Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть третья образование и психологическое здоровье






 

В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов

Антропологический подход к решению проблемы

психологического здоровья детей [42]

Проводится анализ категориального статуса понятия «психологическое здоровье человека» — ключевого в определении главной цели психологической службы современного образования. Разработана теоретическая модель, описывающая нарушения психологического здоровья детей и позволяющая понять истоки, формы протекания и возможные пути коррекции аномалий развития субъективной реальности.

Ключевые слова: психологическая антропология, субъективная реальность, со-бытийная общность, норма развития, психологическое здоровье человека, значимый взрослый, дисфункция детско-взрослой общности, антропогения.

Последние годы в каждом крупном государственном ведомстве и в негосударственной сфере складываются психологические службы. Наиболее массовой и в организационном отношении самой передовой специалисты признают психологическую службу в системе образования. Психологическая служба постепенно преодолевает узкие границы научно-методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системы, и все решительнее обращается к проблемам конкретного ребенка. Интенсивно формируется новая профессиональная генерация — практические психологи образования.

Практический психолог должен быть вооружен знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей). Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы — обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста [11]. Данный тезис вносит долю определенности в деятельность практического психолога и позволяет рассматривать его в качестве специалиста по проблемам психологического здоровья — чрезвычайно важный и обязывающий шаг, учитывая, что образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы.

Эти состояния чаще носят латентный характер, не дают оснований для лечения у психоневролога или психиатра. Их специфика трудноуловима для категориального аппарата нозологической парадигмы. Неадекватны для их понимания и традиционные представления естественнонаучной психологии. Практический психолог, фиксируя проблемные ситуации, в поиске решений может ориентироваться на авторитетные психотерапевтические подходы. Но каждый такой подход предлагает свой особый взгляд на душевный строй человека и, в силу характерного предметного «эзотеризма», имеет существенные ограничения в применении. Проблема именно психологического здоровья детей является, своего рода, terra incognita на периферии лечения выраженных психических недугов и решения школьными психологическими службами прикладных психолого-педагогических задач. Дети, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства психологии, педагогики и медицины.

Ситуацию, когда традиционные психолого-педагогические представления оказываются непригодными для описания и понимания реальных социально-педагогических явлений, можно назвать «понятийной катастрофой». В числе этих явлений — нарушения психологического здоровья детей, составляющие сердцевину проблематики службы психологической помощи в образовании и требующие специального исследования. Для успешной реализации профессиональной деятельности практическому психологу необходима теория, удерживающая полноту душевной жизни человека. Психолог нуждается в понятийном аппарате, который схватывает специфику сложных феноменов духовно-душевного неблагополучия, позволяет их фиксировать, «прочитывать» и проектировать эффективные контрмеры.

Понимание психологической службы как «службы здоровья» обязывает к изучению его психологической природы. Выявление условий и закономерностей обеспечения психологического здоровья детей позволит привести в соответствие представления о профессионализме психологов системы образования: корректно определить сферу профессиональной компетенции и функциональные обязанности, разработать рациональные основы и организационно-методические средства его профессиональной деятельности.

И.В.Дубровина, введя в научный лексикон термин «психологическое здоровье», только наметила его определение различением категорий: «психическое здоровье» по сути имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья [1; 39–40]. Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А.Н.Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении» [9; 385]. Б.С.Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего числа людей становится характерным диагноз: «психически здоров, но личностно болен» [3; 77], [4; 59].

Однако в отношении термина «психологическое здоровье» сохраняется двусмысленная ситуация: с одной стороны, психологическое здоровье детей в самом общем, интуитивно понятном значении предложено как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма психологов образования, как существенный критерий эффективности образовательных стратегий; с другой — психологическое здоровье остается метафорой, не имеющей строгого научного определения. Этим обусловлена актуальность предметно-теоретической проработки проблемы психологического здоровья человека.

Нет необходимости специально доказывать, что категория «здоровье» — это культурно-историческое, а не узко-медицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному, затрагивая телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие человека. Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два категориальных словосочетания: психология человека и психология здоровья; фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из прикладных направлений психологической науки — клиническая психология. Последняя сосредоточена на изучении психических факторов происхождения и течения болезней, влияния заболеваний на личность, психологических аспектов лечебного воздействия.

Система представлений о соотношении нормального и аномального является основанием для квалификации состояния здоровья. Психология здоровья как особое направление в науке демонстрирует неослабевающий исследовательский и практический интерес к этой теме, дающей выход на возможности поддержания и восстановления душевного благополучия человека. Проблема нормы являлась и продолжает оставаться одним из самых актуальных, интригующих и сложных вопросов психологической науки. Эволюция данной проблемы непосредственно связана с пониманием психической нормы как нормы развития, расширением области исследований природы психического и изменениями в понятийном строе психологии человека.

В системе ориентаций современной отечественной психологии очевидны тенденции выхода из-под одностороннего влияния дисциплин естественнонаучного цикла. Зреющее несогласие с европейской традицией рационального знания о человеке оформилось в принципиальный сдвиг от изучения познающего индивида к изучению бытийствующего человека. Научная психология стоит перед необходимостью получения подлинного знания о нормах, суть которых обусловлена самой спецификой человеческого способа жизни. Б.С.Братусь настаивает на том, что в представлениях о психической норме нужно исходить из понимания основной сущности человека, которая отличает, отграничивает его от других живых, обладающих психикой обитателей планеты [2], [3]. Этого ориентированная на идеалы позитивизма психология и не делала.

Постепенно преодолевается однополюсная центрация теоретических исследований на стыке «души» и «тела», оформляется второй полюс психологической предметности — духовность — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Работами отечественных психологов Б.С.Братуся, К.А.Абульхановой-Славской, Ф.Е.Василюка, В.П.Зинченко, Б.В.Ничипорова, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой заложены основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении индивидуального духа человека в пределах его жизни. Сегодня очевидна необходимость выстраивания собственно психологических представлений о сущности человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.