Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очевидно, что при общем нюансном решении желательно иметь хотя бы один контрастирующий фактор (цвет, фактурную поверхность освещение, материал).






Если все факторы будут соответствовать лишь принципу контраста, то грозит опасность проявления пестроты, что нельзя считать оптимальным явлением для интерьера, кроме особых случаев, обусловленных: функциональными или другими обоснованными требованиями.

Следовательно, наиболее оптимальное решение возможно при со­вместном использовании нюансных и контрастных сочетаний фона и про­изведения монументально-декоративного искусства.

Количество и характер контрастирующих элементов выбираются в каждом случае отдельно, в зависимости от величины и планировоч­ной структуры интерьера, условий обозреваемости, желаемого эмоцио­нального эффекта.

Фон и произведение искусства могут в различной степени контра­стировать между собой, но, поскольку одна из функций фона — вы­явить и подчеркнуть лучшие качества произведения искусства, он обыч­но не должен «спорить» с произведением искусства. Фон занимает под­чиненную роль по отношению к тому объекту, фоном которому он служит. Следовательно, фон не должен также привлекать к себе основ­ное внимание.

Поиски оптимальных условий взаимосвязи не могут ограничиваться лишь непосредственным сочетанием фона и произведения искусства. Сочетание это существует не изолированно от пространства и других компонентов интерьера, а взаимосвязано с простран­ственной структурой произ­ведений искусства, характе­ром размещения их в ин­терьере и возможностями обозреваемости. К тому же чем больше по размерам произведение ис­кусства (особенно, если его нельзя охватить одним взглядом), тем меньше тре­буется контрастных сочета­ний между ним и фоном.

Произведение монументально-декоративного искусства воздействует на зрителей не только своими художественными свойствами и связью с фоном, но и размерами, благодаря которым оно само как бы превращается в фон, т. е. в такой архитектурный элемент, который должен соответствовать пространственной структуре интерьера. Фон не должен противоречить организации архитектурного пространства, и поэтому вполне закономерно, что произведение монументально-декоративного искусства, приобретающее свойства фона в ин­терьере, не требует большой контрастности. Ведь применительно к ар­хитектурно-пространственной организации главное в интерьере (исклю­чая музеи) не собственно произведение искусства, а его синтез с дру­гими компонентами. Это видно на примерах интерьеров гостиницы «Юность» в Москве, Дворца культуры в Днепродзержинске, ресторана «Гинтарас» в Вильнюсе, аптеки на улице Дзержинского в Вильнюсе и др., где использованы произведения монументально-декоративного искус­ства больших размеров, и они служат как бы фоном для действий происходящих в интерьере. Все эти произведения искусства не отличаются контрастностью, решены в спокойной, неяркой цветовой гамме выполняют архитектурную функцию и не довлеют над пространством интерьера. Там же, где контрастность больших произведений искусства служащих фоном в интерьере, выражена очень сильно, они чаще всего вступают в противоречие с интерьером. Это, конечно, не касается тех произведений монументально-декоративного искусства, которые хотя и очень контрастны, но выполняют специальную функцию в соответст­вии с назначением и архитектурным решением интерьера, создают тре­буемый эмоциональный эффект.

Кроме того, существуют контрасты величин и контрасты форм, ко­торые в свою очередь дополняются ощущением контраста их «тяжести» и «легкости». Чрезвычайно трудно дать научную основу подобным понятиям, так как отсутствуют твердые критерии оценки. Действительно, контрасты размеров или контрасты форм являются лишь условными понятиями, так как абсолютные размеры могут быть беско­нечно разными. Таким образом можно говорить лишь о соотношениях размеров и форм, тяжести и легкости. Что касается контраста в разме­рах, то этот вопрос входит в понятие масштабности, который в многих работах трактуется различно.

Поиски правильного масштабного решения современных интерьеров базирующегося так же, как и тектоника, на материально-конструктив­ной основе, — новая, сложная задача архитектурного творчества, еще относительно мало изученная. Масштаб —одно из важных средств архи­тектурной композиции, с помощью которого можно достичь художест­венной выразительности и гармоничного единства не только зданий, но и интерьеров. Масштаб можно рассматривать и как специфическое качество архитектуры интерьера, порожденное композиционным замыс­лом его внутренней структуры, функциональным и идейно-эмоциональ­ным назначением.

Масштаб — одна из основных качественных характеристик внутрен­него пространства и составляющих его частей. Он позволяет понять ос­новную идею, композиционную суть интерьера.

В данном случае нас интересует прежде всего образно-ассоциатив­ная сторона масштаба и его идейно-художественного воздействия.

Многие авторы рассматривали масштабность лишь с точки зрения соответствия размеров объекта и его элементов размерам человеческой фигуры. Объекты, имеющие уменьшенные или очень увеличенные раз­меры, оценивались как немасштабные. Однако установлено, что выра­зительной масштабностью могут обладать и объекты, масштаб которых несоизмерим с человеком (например, миниатюрный японский садик или египетские пирамиды). Такой, несомненно правильный, вывод сде­лан исходя из того, что критерием масштабности должно служить не механическое сопоставление размеров объекта и человека, а назначе­ние объекта и его идейно-образное содержание. Человек нуждается в такой архитектурной среде, которая способна быть источником красо­ты, восхищения, вдохновения, возбуждения. Такую среду необходимо создавать всеми средствами, в том числе и масштабом.

Соответствие назначению и идейно-образному содержанию и явля­ется основой того эстетического впечатления, которое производит мас­штабность интерьера на наблюдателя. Именно в этом смысле и следует говорить о соразмерности интерьера и человека как об основе масш­табности произведений монументально-декоративного искусства в ин­терьере.

Оценивая масштаб интерьера или его компонентов, нет смысла при­бегать к каким-либо математическим вычислениям. Теория соразмер­ности, по утверждению ряда авторов исследований, также не может опираться на поиски каких-либо канонизированных геометрических фигур и отношений, обладающих особыми эстетическими каче­ствами.

Масштаб определяют основные помещения здания. Основой для представлений о масштабе, соответствующих современному уровню развития строительной техники, служат такие качества архитектуры, как легкость новых строительных материалов, тектоническая система стены (стеклянное ограждение, панельная конструкция и др.) формы желе­зобетонных опор, их расстановка и пр.

В интерьерах масштабными «указателями» кроме человека служат наиболее характерные элементы конструкций и оборудования: высота перил, ступени лестниц, диаметр и шаг опор, размеры мебели.

Однако «масштаб» и «масштабность»—понятия не идентичные. Мас­штаб существует всегда: это количественное определение величины объекта, а масштабностью обладает не каждый архитектурный объект (это понятие качественное).

Так, залы кафе и ресторана «Дайнава» в Вильнюсе находятся соот­ветственно на первом и на втором этажах. В' обоих залах применено монументально-декоративное искусство —металлопластика. Зал кафе небольшой по высоте (3, 5 м), но широкий (13 м) и длинный (20 м). На противоположной входу в зал стене прикреплен металличе­ский рельеф «Солнце» диаметром 1, 5 м. Естественно, указателями мас­штаба в зале служат люди и мебель (стулья, столики). Их соотношение с другими компонентами интерьера и определяет его архитектурный масштаб.

В данном случае имеются определенное назначение интерьера и длин­ное, широкое и низкое помещение, что удовлетворяет утилитарным тре­бованиям и физическим размерам человека. Однако соответствуют ли параметры назначению (в широком смысле этого слова), идейно-худо­жественному, эмоциональному содержанию интерьера, которое в ос­новном определяется темой интерьера и подчеркивается таким сильным декоративным элементом, как металлопластика «Солнце», символизирующим дружбу, любовь, радость, возвышенность, оптимизм. Структура и масштаб интерьера должны, естественно, способствовать появлению именно таких эмоций. Однако низкое, широкое и длинное помещение, к тому же тускло освещенное, вызывает скорее чувство тяжести, придавленности, беспокойства и печали. Такие эмоции способно вызывать лишь пространство, не соответствующее своему идейно-худо­жественному назначению, т. е. немасштабное (в данном случае недоста­точное по высоте).

Само произведение монументально-декоративного искусства — ме­таллопластика — решено интересно, оригинально, по размерам и обо­зреваемостью соответствует параметрам и масштабу интерьера. Но по­скольку само пространство немасштабное, то возникают противоречия в системе масштабных связей: человек — назначение интерьера — произведение искусства—пространство.

Высота зала ресторана достигает 8, 5 м при площади, примерно рав­ной площади зала кафе. Здесь крайность другого характера — большая высота помещения не соответствует нормальному человеческому мас­штабу и представлениям об уюте. Масштабность пространства вызывает чувство торжественности и официальности.

Указателями масштаба в данном случае служат люди, мебель и та­кие элементы интерьера, как проем входа в зал, фриз, фактура плете­ной перегородки. Проем входа (6X6X8, 5 м) масштабен по отношению к пространству, но не масштабен по отношению к человеку и служит одним из элементов сильного эмоционального воздействия, однако не приближает масштабы зала к человеку в соответствии с критерием на­значения интерьера, не является посредником между человеком и мас­штабом пространства. Другие элементы (среди которых декоративный фриз с металлопластикой у перегородки), поскольку они масштабны за­лу, вместе с ним не масштабны человеку. Таким образом, чрезмерное укрупнение размеров приводит к нарушению представлений о масштабе интерьера.

Вместе с тем возможны интерьеры, пространство которых по масштабу приближается к нормальному, но произведения монументально-декоративного искусства в них не соответствуют масштабу пространст­ва. В качестве примера можно указать на зал вокзального ресторана в городе Шяуляй, имеющий относительно небольшие нормальные раз­меры (15X7X4, 7 м). Большая часть глухой боковой стены в зале на всю ее высоту покрыта контрастным сграффито, изображающим наиболее характерные постройки некоторых городов. Размеры сграффито и его элементов по отношению к пространству зала кажутся явно преувели­ченными, не соответствующими масштабу зала и условиям оптималь­ной видимости. Однако размеры изображения и его деталей могут уве­личиваться лишь до определенного предела, так как преувеличенные размеры произведения искусства нарушают масштабность пространст­венных связей между ним и интерьером.

Минимальные размеры изображения установить не трудно, если вос­пользоваться формулами по условиям видимости. Для этого может быть использована формула, предложенная проф. М. Н. Гусевым, для случаев, когда рассматриваемая деталь находится на уровне глаз зри­теля:

d = L a/3440,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.