Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С элементами оборудования и прикладного искусства в интерьере






Структура и отделка интерьера определяются прежде всего его на­значением, но вместе с тем в значительной степени зависят и от тех элементов, которые в нем находятся. Каждый элемент интерьера отли­чается собственными, только ему свойственными качествами, исходя прежде всего из функции. Чтобы достичь комплексного решения, един­ства художественного и эмоционального качеств интерьера, каждый его элемент должен быть органично связан с другими компонентами. Это исходное положение определяет основные требования по композицион­ной и идейно-художественной связи между произведениями монумен­тально-декоративного искусства и различными элементами оборудова­ния в интерьере. Наиболее, значительными элементами прикладного ис­кусства в интерьере - являются мебель, текстиль, средства освещения. Естественно, не в каждом интерьере все эти элементы применяются вме­сте, тем более в комплексе с произведениями монументально-декора­тивного искусства.

По проекту известных современных представителей функционалистического направления Г. Гентриха, X. Печнига и их помощников в Гам­бурге построено 19-этажное административное здание Унилефер. Его интерьеры различного назначения (вестибюли, столовые, бюро и др.) решены в предельно лаконичных формах и отвечают вместе с тем вы­соким функциональным и эстетическим требованиям. Это наблюдается уже в зоне вестибюля, где потоки людей распределяются (по идее тре­угольного плана) на два основных направления. Главным визуальным распределителем помимо открытых пространств вестибюля служит остроугольная, покрытая полированным, темного цвета скандинавским гранитом, внутренняя стена. Блеск, цвет и рисунок гранита, учитывая положения плоскостей стены в интерьере, возбуждают ощущение мону­ментальности, и в этом смысле стена отчасти выполняет функцию про­изведения монументального искусства.

В вестибюле на коврах островками размещено несколько групп ме­бели для отдыха, контрастно выделяющейся на фоне светлого красно­ватого пола, покрытого плитами из натурального камня. Но наиболее эффектно использованы средства искусственного освещения. Простые стержни люминесцентных ламп образуют длинные, параллельные ди­намичные линии, расходящиеся от дверей вестибюля по двум главным направлениям движения людей. Стержни очень выделяются на фоне черного акустического потолка и, главное, отражаясь на полированных гранитных стенах, как в зеркалах/ создают эмоциональный эффект, впе­чатление полного архитектурно-пространственного и стилевого единст­ва между основными элементами интерьера. Освещение здесь играет активную объединяющую и ориентирующую роль.

Аналогичное сочетание характерно для холла второго этажа (с ка­менной мозаикой худ. Д. Ельферса) и столовой с кафетерием, разде­ленных свободно расставленными в пространстве перегородками с тек­стурным рисунком. Простые и строгие формы мебели, длинные ряды встроенных плоских светильников усиливают ощущение функциональ­ной эстетичности и единства архитектурного замысла.

Насколько важное значение имеют форма, цвет и другие качества мебели в интерьере, особенно в таком, где все элементы, включая и мо­нументальное произведение искусства, подчинены ведущей компози­ционной идее, видно на примере вильнюсского кафе «Таурас», в кото­ром после замены мебели интерьер приобрел другой вид, не соот­ветствующий первоначальному стилевому замыслу. Мягкие плавные линии новой мебели вошли в противоречие со строгой, сдержанной пространственной композицией и суровым тематическим содержанием интерьера, нарушив его целостность (в дальнейшем положение было исправлено).

В «Бочювальгикла» (Вильнюс) в старинном помещении ренессансного стиля использована совершенно чуждая этому интерьеру стандартная Легкая мебель из гнутых металлических стержней. Архитекторы запро­ектировали мебель, формы которой должны были соответствовать об­щему стилевому характеру интерьера, однако этот замысел не был реа­лизован. Случайный набор мебели служит примером резкого несоот­ветствия между нею и общим архитектурным решением интерьера.

Важным средством архитектурно-пространственной организации и усиления художественной выразительности интерьера должно стать искусственное освещение, поскольку оно не только влияет на зрительное восприятие и ощущение цвета, но и способствует выявлению зон, форм, фактуры, пластики и тектоники интерьера, а иногда может служить да­же основным декоративным средством. В этом отношении представляет интерес использование искусственного освещения в круглом зале ресто­рана ленинградской гостиницы «Ленинград» (архитекторы С. Сперанский, В. Струзман, Н. Каменский), где вся площадь потолка заполнена кон­центрическими лучами от единого светильника.

В круглом зале кафе «Дайнава» в Друскининкае светильник выпол­нен в форме больших ступенчатых кругов, соответствующих перекры­тию и органично вписанных в архитектурную структуру интерьера. Днем светильник совершенно незаметен, и только после включения света можно увидеть источник освещения. Благодаря лаконичности и монументальности форм он хорошо согласуется с бетонным барель­ефом, являясь как бы его верхним архитектурно-композиционным за­вершением. Однако ввиду того что свет падает на стены и вещи кру­гами, яркие полосы чередуются с неяркими, принятый принцип освеще­ния едва ли приемлем для барельефной стенки, нуждающейся в ров­ном, целенаправленном освещении.

Важное значение форм, величины и размещения светильников осо­бенно проявляется тогда, когда они хорошо видны и как бы конкури­руют с другими элементами интерьера, в том числе и с произведениями монументального искусства. Например, в интерьере ресторана Вильнюс­ского вокзала светильники цилиндрической формы подвешены к потолку на чрезмерно длинных шнурах и частично заслоняют сграф­фито на стене зала, мешают его обозрению. Неудачно применены све­тильники и в интерьере вильнюсского ресторана «Вильнюс», где всю торцовую стену зала, от поля до потолка, занимает керамическое пан­но. Осветительная арматура в таком случае должна быть непретен­циозной, незаметной. Однако примененные светильники трех типов (боль­шие подвесные люстры, встроенные в потолок «точеные» светильники и непосредственно у панно — для его подсвета — подвесные светиль­ники типа прожекторов) заслоняют панно. Неувязка между распреде­лением осветительной арматуры, ее формами и произведением мону­ментального искусства ухудшает общее композиционное решение ин терьера, особенно эмоциональное впечатление от него.

В этом интерьере чувствуется также несоответствие между мебелью и композиционным реше­нием панно: крупные пло­скостные формы и мас­сивность мебели резко со­поставляются на фоне стены с размельченным изображением панорамы Вильнюса.

Текстиль подобран в соответствии с общей сдержанной, неяркой гаммой интерьера. Един­ственная в зале занавесь ровного светло-желтого цвета, прикрывающая всю боковую стену, слу­жит сильным архитектур­но-композиционным эле­ментом, но воспринима­ется как вспомогатель­ный, не бросающийся в глаза уместный компо­нент.

В детском кафе «Никштукас» в Вильнюсе (см. рис. 8) осветительной арматуры не видно. Она спрятана в потолок и по­этому не заслоняет рос­писи на стене. Но на­блюдается другой недо­статок. Светильники рас­пределены в шахматном порядке по всему потолку в виде квадратов. Чередование темных и ос­вещенных квадратов создает пестроту, которая начинает конкурировать с пестрой тематической росписью стены. Вместо того чтобы подчерки­вать доминирующее значение росписи — произведения монументально-декоративного искусства, — освещение действует как самостоятельный элемент, независимый от общего композиционного решения интерьера.

В современной архитектурной практике встречаются и такие решения общественных интерьеров, где освещение служит главным средством эмоциональной напряженности и художественной выразительности. Так, в вестибюле здания западногерманского газетного концерна «Шпи­гель» на стенах и потолке распределено много одинаковой величины и формы разноцветных, все время светящихся светильников. Сила их воздействия на человека заключается прежде всего в том, что они охватывают посетителя сразу со всех сторон, отражаясь даже на блестящей поверхности пола.

Использование такого броского света и цвета имеет целью ошело­мить посетителя, создать запоминающийся рекламный эффект.

Светильники как вид прикладного искусства только тогда могут пол­ностью выполнить свою функцию, когда они подчинены комплексному решению утилитарных и идейно-эмоциональных задач.

Однако, как можно было видеть из некоторых примеров, на прак­тике далеко не всегда учитывается, что прикладное искусство кроме выполнения утилитарной функции должно быть подчинено одной ком­позиционной идее в комплексном решении интерьера, равно как и мо­нументальное искусство. В этом смысле средства прикладного искусст­ва в интерьере хотя и не являются кульминационными акцентами, по существу, равноправны с произведениями монументально-декора­тивного искусства. Вместе с тем они призваны способствовать выявле­нию лучших качеств и функционально-композиционного значения про­изведений монументально-декоративного искусства в интерьере.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.