Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиционные методы решения темы интерьера






Тема интерьера может быть как сюжетная, так и бессюжетная. Ка­кая именно — следует установить заранее до проектирования интерь­ера.

Практика показывает, что преобладают решения интерьеров (в ко­торых использованы произведения монументально-декоративного искусства) на сюжетные темы. Интерьеры с бессюжетной тематикой со­ставляют незначительную часть.

Например, в Прибалтике, и особенно в Литве, широко применяют темы взморья, связанных с ним мифологических легенд и приморского фольклора. С такой тематикой решены в Вильнюсе: «Неринга»— гости­ница и кафе, «Паланга»—кафе, «Гинтарас»—гостиница и кафе; в Кауна­се: «Юрате»—кафе-столовая, «Каститис»—столовая-кафе; «Балтика»— гостиница и кафе, «Неринга»— кинотеатр; в Паланге: «Васара»— кафе,.музей янтаря; в Клайпеде: «Нептунас»—столовая-кафе, «Меридианас»—ресторан, буфет минеральной воды в Друскининкае и др.

Тематическое решение интерьера обычно начинается с названия, ко­торое, являясь темой творчества архитектора и художника, вызывает в сознании посетителя (еще до того, как он увидит интерьер) опреде­ленные ассоциации. Название — один из основных компонентов темы. В этом отношении можно согласиться с Моэмом, когда он говорит, что «слова имеют вес, звук и вид». Название имеет смысл, возбуждает мысли, представления, аналогии. Задача авторов интерьера — выразить этот смысл и эмоциональное содержание интерьера образно-сюжетным или бессюжетным решением темы.

Например, сюжетную основу кафе «Неринга» в Вильнюсе составляет народная легенда: девушка-великан Неринга помогала рыбакам в борь­бе со стихией, насыпала дюны, защищавшие от ветров Куршский залив, а богатырь Наглис победил злое морское чудовище. Похождения ге­роев легенды, море и приморская жизнь людей легли в основу темати­ческого решения трех основных залов и вестибюля кафе «Неринга» и объединяют их единой сюжетной темой. Этому служат основные ком­поненты: название кафе, декоративная решетка входа в вестибюль, декоративная решетка входа в бар-буфет, фонтан и декоративное оформление стен в бар-буфетном помещении, настенная живопись 8 большом зале, склуьптурный барельеф в малом зале. Для их связи использованы пространственные формы, цветной колорит, зелень, кера­мика, освещение.

Образное решение темы начинается уже с входа в гардеробную и вестибюль кафе. В две стеклянные стены входа вмонтированы квад­ратные металлические декоративные решетки (они имеют и функцио­нальное значение), в пределах которых при помощи металлических же лент изображены парусные лодки на волнах. Такими же декоративными морскими мотивами — волнами — заполнены квадраты и в решетке у входа из вестибюля в бар-буфет, который одновременно выполняет функцию распределителя между большим и малым залами кафе. По­средине бара-буфета помещен небольшой бассейн-фонтанчик, отде­ланный керамическими плитками. Вода в нем символизирует море, что соответствует теме.

Стены бара отделаны декоративным гравированным стеклом, на ко­тором легкими контурами изображена жизнь подводного мира. Сле­дующий и главный тематический компонент интерьера — роспись на трех стенах большого зала кафе, повествующая о Неринге и Наглисе, о жизни приморских рыбаков. Это кульминационная точка темы, образ­но выражающая конкретное идейно-художественное содержание ин­терьера.

Имея в виду назначение интерьера, художники решили тему оптими­стически, легкими декоративными формами, приятным цветосочетанием, что способствует хорошему настроению, как и должно быть в ин­терьере предприятия общественного питания.

В малом зале, непосредственно связанном с помещением бара-бу­фета, основная тема интерьера продолжается, но решается уже други­ми средствами. Основной элемент темы в малом зале — большой гип­совый барельеф «Отдых у моря». В этой теме нет леген­дарных персонажей, фольклорных мотивов, она посвящена современ­ной жизни, отдыху людей у Балтийского моря, на Неринге. Однако это имеет связь с тематическими компонентами других помещений кафе, продолжает повествовать о связях далеких потомков легендарных ге­роев с морем.

Пространственные формы и линии в интерьере отчасти решены так, чтобы выразить тему моря, легкость и экспрессивность волн, непри­нужденность и свободу приморского ландшафта. Этой цели служат выгнутый проход в бар-буфет, форма фонтана, криволинейной формы столики и ниши буфета, волнообразно выгнутая плоскость торцовой стены большого зала, форма большого барельефа в малом зале. Мяг­кое нюансное цветовое решение росписи стен в большом зале, теплый желтоватый колорит фрески и стен кафе в сочетании с голубыми то­нами также ассоциируются с песками, дюнами, неярким прибалтийским солнцем и морем Неринги.

Все, безусловно, подчинено основной теме моря. Однако для это­го было бы достаточно и менее интенсивного применения различных форм и средств монументально-декоративного - прикладного искус­ства. Тема, например, почти ничего не выигрывает хотя незначительного фонтана или от отделки стен ниши бара-буфета гравированным стеклом с изображениями малоприметных рыб, водорослей, волн.

Более скромными средствами решена сюжетная тема характерного интерьера первой тематической группы — каунасского кафе «Каститис» (арх. Ф. Витас, худ. Т. Вайвадене). Сюжетную основу темы составляет народная легенда о молодом и смелом рыбаке Каститисе, которого полюбила морская богиня Юрате и увела к себе в подводный янтарный дворец. Увидел это грозный бог Перкунас, пустил гром и молнии, убил Каститиса и уничтожил янтарный дворец, осколки которого время от времени выносят на берег волны бушующего моря.

Тему «Каститиса» решают в основном четыре компонента: название кафе, декоративное панно — перегородка с изображениями морской флоры и фауны (металлопластика) у лестничной площадки, декоратив­ные тарелки — металлопластика с изображениями флоры и фауны моря в малом зале, металлопластика — головки Юрате и Каститиса в боль­шом зале.

Сюжетные акценты выполнены плоскостно из одного материала — кованой меди — и распределены почти равномерно по всем зонам ин­терьера в качестве ярких пятен на белом фоне стен. В интерьере «Кас­титиса» тема решается образно, реалистически и вместе с тем ассоциа­тивно очень ограниченными, однородными декоративными средствами, что позволяет выдержать в едином художественном стиле все основ­ные помещения, не исключая возможности для фантазии зрителя. Этим облегчается восприятие замысла художников и достигается положи­тельный эмоциональный эффект. Однако вызывает сомнение целесо­образность использования тяжелого плоского металла — чеканки — для решения темы моря. Во всяком искусстве необходимо стремиться к единству двух сторон: внутренней и внешней, содержания и способа его выражения (формы). Это, конечно, зависит не только от материала, но и от композиционной трактовки, которая в данном случае недоста­точно связана с внутренним содержанием темы.

Формы этого интерьера жестки, прямолинейны, строги и не чув­ствуется их органического единства с произведениями декоративного искусства. Они не способны обеспечить тематическое звучание до необ­ходимого эмоционального уровня. В решении интерьера явно не хвата­ет настроения, романтики, желательных для данной темы.

Представляет интерес интерьер музея янтаря в Паланге (арх. И. Ма-сюлис), назначение которого обусловило другой подход к решению темы. Основную тему интерьера составляют экспонаты — янтарь и ян­тарные изделия — историческая, этнографическая и художественная ценность. Сами эти экспонаты, разумеется, лишены какой-либо сюжет­ности, они призваны показать место и значение янтаря в культуре Лит­вы. В отличие от других интерьеров в музее янтаря использован иной вид монументально-декоративного искусства — витраж (худ. К. Шатунас), установленный в вводной части экспозиции. Это позволило худож­никам средствами монументально-декоративного искусства, изображаю­щими Юрате и Каститиса, придать интерьеру незначительную лириче­скую сюжетность, усилить тематическое звучание.

Сюжеты, основанные на фантастике и фольклорном материале, ши­роко применяются в интерьерах, предназначенных для детей. Хаоактерными являются детские кафе «Пасака» («Сказка») в Кауна­се (арх. В. Ушинскайте), «Никштукас» («Гном») в Вильнюсе, детский сад-ясли в Минске; (арх. В. Теплое при участии И. Краюхиной, В. Ивличева, А. Пономарева).

О темах интерьеров «Пасака», «Никштукас» говорят уже сами назва­ния. Кроме того, в «Никштукасе», например, тема выявляется также внешней образной иллюстрацией— выразительной пространственной вывеской над входом в виде бородатого гнома с цветным стеклян­ным фонарем в руке. Этот старинный традиционный прием рекламы начиная с улицы, с внешнего оформления кафе, дает образное пред­ставление об остроумной, веселой и привлекательной теме интерьера, возбуждает детское воображение. Не разочаровывается юный посети­тель и войдя в кафе, где на большой стене зала он видит много хорошо ему известных героев народных сказок.

Тематика, имеющая отношение к местности, краю, истории, этно­графии и быту народа, может быть решена различными средствами при непременном условии, чтобы архитектор и художник работали в тесном контакте, добиваясь реализации единой композиционной идеи.

При проектировании одного из новых зданий Каунаса —кафе «Трис мергялес» (архитекторы А. Якучюнас, В. Якучюнене)—были приложены немалые усилия для выявления темы и достижения синтеза между ар­хитектурой и произведениями декоративного искусства. Отчасти это удалось. Но одновременно возникли и некоторые дискуссионные во­просы: человек в интерьере и тема интерьера. Здание кафе располо­жено на крутом берегу Немана, из окон открываются красивые виды — широкая панорама ГЭС. Это главное эстетическое достоинство кафе. Этому, казалось бы, следовало подчинить и решение интерьеров. В них ничто не должно мешать обзору из окон. Такой принцип почти пол­ностью выдержан в небольшом нижнем зале с камином. В двух других залах вид из окон в значительной степени ухудшается из-за неудачно запроектированных оконных проемов. В этих залах использованы про­изведения монументально-декоративного искусства: в основном—дере­вянные скульптуры (худ. Л. Стрёга), в боковом—керамическая стена (ра­боты Н. Лятукайте). Произведения художников отличаются оригиналь­ностью, однако, как это ни парадоксально, ввиду многозначности впе­чатлений вносят некоторую двойственность в тематику интерьера. Вы­яснилось, что односторонний подход к решению темы — использова­ние лишь средств монументально-декоративного искусства — не может дать желаемых результатов. Такой метод недостаточен при современ­ных больших требованиях к интерьеру. Необходим метод комплексно­го решения темы интерьера с подчинением всех его компонентов одной тематической идее. Иначе не будет достигнут целенаправленный синтез всех средств, принятых для решения темы.

Трудности на этом пути возникают отчасти ввиду чрезмерного увле­чения количественной стороной средств монументально-декоративного искусства, используемых в интерьерах.

В принципе тематику можно выразить и при помощи разных произ­ведений искусства, если все они сюжетом, содержанием помогают рас­крыть тему. Однако следует помнить, что решающим является не коли­чество произведений искусства, а синтез всех компонентов интерьера, подчиненных одной ведущей теме. Из этого следует, что тему часто можно выразить даже без использования образных акцентов—произ­ведений монументально-декоративного искусства — одними лишь архи­тектурными средствами. При этом рекомендуется достигать наиболь­шего эффекта наименьшими средствами, кратчайшим путем.

Такой принцип отчасти применен в решении темы кафе «Вайдилуте» в Паланге, расположенного недалеко от древнего кургана и выполнен­ного в форме древнего жилого здания. Помещение кафе перекрыто камышовой крышей без потолка. Стены деревянные, из тол­стых вертикальных необработанных стволов сосен, расщепленных попо­лам. Крыша опирается на косо поставленные тройные столбы. Тема интерьера почти целиком выявляется за счет конструктивной структуры жилого здания. Помещение кафе перекрыто камышовой крышей без потолка. Стены деревянные, из тол­стых вертикальных необработанных стволов сосен, расщепленных попо­лам. Крыша опирается на косо поставленные тройные столбы. Тема интерьера почти целиком выявляется за счет конструктивной структу­ры здания и натурального строительного материала, что наряду с мо­нументальной деревянной мебелью, приглушенным мерцающим осве­щением и тенями способствует воссозданию обстановки, характерной* для далекого прошлого.

Аналогичную тему решали архитекторы В. Стаускас, А. Шипайла, А. Мисюнас в интерьере кафе «Секличя» (Светлая изба) в городе Па— невежисе. Секличя—это большая комната крестьянского традицион­ного дома, предназначенная главным образом для гостей. По замыс­лу авторов, в интерьере надо было отразить характер народной секличи и создать атмосферу домашнего уюта. С этой целью использованы многие элементы, характерные для традиционного интерьера крестьян­ского дома: отделка стен бревнами, деревянные балки потолка, опоры перекрытия зала, по форме напоминающие крестьянские печи, полот­няное полотенце на декоративной вешалке, металлопластиковая деталь­на фоне серого полотна торцовой стены (на сцене), деревянная, по-крестьянскому грубоватой работы мебель и частично керамика.

Несмотря на то что использовано немало традиционных элементов, интерьер в целом не производит впечатления архаичного. Главным де­коративным акцентом зала является металлопластика (худ. Е. Тулене). По форме она очень близка к известным из археологии украшениям древних литовцев, но увеличена, чтобы ее можно было хорошо видеть из зала и наряду с другими компонентами подчеркивает национальный; характер интерьера, в котором, однако, несмотря на мотивы древности, ясно ощущается современный стиль. Это не означает, что метод ча­стичной стилизации и использования традиционных элементов для бо­лее яркого выражения темы абсолютно неприменим; в отдельных слу­чаях исходя из назначения интерьера (особенно при решении историче­ских тем, а также иногда в сельских местностях) он вполне может быть оправдан.

Сказанное подтверждается практикой проектирования интерьеров в (мельница-кафе в Шедува, «Меджётою ужейга» в Каунасе, «Русский чай» в Москве, «Старый Томас» в Тал­лине, ресторан «Кавказский аул» близ Сочи, ресторан «Вааги» в Ерева­не и др.) и за рубежом. Для интерьеров, тематика которых особенно тесно связана с этнографией, историей, бытом и обычаями прошлого, приобретает большое значение правильное определение принципов использования характерных этнографических и исторических признаков. Таких принципов (основных) может быть три: реставрация, стилизация, обобщение (опосредствование).

Для применения принципа реставрации возможны три основные формы: консервация и использование существующих старинных или тради­ционных зданий и их интерьеров; незначительная реконструкция; восстановление.

При использовании (с необходимой реконструкцией) старинных исто­рических или этнографических интерьеров решение темы чаще всего мо­жет быть бессюжетным. Втаких интерьерах обычно отсутствуют произведения монументально-декоративного искусства и тема решается при помощи архитектурных средств, композиционные возможности которых неисчерпаемы.

Использование старинных и традиционных интерьеров и удачное применение в них (если в этом есть необходимость) произведений мо­нументально-декоративного искусства в принципе не противоречат со­временным требованиям. Особая ценность таких интерьеров заключа­ется в том, что их архитектурные формы и структура являются подлин­ными, самобытными и возбуждают у Посетителей соответствующее настроение.

Воссоздание заново исторических и этнографических форм в новом интерьере (например, рестораны «Витряк», «Полтава» на Украине) явля­ется, по существу, имитацией и в творческом отношении вряд ли жела­тельным мероприятием. Однако целесообразность такого приема в ко­нечном счете зависит от совокупности различных условий. При решении вопроса о целесообразности воссоздания исторических архитектурных форм (в том числе с использованием средств монумен­тально-декоративного искусства) необходимо руководствоваться градо­строительными требованиями и чувством меры.

Принцип стилизации характерен для таких интерьеров первой и вто­рой тематических групп, где используются творчески интерпретирован­ные исторические или этнографические мотивы, выраженные в совре­менных стилистических формах. По такому принципу (сюжетная осно­ва— историческая или этнографическая, а форма выражения— совре­менная) оформлены интерьеры ресторана «Сените» у дороги Рига—Псков, павильона «Лайва» в Юрмале и др.

Принцип стилизации чаще всего применяют при сюжетном решении темы интерьера, когда преследуется цель выразить исторические, этно­графические или национальные особенности не в старинных традицион­ных формах, а в новых, соответствующих эстетическим вкусам, интел­лектуальному уровню и культурным потребностям современных людей, на основе использования мотивов, почерпнутых из фольклора, этно­графии или истории. Такой принцип более творческий по сравнению с принципом реставрации, но его нельзя считать новаторским и доста­точно прогрессивным. К тому же возможности этого принципа ограни­чены выбором мотивов и, что особенно важно, изобразительными ме­тодами решения темы.

Принцип творческого обобщения опосредствования не может осно­вываться на использовании каких-бы то ни было форм, заимствованных из истории или этнографии. Он нацелен на глубокое выражение сути местных, региональных особенностей, закономерен и основан на современных представлениях о действительности, научных достижениях и возросших способностях человека обобщать отдельные явле­ния, их внутренние закономерности. Отход от натуралистической изо­бразительности в искусстве, желание, учитывая традиции, искать иные пути приводят к необходимости использования принципа творческого обобщения, исключающего повторение или модификацию традицион­ных форм. Вместе с тем принцип творческого обобщения открывает большие возможности раскрытия внутреннего содержания местных осо­бенностей. Именно потому его можно считать наиболее новаторским и сложнейшим принципом использования для тематики интерьеров ха­рактерных местных исторических и этнографических особенностей, а также литературных источников.

Группу современной тематики интерьеров составляют темы, связан­ные со специфическими явлениями современности. Это одна из наибо­лее значительных групп интерьеров общественных зданий. Тема совре­менности неисчерпаема, менее других стеснена разными условностями (характерными, например, для исторических и этнографических тем), и поэтому есть возможность ис­пользовать ее с широкой твор­ческой фантазией и изобрета­тельностью.

Тематика, связанная со спе­цифическими явлениями со­временности, не может быть оторвана от главных задач ар­хитектуры и назначения ин­терьера, от необходимости придания ему соответствую­щей идейно-художественной выразительности. Иначе такая тема не будет иметь значения для интерьера и, что еще ху­же, могут возникнуть проти­воречия между темой и функ­цией.

Примером эффективной связи функционального на­значения и внутреннего содер­жания интерьера с темой со­временных научных идей и от­крытий и использования средств монументально-деко­ративного искусства для выра­жения темы является планета­рий в Вильнюсе (арх. И. Каспаравичюс). Интерьер этого од­ноэтажного здания состоит из двух основных частей: вестибюля и круглого зала.

В вестибюле у Посетителя формируются первые впечатления от посе­щения планетария, о его внутреннем содержании, о романтике косми­ческих исследований. Этому содействуют главным образом два эле­мента: фреска на продольной стене, изображающая космос, и группа фотоснимков небесных тел на специальном стеллаже.

Однако глубины содержания в этой фреске не хватает. В этом отно­шении ее нельзя сравнивать с полотнами на космические темы, создан­ными в результате глубоких размышлений в области астрономии, фило­софии и истории, или с известными картинами М. К. Чюрлениса из цик­ла «Знаки зодиака», о которых Ромэн Роллан писал: «Какое плодотвор­ное было бы развитие такого рода искусства живописи в большом про­странстве— в монументальных фресках. Это новый духовный конти­нент, Кристофором Колумбом которого стал Чюрленис».

Для выражения такой грандиозной темы, как освоение космоса, желательно иметь большую и хорошо обозреваемую плоскость, на которой можно было бы создать монументальный образ вселенной. Это позволило бы усилить тематическую выразительность интерьера. Монументализм в данном случае соответствовал бы теме, которая предопределена назначением здания.

Тема современности тяготеет к значительности и, естественно, нуж­дается в соответствующем ей пространстве. К сожалению, еще не всег­да используются имеющиеся возможности для выражения значитель­ных тем. Например, во вновь построенном в 1964 г. здании строитель­ного факультета Каунасского политехнического института одним из самых просторных помещений является фойе второго этажа. Одна стена фойе использована для произведения монументально-декоратив­ного искусства, тема которого в значительной степени определена функциональным назначением здания. Разумеется, тема жизни и уче­бы студентов, их мечтаний имеет необыкновенно широкий диапазон, и ее можно решить по-разному, соблюдая основной эстетический прин­цип социалистического реализма — тесную, органическую связь с жизнью народа. Такие условия, с одной стороны, усложняют творче­скую задачу, а с другой — способствуют достижению хороших результа­тов. Худ. В. Клова создал цветную мозаику—изображение девушки с го­лубем и молодого человека с поднятыми руками, поддерживающими модель атома. Это — известная символика, выражающая стремление к знаниям, возвышенным идеалам. Но воздействие этого произведения на зрителей (кстати, студенты достаточно знают и понимают искусство) достигается лишь через внешнюю декоративность и поверхностную изобразительность композиции, что явно недостаточно.

Тему современности решал и худ. В. Рузгас, создавший для интерь­ера факультета электроники этого же института две медные чеканки, которые из-за малых размеров не соответствуют масштабу интерьера и не производят нужного впечатления.

Декоративность и изобразительность без идейности содержания не обеспечивают достаточной выразительности композиции. В таком случае это почти равнозначно беспредметному искусству, которое вы­полняет декоративную роль.

Новаторство и оригинальность, поиски новых форм выражения со­временной тематики законны и. оправданны, если они направлены на со­знательное формирование эмоций. В нашей практике тематическое оформление интерьера чаще всего решается при помощи сюжетных изобразительных произведений монументально-декоративного искус­ства. Это в значительной степени свойственно и интерьерам с совре­менной тематикой. Однако такой путь не является единственным. Иног­да тема интерьера может быть выражена и бессюжетными средствами, если при этом достигнут ассоциативный эффект. Но для этого авторы должны обладать большим мастерством, а зрители — высокой куль­турой, чтобы понять и правильно оценить художественные качества интерьера и его содержание. К. Маркс писал: «Если ты хочешь наслаж­даться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Здесь обращается внимание на диалектическую взаимо­зависимость эстетического наслаждения, эмоционального восприятия искусства с его познанием.

Немало противоречивых мыслей вызывает, например, ресторан новой вильнюсской гостиницы «Гинтарас» («Янтарь»). Тему интерьера определяет его название, означающее вещь, которая кроме своих фи­зических свойств имеет второе, внутреннее, символическое значение для литовского народа. Авторы интерьера обязаны были учитывать строгие, сугубо современные архитектурно-пространственные формы здания, возникшие ввиду применения сборных, изготовленных инду­стриальными методами конструктивных элементов. В интерь­ере использованы два произведения монументально-декоративного искусства: большое панно из кованой меди и цветной витраж. Панно размещено в центральной части интерьера в виде стенки позади эстра­ды и решено в строгих геометрических формах. Композиционно оно согласуется с такими же строгими, прямоугольными архитектурными формами интерьера и с их ритмом. Геометрический рисунок характе­рен и для витража в буфетном помещении. Каково же отношение панно и витража к теме интерьера? Конкретной изобразительной связи нет, поскольку нет янтаря в интерьере. Поэтому приходится искать ее в содержании. Янтарь олицетворяет благородство, чистые чувства, воз­вышенное состояние, настроение. Кроме того, он является украшением.

Главный декоративный акцент интерьера—металлическое панно бла­городного желтоватого цвета с отблесками и витраж, выполненный в не­ярких, но приятно согласованных тонах, в какой-то степени обладают свойством вызывать у зрителей отдельные ассоциации с янтарем!, но это не имеет большого значения. Главное — в комплексной связи архитектурых элементов (согласованность цветового решения освещения, ритма и форм) с произведениями монументально-декоративного искус­ства, что способствует созданию праздничного, приподнятого, торжественного настроения, возбуждает приятные эмоции, а это в свою очередь соответствует внутреннему смысловому содержанию янтаря.

В условиях, когда тема решается бессюжетными средствами, к ар­хитектурному решению интерьера предъявляются повышенные требо­вания. В таком случае и архитектура, и произведения других видов ис­кусства должны иметь, посуществу, одинаковый тематический и эмо­циональный потенциал, дополнять друг друга, действовать в комплексе. Иначе одни произведения искусства (без архитектурных средств) бу­дут не в состоянии выразить тему и создать нужную эмоциональную ат­мосферу в интерьере. Эти условия оказали влияние и на решение те­мы ресторана «Гинтарас». Тема эта бессюжетная, но решение ее связа­но с современной жизнью и поэтому оправдано. Такой прием решения широко используется и за рубежом. Именно так выполнены интерьеры вестибюля гостиницы «Диана» в курортном комплексе Солнечного бе­рега (ВНР), студенческого кинотеатра в Гливице (ПНР), клуба-бара в Ма­мая (СРР), Дворца фестивалей в Токио, Дома культуры в Хиба (Япо­ния), театра в Ингольштате и др.

Для решения идейно-тематических задач, связанных с образными изображениями, посвященными современной советской действительно­сти, наиболее применимы изобразительные средства. Однако при этом требуется умение избежать штампа, найти своеобразный, оригинальный язык образной выразительности, обеспечить органическое единство ар­хитектуры и произведений монументально-декоративного искусства.

Специфичны темы интерьеров, посвященные человеческим именам, которые обычно отличаются красивым литературным звучанием, имеют лирический оттенок, приятный внутренний (иногда символический) смысл. Это отчасти относится и к таким названиям интерьеров, как «Неринга» и «Гинтарас». Часто названия интерьеров, основанные на именах, ассо­циируются с молодостью и жизнью современной молодежи, с делами людей, вошедших в историю, ставших легендарными.

Такая тематика обязательно требует и соответствующего ей архи­тектурно-художественного решения интерьера. Однако во многих слу­чаях архитектурные формы недостаточно используются для обеспече­ния необходимой тематической выразительности интерьеров. Не мень­шую отрицательную роль играет и применение в интерьерах произве­дений искусства с недостаточно высокими художественными качест­вами.

Для многих новых общественных интерьеров с современной тема­тикой свойственны серьезность, сдержаннность. Это, безусловно, по­лезные качества, но при условии, если они не становятся штампом, не утомляют посетителя, не создают монотонности и однообразия в реше­нии интерьеров. Вместе с тем иногда желательно, чтобы в содержании интерьера (особенно, если он предназначен для молодежи) чувствова­лись легкость и непринужденность. Для современного интерьера ха­рактерна проблема преодоления противоречий между идеей темы и ее конкретным выражением. Главным образом это касается тем большой общественной значимости (мир, наука, труд, отдых и др.), которые ча­сто бывают выражены неоригинально, поверхностно, иллюстративно, нехудожественно. Если при этом еще не достигается комплексное единство средств монументально-декоративного искусства с архитек­турными, формами интерьера, то потенциальные возможности темы (в ее воздействии на человека) снижаются.

В тех случаях, когда тема решается при помощи лишь произведений монументально-декоративного искусства без должного использования архитектурных форм, противоречия между архитектурой и произведе­ниями искусства возникают чаще.

Встречаются удачные примеры, когда тему выражают архитектурно-конструктивные формы (зал в Чинчяне — Италия, арх. П. Л. Нерви, те­атр в С. Галлене—Швейцария, Центр международных конфе­ренций в Киото — Япония, арх. С. Отани и др.). Иногда это достигается за счет специфических особенностей строительства. В этом отношении представляет интерес и недавно созданный коллективом шахтостроительного управления комбината «Торезантрацит» ресторан «Новинка» в шахтерском городе Торезе. Зал ресторана расположен под землей и сохранил вид горной выработки. Посетители спускаются сюда по спе­циальной наклонной галерее, смонтированной по всем правилам гор­няцкого искусства.

Большие возможности для лучшего выражения темы интерьера за­ключаются также в умелом использовании окружающей природы.

Недостаточное внимание к тематическому содержанию архитектур­ных форм и объемной композиции не способствует полноценному ре­шению темы интерьеров, которая состоит как бы из двух основных частей: темы произведения монументально-декоративного искусства и темы архитектурно-объемного решения интерьера. Они должны от­вечать одной общей для интерьера идее, составлять одно органическое целое. Учет этого положения при проектировании позволит добиться правильной взаимозависимости между функциональными, материально-техническими, эмоционально-эстетическими компонентами темы ин­терьера и избежать принципиальных ошибок.

Тема интерьера как комплекса — это не простая механическая сум­ма основных дифференцированных значений (темы произведения мону­ментально-декоративного искусства и темы архитектурных форм и про­странства), а функция множества (по крайней мере, нескольких) аргу­ментов, приобретающая качественно новые свойства, более высокое смысловое содержание.

В зависимости от того, какие темы — однородные или неоднород­ные— решаются в интерьере, получаются разные результаты.

Если внутреннее содержание темы произведения монументально-де­коративного искусства аналогично внутреннему содержанию темы ар­хитектурных форм и пространства интерьера, то тема всего интерьера в таком случае будет однородной и, следовательно, обладать свойст­вами, необходимыми для выполнения функции синтезирующего факто­ра в решении интерьера.

Если произведение монументально-декоративного искусства выра­жает тему, которая по внутреннему смысловому содержанию не совпа­дает с внутренним содержанием темы архитектурных форм и простран­ства, то тема всего интерьера будет неоднородной, смешанной.

Если тема произведения монументально-декоративного искусства имеет собственное внутреннее содержание, а архитектурные формы интерьера нейтральны, т. е. внутреннего содержания не имеют, то тема всего интерьера в таком случае определяется темой произведения мо­нументально-декоративного искусства, которое, однако, одно будет не в состоянии оптимально выполнить синтезирующую функцию.

Если произведение монументально-декоративного искусства внут­реннего тематического содержания не имеет (является лишь абстракт­ным, нейтральным декором), а архитектурные формы и пространство интерьера обладают внутренним смысловым содержанием, то они и определяют тему всего интерьера в целом.

Если ни произведения монументально-декоративного искусства, ни архитектурные формы интерьера внутреннего тематического содержа­ния не имеют, тема интерьера в целом отсутствует, т. е. он является нейтральным, пассивным.

Таким образом, при решении интерьера необходимо использовать лее потенциальные возможности — выразительность архитектурных форм и пространства, освещение, цвет, звук (музыку), монументально-декоративное и прикладное искусство — для оптимального выражения темы.

Практика проектирования современных интерьеров применительно к проблеме синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства позволяет убедиться в том, что возникающие при этом творческие трудности связаны с дальнейшим улучшением функциональных и ху­дожественных качеств архитектуры вообще и интерьеров в частности. Эти задачи нельзя решать без соответствующих исследований, крити­ческого осмысления выполненных работ и поисков новых путей. Несом­ненно, что в этой области еще предстоит многое сделать.

Наличие отдельных высокохудожественных интерьеров — это только начало. Во многих современных интерьерах еще нет подлинного син­теза архитектуры и монументального декоративного искусства, отсут­ствует ведущая, единая композиционная идея. Еще широко бытует прак­тика «оформления» интерьеров, т. е. применение в них произведений монументально-декоративного искусства после выполнения строитель­ных работ, без согласованных действий архитектора, конструктора и ху­дожника-монументалиста при проектировании. Художественный уровень произведений монументально-декоративного искусства также не всегда соответствует современным задачам, что затрудняет подлинный син­тез архитектуры и монументально-декоративного искусства.

С целью устранения рассмотренных выше композиционных недо­статков в решении интерьеров можно в качестве методологической основы их проектирования рекомендовать:

· разрабатывать наряду с проектами детальной планировки комплек­сной застройки или реконструкции городских районов схемы сети ин­терьеров общественного назначения с принципиальным определением их общей архитектурно-художественной характеристики, тематической группы, целесообразной степени использования в них (где это необходимо) средств монументально-декоративного искусства;

· принимать исходной основой целенаправленного художественного решения интерьера желаемое общее эмоциональное воздействие его, определяемое для каждого конкретного случая в соответствии с комп­лексными функциональными требованиями к интерьеру;

· заранее избирать и при проектировании учитывать принципиальный характер эмоционального напряжения (на базе пяти основных типов), используя закономерность пространственной взаимосвязи между графиком движения людей, зонами интерьера и размещением произведе­ний монументально-декоративного искусства;

· принимать за основу конкретизации эмоционального характера ин­терьера тему — композиционную, художественно-образную мысль, без которой иногда нельзя выразить основное желаемое идейно-художест­венное содержание интерьера;

· рассматривать тему интерьера не как сумму, а как сложную функ­цию множества компонентов, приобретающую качественно новые свойства, и решать ее комплексно с использованием архитектурных форм, конструкций, пространства и средств монументально-декоратив­ного и прикладного искусства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.