Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В начале была премудрость хозяйства






Н.Б. Шулевский

Философия хозяйства как мудрость века сего…

(о предмете, методе и смысловом пространстве философии хозяйства)

 

 

Об истории философии следует сказать, что… проблемой философии хозяйства отвертывается в ней новая, неисписанная еще страница.

С.Н. Булгаков

В начале была премудрость хозяйства

Вопросы о предмете и методе какой-либо дисциплины с необходимостью возникают тогда, когда та или иная область знания исчерпывает смысловой потенциал своего экстенсивного, ознакомительного развертывания и перед нею встает проблема интенсивного развития, углубления в сущность изучаемой реальности, изучающего мышления, действующего человека.

Обсуждение вопросов о предмете и методе философии хозяйства — симптом качественных изменений ее духовного организма. Размышляя о своем предмете и методе, философия хозяйства достигает гносеологической зрелости, осознавая свое различие и свою общность с другими родами знания. Как человек с осознанием своего «Я» становится на путь личностного развития, так и философия хозяйства, осознавая в этих размышлениях свое «Я», становится полноценным субъектом мудрости, всеясветного знания, сакральным гражданином царства Духа, незримой (пока!) духовно-практической силой общества. Размышляя о своем предмете, философия хозяйства завершает свое академическое самообразование и начинает исполнять свои жизнетворные обязанности в департаменте мудрости провидения. Исследуя специфику своей сущности, философия хозяйства в тот же миг сама становится новым предметом и методом мышления (пусть вначале несознаваемыми) жизни, науки, культуры. В то же время осознание предметной и методологической специфики философии хозяйства служит объективной основой раскрытия ее содержания.

Содержание философии хозяйства проистекает из трех источников, сливаясь в оформленное целое, выступающее как ее предмет. Этими источниками служат человек, живое бытие и трансцендентный мир вечности, божественного провидения. В отличие от других научных и философских дисциплин, философия хозяйства не только признает божественный промысел и его тайны, но и использует их смысловой потенциал в самом процессе исследования. Тайна, став принципом философии хозяйства, не только содержит в себе нечто недоступное, но в то же время отчасти и раскрывает его; работая с тайнами провидения, человеческое мышление раскрывает свои собственные тайны, совершенствует свое понимание смысловой динамики изучаемой реальности.

В соответствии с этими источниками философии хозяйства можно выделить три уровня ее предметного содержания, три типа действующего в ней мышления, три формы используемой в ней методологии, три типа исполняемых ею духовно целительных функций.

Во-первых, философия хозяйства является общенаучной социально-экономической дисциплиной. Во-вторых, философия хозяйства является новой формой мировоззрения, метафилософии, постнаучного мышления. В-третьих, философия хозяйства является видом мудрости, которую можно назвать и хозяйственным богословием (см., напр.: [1, 348—362]), и метафизикой вечных смыслов.

Тройственность как исследовательскую матрицу заложил в фундамент философии хозяйства ее основатель С.Н. Булгаков. Он полагал, что суть хозяйства может быть выявлена «сразу в троякой постановке: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической» [2, 50].

Такой подход органически и логически вытекает из истории философии. Для Пифагора основное правило мудрости гласит: «Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трех» (цит. по: [3, 224]).Для древнего мудрецаБог не решает всех проблем мира, оставляя одну треть проблемности на долю человека, без участия которого не может быть решена никакая даже сугубо объективная проблема, хотя мы часто не знаем и не подозреваем о роли и смысле антропного фактора в мироздании.

Таким образом, тройственное вú дение предмета философии хозяйства вовсе не произвольно. Такое видение является императивом самого живого бытия, образующего предметное тело философии хозяйства. В конечном счете, тройственность есть объективный отпечаток сакральной гармонии вечности во временных потоках мироздания. Тройственность — это тайна живого Бога, ставшая творческой причиной мира, каждого его предмета. Эта аксиома вечности значима и для философии хозяйства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.