Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система и не-система в языке






Важной характеристикой языков, каждый из которых in to-to состоит из устоявшегося, является установление в них парал­лельно и не в ущерб друг другу свободы и закона, не-системы и системы. То, что установление осуществляется по двум направле­ниям - в сторону открытой цепи образования понятий и в сторону замкнутой цепи, - в некотором роде уже представляет систему.

Устоявшееся, каковым является язык, в целом представляет собой систему, но его систематизация включает в себя установле­ние свободного (системного и определяемого в открытой цепи) и несвободного (несистемного и определяемого в замкнутой цепи). Несистемное свободное подчиняется системному несвободному. Системное несвободное раскрывает перед нами достигнутую си­стематизацию, несистемное свободное - не достигнутую систе­матизацию. Морфология языка представляет установление в нем замкнутых цепей образования понятий. Если везде пользоваться открытой цепью, язык не будет иметь морфологии. Чтобы лучше понять, предположим, что французский язык содержит только частные понятия, свободно заменяющие друг друга; это был бы язык без какой бы то ни было морфологии.

Но дело обстоит иначе, и структура языка определяет замк­нутые цепи образования понятий, содержащие взаимозаменяемые понятия и удовлетворяющие одному общему условию переноса. Эти цепи образуют в языке системы. Обычные грамматики их представляют в виде парадигм.

Может быть, лучше было бы сказать, что под несвобод­ным, системным и обусловленным образованием понятий язык устанавливает свободное образование понятий, условия для кото­рого остаются не определенными, не достигнутыми, системно не детерминированными. Несвободное системное образование поня­тий происходит в замкнутой цепи, т.е. в цепи форм одного языко­вого поля (оно заставляет нас выбирать среди некоторого конеч­ного числа форм, например, три наклонения, два вида, пятнадцать глагольных форм).

Свободное, несистемное образование понятий происходит в открытой цепи и представляет собой свободную деятельность мышления при отрицательной системности, закон которой принад-


лежит не самой этой деятельности, а второй деятельности мышле­ния, которая состоит в перехвате самого процесса деятельности. Таким образом, с одной стороны - бессистемная деятельность по производству свободных понятий, а с другой стороны - системная деятельность, направленная на понимание того, что она произво­дит. Следовательно, в структуре языка мы должны различать две вещи, происходящие в мышлении: его деятельность в процессе ра­боты и его деятельность, направленную на понимание своей деятельности. Систематизация находится не в активном мышле­нии (это его свободная деятельность), а там, где происходит пере­хват мысли самой собой. Нельзя терять из виду, что мышление существует само по себе только в том случае, если оно способно контролировать (перехватить) себя и тем самым различать в себе отдельные моменты деятельности. Эти перехваты отождествля­ются с представлением; это то, что является представлением.

(Лекция 30 ноября 1951 г., серия В)


г. глисон






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.