Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. И. Чурилов






Часть первая Психологические основания современного образования

РАЗДЕЛ I. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования

И.И.Чурилов

Мировой кризис образования [1]

В программных документах ЮНЕСКО 199О-92 гг. " Образование и будущее", " Образование для XXI века" обоснованно отмечается развитие глобального мирового кризиса образования и превращение проблемы реформы образования в одну из главных мировых проблем, в растущей мере определяющую саму возможность выживания человека и человеческого рода…

То, что в системе образования развивается кризис, заметно по многим очевидным факторам, прежде всего, негативным. Можно выделить целый комплекс фактов неблагополучия (экономического, социального, кадрового, дидактического, духовного) в системе общего образования, которое хронически сохраняется в течение последних тридцати и более лет и даже усиливается в негативную сторону в период реформирования страны и школы.

В экономическом плане: низкое материально-техническое обеспечение образования, относительное снижение оплаты труда учителя, подрывающее престиж этой профессии, резкое сокращение строительства новых школ, производства необходимого для системы образования оборудования, учебных пособий. Растет недоступность новых форм образования (платного) для значительной части учащихся.

Главная опасность ¾ разрушение в массовом сознании связи между тенденцией возрождения экономики и тенденций роста образования, снижение ценности образования как средства роста материального благополучия личности, социальных групп. Школа (образование) теряет функцию " двигателя экономического прогресса".

В социальном плане ¾ снижение социальной роли " учительской интеллигенции" в управлении развитием общества, маргинализация значительной части учительского корпуса, усиление социального расслоения учащихся, втягивание школы в процесс социального расслоения (появление элитных школ) общества, распад социальной ориентации образования (неопределенность в выборе социальных ценностей), низкая защищенность в условиях социальных кризисов, отсутствие эффективных прав и средств защиты своих интересов.

С кадровой стороны ¾ уход мужчин из учительской профессии, постоянный дефицит учителей в школе (по ряду специальностей), общее нежелание выпускников вузов работать в школе, снижение в среднем образовательного уровня учителей, воспитателей последние 1О лет, снижение качества подготовки педагогов.

В духовном плане ¾ рост напряженности в отношениях учителей и учеников, недоверия учеников учителям в духовной сфере, доминирование авторитарной педагогики, безразличной внутреннему миру учеников, кризис ценностей в сознании учителей и учеников, размывание основ светского образования, отрыв от культуры, господство технократической методологии образования, разрушение организационных основ ученического самоуправления, рост отставания образования от научного прогресса ХХ века, доминирование в сознании многих педагогов " философии выживания", падение интереса к учению, рост бездуховности…).

Целый ряд кризисных " раковых признаков" образования постоянно перечисляются во многих педагогических статьях, книгах видных педагогов, писателей, ученых разных стран и регионов мира на протяжении уже 15О лет. В этот перечень входят: социальное неравенство детей в школе, остаточный принцип финансирования культуры, образования, косность учителей, догматизм и схоластика в преподавании, авторитарная педагогика с отношением к ученику как объекту манипулирования, доминирование формального обучения над развитием личности, памяти над творческим интеллектом, зубрежки над смыслом; обучение изолированным друг от друга предметам, отрыв образования от культуры, нравственно-эстетического воспитания, жизни; познания природы от познания человека (его духа); знания от трудовой деятельности учеников; отсутствие духовной близости между учителями и учениками и др. Об этом писали Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, В.Розанов в России конца XIX века, считая эти признаки проявлением кризиса российского образования.

Через 7О лет после этого ведущий исследователь системы образования США Ч.Зильберман констатировал, что в американских школах не учат главному: жить нравственно, гуманной сопричастности личности тому, что происходит в мире. Школа не только не воспитывает нравственную личность, но неспособна даже формировать ее интеллект. В ней, по словам Зильбермана, царит атмосфера " интеллектуальной стерильности и этической опустошенности", приводящая к " культурной шизофрении, вызванной ситуацией, когда учащиеся оказываются перед неразрешимой дилеммой строгого повиновения учителям или проявления своего отношения к жизни, выражения собственных интересов, которые редко принимаются во внимание" (Цит. по кн.: К.А.Шварцман. Философия и воспитание. М., 1989. С.11).

Для преодоления описанного кризиса, в 7О-х, 8О-х годах в США были разработаны программы реформирования образования на федеральном уровне, в которых было отмечено, что главная цель образования - готовить зрелую, целостную личность. Легко узнаваемые общие признаки кризиса образования можно найти в характеристике французской школы конца 8О-х годов, которая дается в книге Теодора Зелдина " Все о французах", М., 1989. " Учителя постоянно недовольны. Они жалуются не только на перегруженность, переполненные классы и рост хулиганства в школах, но и на недостаток уважения, инициативы, свободы. Они больше не чувствуют себя в авангарде прогресса, как это было прежде. Все меньше и меньше мужчин выбирают профессию учителя: в начальной школе ¾ 75 процентов женщин, в средней ¾ 61 процентов (для сравнения: в нашей школе ¾ 83 процента - И.Ч.). Преподавательская работа больше не является способом подняться по социальной лестнице. Фактом является низкая квалификация многих преподавателей и низкая зарплата. Больше 5О процентов учителей отвечают, что выбрали профессию не по призванию, а за неимением лучшего. Немало учителей любят свою работу..., но не всегда эта любовь взаимна... Они заявляют, что готовят молодежь к будущему, но с трудом воспринимают многие аспекты современной жизни. Они считают, что телевидение оказывает на людей пагубное воздействие....Они насаждают ценности, чуждые большинству учеников. Проповедуемый ими культ равенства отдает лицемерием. Учителя проявляют крайнюю ранимость, когда речь заходит об уровне их преподавания. Осуждая систему, они опираются на ее критерии, так как не могут договориться об альтернативе" (С.317).

Какой общий вывод можно сделать из сопоставления сходных оценок повторяющихся признаков кризиса образования в разных странах, политических системах, системах образования, разными исследователями? Кризис имеет более широкие временные рамки, глобальные масштабы распространения в мире, более общие причины своего развития, не сводящиеся к социально-политическим детерминантам одного региона или одного периода истории. Вот почему, начиная с 7О-х годов нашего века, общественная озабоченность сходными негативными тенденциями образования во многих странах мира переросла в общий вывод ЮНЕСКО о развитии мирового кризиса образования, превращении состояния образования в одну из важнейших мировых проблем, взаимосвязанную с другими глобальными проблемами современности и в растущей мере определяющую саму возможность выживания человечества как вида " хомо сапиенс". Преодоление глобального кризиса образования, равно как и его проявлений на региональном и национально-государственном уровнях, требует объединения усилий всех стран и глубокого переосмысления исходных принципов, представлений о природе образовательно-воспитательной деятельности, целях и ценностях образования, т.е. о создании новой философии образования, адекватной “вызовам” XXI века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.