Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап (второе полугодие 10 класса– 11 класс)– завершающий этап школьного образования (этап глубокой дифференциации).






Данный этап школьного образования (второе полугодие 10-11 классы) возрастные психологи относят к ранней юности (16-17 лет). В психолого-педагогической литературе нет более или менее общепринятого мнения ни о социальной ситуации развития юноши и девушки, ни о новообразованиях, ни о ведущей деятельности. Суммируя разные подходы к юношескому возрасту, можно выделить ряд задач развития ранней юности.

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (индентичности).

2. Обретение психосекусуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.[41]

В отношении к такому юноше (девушке), который описан выше, наиболее подходящими педагогическими средствами работы, задающими его развитие, являются все средства работы с будущим: проектирование, планирование, программирование. На сегодняшний день есть предположение (точка зрения), что планирование может являться возможной ведущей деятельностью данного возраста. Однако имеется ввиду не средства организации производящей деятельности, а средства для построения самоорганизации. На этом этапе образования школьник не планирует, он включен в планирование для обнаружения целей, средств и границ работы с собственными перспективами.

При всех сегодняшних наработках и исследований, следуя логике возрастного развития, можно сказать, что юношеский возраст не имеет перспектив собственного оформления до тех пор, пока не сложится возраст подростковый. Однако для педагогической практики такой тезис неутешителен. Педагогам приходится действовать в тех условиях, которые даны. Поэтому определенное время придется выстраивать заключительный этап школьного образования интуитивно, сохраняя и развивая те результаты, которые будут получены на предыдущих этапах образования.

Исходя из этого, на этапе глубокой дифференциации образовательный процесс может строиться по тем же линиям, что и ранее, но меняя формы и способы образования:

«знаниевая» линия имеет три составляющие: освоение общеобразовательного минимума (через метод «погружения»); обобщение и систематизация знаний, носящих фундаментальный, мировоззренческий характер (через интегративные курсы); учебные предметы на выбор (реализация индивидуальной образовательной программы);

линия «проектно-исследовательской» деятельности и социальной практики – через организацию и проведение организационно-деятельностных игр, внеучебных социально-ориентированных видов деятельности, социальных образовательных проектов;

коммуникативная линия – через организацию и проведение организационно-деятельностных игр, информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, старшая школа должна стремиться к системным знаниям, базовым интеллектуальным умениям, ориентироваться на индивидуальность ученика, как ценности и цели при работе со старшеклассниками, работать на повышение социальной адаптации и социальной мобильности старшеклассника и его способности к определению своего личностного и социального статуса.

Основной проблемой в разработке и использовании образовательных программ для завершающего этапа образования станет нахождение баланса между общеобразовательным содержанием и индивидуальными образовательными программами учащихся. Без наличия такого баланса никакая программа не может быть адекватной ни запросам самих старшеклассников, ни потребностям общества. Одним из путей решения данной проблемы может стать изучение общеобразовательного (минимального) содержания методом «погружени».

Здесь можно остановиться, т.к. практики развивающего обучения в старшей школе у нас пока недостаточно, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова является развивающейся системой, и пока все наши научные и практические психолого-педагогические силы сосредоточены на проектировании модели подростковой школы. Естественно, по мере реализации проекта подростковой школы будут вноситься определенные изменения, как на первых этапах начального образования, так и будет расширяться наше представление о том, каким должен быть завершающий этап школьного образования. Однако в любом случае учащиеся образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова на выходе из школы должны получить главный результат – готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, который определен в «Стратегии модернизации образования».

 

Итак, в данной статье мы попытались показать, что для полноценного решения задач возраста учебная жизнь в школе должна строиться ритмично, проходя определенные этапы и стадии, которые мы и назвали основными этапами школьного образования. На каждом из этих этапов строится своя «жизнь», исходя из специфики каждого из них. На сегодняшний день развития образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова наиболее полно простроен только второй этап начального образования (2-4 классы), в рамках проектирования находится переходный этап от начальной школы к основной и этап собственно подростковой школы. Особого внимания, в связи с переходом на обучение детей с шести лет, требует к себе как со стороны науки, так и практики первый – адаптационный этап школьного образования (1 класс). Что касается последних двух этапов школьного образования (9-11 классы), то это наша ближайшая перспектива.

Использованная литература:

1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. – Красноярск, 1997. – 31с.

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская энциклопедия, 1998. – 360 с.

3. Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную / Материалы для слушателей курсов. – М., 2001. – 48с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996 – 544с.

5. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240с.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. –184с.

7. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии – 1996 - №5.

8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1994. – 269с.

9. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. – 1998.- № 5 – с.71-76.

10. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва-Рига, 2000. – 222с

11. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наук и образование. – 2000.- №2 – с.45-67.

12. Зельцерман Б.А. Мастерская эксперимента. – Рига, 2000. – 440 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.