.4) и ряда общесоюзных норм проектирования атомных электростанций

Опубликовал более 100 науч. трудов, в т. ч. 2 книги (в соавторстве). Является автором 9 изобретений.

Награждён б медалями и знаком «За отличную службу в МВД СССР», лауреат премии Совета Министров СССР (1990).

 

ПОЖАР — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, Пожары классифицируют по разл. признакам: по месту возникновения п. на пром. объекте, П. в жилой зоне, лесной и степной пожары, П. в шахте (угольной), пожары газового фонтана и на нефтедобывающей скважине, П. на транспорте и т. д.; по виду — локальный и объёмный пожары; по стадиям — начальный, развивающийся и развитой пожары; по сложности — условные номера (ранги) пожаров, присваиваемы РТП с учётом возможностей гарнизона пожарной охраны, привлекаемого к тушению П.; по возможности визуального обнаружения — закрытый (внутр.) и открытый пожары; по причинам возникновения - техногенный и бытовой пожары; пожары от поджога, неосторожного обращения с огнём, природных явлений (молния, камнепад, извержение вулкана, падение метеорита и т. д.). Протекание П. и его последствия зависят: от пожарной опасности объекта, определяемой видом и величиной удельной пожарной нагрузки, имеющимися на объекте системами предотвращения П. и противопожарной защиты, действиями людей находящихся на объекте, по предотвращению распространения П.; от условий развития П., качества выполнения действий по тушению пожара и проведения АСР и др. участниками тушения пожара. П. характеризуется: вероятностью возникновения; продолжительностью; площадью; среднеобъёмной температурой; пожарной нагрузкой; температурой тепловоспринимающих поверхностей; экон. ущербом. Каждая из этих характеристик м. б. рассчитана по известным методикам, что позволяет прогнозировать развитие предполагаемого П. и предусматривать необходимые мероприятия по минимизации ущерба. Особо крупные П. по масштабу бедствия и материальному ущербу сравнимы со стихийными бедствиями (землетрясениями, извержениями вулканов, наводнениями и т. д.).

Для борьбы с П. в постоянной готовности находятся дежурные подразделения пожарной охраны, а для предотвращения возникновения пожаров имеются специально обученные кадры инспекторов ГПН, а также техн. средства обнаружения П. и АУП. В каждом конкретном случае существуют свои подходы, обобщённый опыт, изложенный в пожарной тактике, Уставах, целевых рекомендациях и наставлениях.

В РФ имеется ГПС МЧС России. Вопросами разработки нормативных документов, совершенствования средств обнаружения и ликвидации пожаров занимается ФГУ ВНИИПО МЧС России. Подготовка кадров для ГПС осуществляется Акад. ГПС МЧС России, С.-Петербургским ун-том ГПС МЧС России, Ивановским институтом ГПС МЧС России, Уральским ин-том ГПС МЧС России, Восточно-Сибирским ин-том МВД России и Воронежским пожарно-техн. Уч-щем МЧС России. В целях минимизации последствий от П. предусматривается выполнение организационных и техн. мероприятий, объединённых рамками задач профилактики пожаров. Сокращение количества П. в жилом секторе во многом зависит от правильной постановки работ в обл. противопожарной пропаганды, организации обучения мерам пожарной безопасности, и т. п. См. также Виды пожаров.

Лит.: Баратов А. Н. Горение — Пожар — Взрыв — Безопасность. М., 2003.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЛАБОРАТОРИЯ - пожарный автомобиль (ПА), оборудованный средствами исследования пожаров. Пожарная автолаборатория (АЛП) предназначена для доставки на место пожара или аварии оперативной группы для проведения спец. анализов и измерений. Этот тип ПА является модификацией пожарного штабного автомобиля. С учётом создания на базе ИПЛ системы пожарно-техн. экспертных подразделений изменяется и их техн. оснащение, в т. ч. мобильной техникой. Комплектация АЛП совершенствуется качественно и количественно; создаются пожарные экспертно- криминалистические лаборатории с более современным оборудованием.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника, термины и определения; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЛЕСТНИЦА - пожарный автомобиль, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), которая выполнена в виде непрерывного лестничного марша (лестницы), и предназначенный для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций. Подъём и спуск по пожарной автолестнице (АЛ) осуществляется в люльке или по пакету колен лестницы. Для экстренной эвакуации людей с высоты на АЛ предусмотрено крепление эластичного спасательного рукава, для тушения пожаров на высоте на вершине АЛ устанавливаются различные устройства для подачи ОТБ. Высота подъёма выпускаемых в России пожарных автолестниц составляет от 17 до 60 м, что позволяет выбрать АЛ с техн. характеристиками, соответствующими этажности зданий города или посёлка. АЛ в зависимости от исполнения могут быть использованы также в качестве крана при разборке конструкций и перемещении грузов.

Лит.: ГОСТ Р 52284-2004. Пожарные автолестницы. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЛЕСТНИЦА С ПОДЪЁМНИКОМпожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, имеющий лестничные марши, расположенные сбоку стрелы, и предназначенный для проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций. Пожарная автолестница с подъёмником (АЛП) соединяет в себе преимущества автолестницы по спасению людей и автоподъёмника по тушению пожаров в единой конструкции. Предприятия-изготовители высотной техники Европы отказались от производства пожарных автоподъемников и полностью перешли на выпуск пожарных автолестниц с подъёмником. Высота подъёма выпускаемых пожарных автолестниц с подъёмником составляет от 30 до 88 м.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЛЕСТНИЦА С ЦИСТЕРНОЙ (см. Пожарная автоцистерна с лестницей)пожарный автомобиль, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницы), имеющий не более З чел. боевого расчёта. включая водителя, и оборудованный ёмкостями для воды и пенообразователя, а также насосной установкой для подачи ОТВ. Предназначена для тушения пожаров, проведения АСР на высоте, подачи ОТВ на высоту.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЛИНЕЙКА. см. Пожарный автомобиль.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОНАСОСНАЯ СТАНЦИЯ - пожарный автомобиль (ПА), оборудованный пожарным насосом с автономным двигателем и предназначенный для тушения крупных пожаров. При тушении крупных пожаров пожарные автонасосные станции (ПНС) применяются совместно с рукавными автомобилями, автомобилями пенного тушения и пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов, для обеспечения подачи воды при тушении газовых и нефтяных фонтанов с применением пожарных автомобилей газоводяного тушения и т. п. ПНС монтируется на шасси повышенной проходимости (6х6), что позволяет оперативно изменять место установки у водоисточника в условиях бездорожья. Одним из первых отечественных аналогов ППС стал автонасос НАТИ, изготовленный в ЗО-е гг. ХХ в. Московским заводом пожарных машин на шасси ЯГ-10. Два центробежных трехступенчатых насоса приводились в действие за счёт двух двигателей внутреннего сгорания, один из которых использовался и как тяговый для шасси. При параллельной работе обоих насосов обеспечивалась подача до 100 л/с при напоре 60 м вод, ст. Серийное производство ПНС в СССР освоено с 1962. С этого момента в до 1990 в СССР (Прилукское ПО «Пожмашина», Украина) произведено 2 017 шт. ПНС на шасси типа ЗИЛ-131. В 1999 ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) впервые в России освоило производство ПНС-110 на шасси ЗИЛ-1З1 с использованием насоса ПН-110 (напор 100 м вод. ст. при подаче 110 л/с). С 2003 к производству ППС приступили и другие предприятия, которые изготавливают ПА с использованием различных полноприводных шасси КамАЗ и «Урал» и насоса НЦПН-100/100. В качестве привода в ПНС используются дизели типа 2Д12. Для забора воды в конструкциях насосных установок применялись газоструйные вакуумные аппараты, в современных конструкциях устанавливаются вакуумные шиберные насосы с приводом от электродвигателя. При необходимости ППС может оснащаться ручной или автоматической системой дозирования пенообразователя.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССВТ. Пожарная техника. Термины и определения; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких ОТБ и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно- технического вооружения. Пожарные автоцистерны (АЦ) используются для тушения пожаров в населённых пунктах, на промышленных объектах, в сельской местности, а также при АСР. АЦ относят к классу осн. пожарных автомобилей (ПА). В СССР производство АЦ осуществлялось на предприятиях: ПО «Пожмашина» (Украина), Варгашинский завод ППО (Курганская обл.), ПО «Пожтехника» (г. Торжок, Тверская обл.). ПО «Пожмашина» с 1951 по 1990 г. выпустило АЦ на неполноприводных шасси (4х2) ЗИЛ-150, -164, -130, -4331 в объёме 44243 шт.; на полноприводном шасси (6х6) ЗИЛ-151, -157, -131 в объеме 26743 шт. Условно АЦ по величине главного параметра разделяются на три типа: лёгкие с цистерной вместимостью до 2 м3, ср. — вместимостью от 2 до 4 м3 и тяжёлые — вместимостью более 4 м3. В зависимости от компоновки автоцистерны могут быть с задним, салонным или ср. расположением насоса. Все автоцистерны оборудованы пенным баком для хранения пенообразователя вместимостью не менее 6% от вместимости цистерны для воды. В комплектацию АЦ входят пожарно-техн. вооруж., обеспечивающее подачу воды как от самого пожарного автомобиля, так и от водоисточника (гидранта, водоёма) с высотой всасывания воды до 7, 5 м, а также оборудование для проведения отдельных видов АСР.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Типаж пожарных автомобилей на 2006-20 10 гг.: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000; НПБ 163-97 Пожарная техника Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний; Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА ДЛЯ СЕВЕРАпожарная автоцистерна (АЦ), оборудованная для условий эксплуатации при низких температурах (ниже минус 45 °С). В ряде работ понятие «северные районы» относят к макроклиматическим районам с холодным климатом (условное обозначение ХЛ), в которых ср. из ежегодных минимумов температура воздуха ниже минус 45 °С, и к макроклиматическим районам с очень холодным климатом (ОХЛ) с миним. температурой до минус 60 °С. Кроме того, несколько регионов (Урал и Приуралье) относятся к макроклиматическому району с умеренно-холодным климатом (УХЛ) со ср. минимумом температуры от минус 40 до минус 45 °С. Обычно пожарные автомобили, в т. ч. и пожарные автоцистерны, изготавливаются в исполнении У Производство АЦ в «северном исполнении» в СССР началось с 1962, общий объём производства машин по 1991 был равен 2209 шт., что составляло 7, 6% от общего количества АЦ на полноприводном шасси ЗИЛ (6х6). За это время изготовлено 5 базовых моделей на шасси типа ЗИЛ. Наибольшее распространение получила АЦ-40 (131) мод. 153. В России производство АЦ (С) с элементами «северного исполнения» на шасси «Урал-5557» началось с 1999 Варгашинским заводом. К конструктивным отличиям АЦ с элементами «северного исполнения» от обычной относятся: насос салонного расположения дополнительный обогрев салона; утепление кабины, цистерны для воды, пенобака двойное остекление кабины, размещение дыхательных аппаратов в салоне и ряд др. техн. решений 0спечивающиХ удобство работы личного состава в условиях НИЗКИХ температур. Создание полностью 0ечающего требованиям концепции «северного пожарного автомобиля» возможно после начала освоения производства соответствующего базового шасси.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.