Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития образования.






Какие же революции образования осуществились в истории и какая революция происходит в наше время? По нашему мнению, в истории европейской культуры можно выделить четыре осуществившиеся ступени (формы) развития образования: мифологическую, античную (натурфилософскую), религиозно-схоластическую, научно-просветительскую. Часто, первую форму (мифологическую) не считают ступенью развития образования, так как в первобытном обществе не сложилась еще система образования как социальный институт и не было объективного, научного знания о мире. Думается, что такая точка зрения грешит крайностью. Ни одно явление в мире не может возникнуть сразу, явиться в готовом, целостном виде. Нельзя из-за чрезмерно рационалистического подхода к образованию, лишить его первоначальной формы “культово-обрядного” воспитания и обучения. Если бы человечество не смогло освоить мир в мифологическом воображении, оно не смогло бы осмыслить его и научно. Передача религиозно-мифологической культуры новым поколениям (в ритуальных, обрядовых, культовых действиях) посвященными в это знание людьми ¾ первая, примитивная форма образования.

Теперь в соответствии с этими ступенями, нетрудно выделить три совершившиеся в истории революции образования. Первая революция ¾ это качественный переход от мифологической к рациональной, натурфилософской системе образования. Наиболее полно такой переход произошел в Древней Греции и Риме; менее решительно ¾ в Индии, Китае с Y по III век до н.э. Если основным назначением, " смыслом мифологического образования" было воспитание и закрепление в молодом члене общины чувства тождества со своим родом через посвящение в родовые мифы, участие в основных ритуалах, обрядах племени; освоение традиционного опыта, знаний и ценностей, необходимых для поддержания и продолжения своего рода (племени, семьи), то главным смыслом античного образования становится рациональное познание обучающимся индивидом себя как равноправного гражданина социального и природного космоса, которым он подобен как " микрокосм" ¾ " макрокосму", развитие способности жить добродетельно, разумно, во благо себе и обществу (государству). В городах Древней Греции и Рима развиваются многочисленные школы философии, в которых преимущественно юноши обучались по собственному желанию. Если познание философии относилось к высшему образованию, то общий уровень образования обеспечивался частными учителями для детей 7-13 лет и гимназиями для отроков, получивших начальное образование. На любом уровне образования основной всегда была задача воспитания гармоничного человека, одинаково развитого и физически, и духовно, хорошего гражданина, осознающего свою ценность для общества и, еще более, ценность общества (государства) для своей жизни. Образованным в Греции считался юноша, освоивший философию, риторику, грамматику, гимнастические и мусические дисциплины (музыка, поэзия, танец), который знает и чтит законы государства, готов соблюдать их и защищать свою Родину.

Мы выделяем античную систему образования по причине ее решающего влияния на становлений всей европейской истории и теории образования, включая историю образования в России. Но в истории российского образования следы античной революции в образовании можно обнаружить, лишь начиная с XYIII века, в трудах Ломоносова, Радищева, Новикова и в XIX веке (при организации гимназий, лицеев). Античная система образования формировалась на основе глубоких и перспективных философских идей, испытывая влияние множества философских учений. Хотя единой осознанной " философии образования" еще не было, можно выделить определяющий “философский базис" этой системы, состоящий из следующих идей: бесконечного движения и становления мира; рационального единого порядка Космоса и человеческого общества (единства мира в нем самом); познаваемости мира человеком в чувствах и понятиях, отражающих мир; самоценности человека ¾ меры всех вещей, человеческого разума, как инструмента познания; различения знания " по истине" и " по мнению"; закономерного саморазвития мира и человека через противоречия (борьбу противоположностей); противоречивой гармонии, подобия, взаимоотражения человека - микрокосма и макрокосма (вселенной), материи и духа; ценности демократии, диалогического познания и взаимопознания; единства, конечного совпадения истины ¾ добра ¾ красоты; многообразия идеалов (смыслов) человеческой жизни (прометеевского, сократовского, скептического, стоического, гедонистического, аскетического, христианского); свободомыслия.

Из взаимоотражения этих идей в различных сочетаниях в практике обучения и воспитания зародились в античности важнейшие принципы образования: единства субъективной и объективной сторон познания; вечности и непрерывности образования как способа существования и развития " человека разумного", неразрывного единства образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания), рефлексивности образования; единства познавательного и ценностного отношения человека к миру, чувственной и логической форм познания; гармонии материального и духовного развития человека; взаимосвязи природной и социальной детерминации способности к обучению, воспитанию; демократической, диалогической организации образовательного процесса.

В античной революции образования зародились многие гуманистические тенденции европейского образования, но в ней явно видны и границы ее возможностей. Система образования в Греции сложилась в раннем рабовладельческом обществе и по мере исторического превращения его в зрелую и " перезрелую" рабовладельческую империю Древнего Рима усиливался кризис этой системы образования. Начало кризиса ¾ II-I век до н.э. Умозрительный, аристократический характер античного образования, оторванного от практической жизни огромной массы людей, включая и неграмотных рабов ¾ основных производителей, не мог способствовать прогрессу производства. Античная философия образования хорошо объясняла единство гражданина маленького демократического города-полиса с " космосом", но она не могла объяснить всеобщую социальную дисгармонию, бесправие подданных в рабовладельческой империи перед тираном. Судьба отдельной личности, ее труд были " безразличны" для умозрительной философии. Призывы " познай самого себя" мало помогали в условиях социального бесправия, гнета и общего морального разложения в Древнем Риме первых веков нашей эры. Философский фундамент античного образования, в условиях кризиса рабовладельческого общества, разрушался изнутри идеями скептицизма, бессилия человека и его разума перед силами природы и общества.

Вместе с тем, кризис рабовладельческого общества способствовал развитию новой культуры феодального общества, широкому распространению религиозной идеологии христианства и возникновению второй революции в образовании, которая породила религиозно-схоластическую систему образования в Европе. Кризис античной культуры и системы образования продолжался и углублялся до YI века нашей эры, а в области философии ¾ до XII века. В поздних школах античной философии (римском стоицизме, неоплатонизме) вызревали идеи новой схоластической философии средневекового образования. Однако, решающий, качественный переход от античной системы образования к схоластической произошел в XIII-XIY веках. Христианская церковь долгое время отрицательно относилась к развитию общего образования, заменяя рациональный процесс познания мира религиозной проповедью о сотворении мира и человека богом. Только к XIII веку богословы осознали в полной мере необходимость философского и логического обоснования религиозных догм, создания новой религиозной системы образования. В течение XIII-XIY веков в феодальном обществе развивается сложная система образования, состоящая из трех уровней: церковного начального и среднего образования, ремесленно-цехового обучения и университетского образования. К XIY веку в Европе возникло 18 университетов (самые старые ¾ Парижский и Болонский, основанные в 116О г., и Оксфордский ¾ 1167 г.).

" Философия образования" феодального общества опиралась на " союз" философии и теологии. К специфическим чертам средневекового способа философствования относятся дидактизм, учительство, назидательность. Почти все известные нам мыслители рассматриваемой эпохи были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ и университетов. Мыслитель ¾ это прежде всего учитель-знаток и комментатор священных и философских текстов, способный не только логически виртуозно вывести все мысли из абсолютных истин Библии, но и найти в дискуссиях, диспутах убедительные доводы против воображаемых и реальных оппонентов. Эта философия в буквальном смысле была " схоластикой", школьной философией, диалогом учителя и ученика, где учитель был уважаем за эрудицию и педагогическое мастерство, а ученик ¾ за прилежание, память и восприимчивость. Эти качества учителя и ученика позволяли передавать давно сформировавшиеся типы умозрения, мыслительные навыки и приемы почти неизменными из поколения в поколения через века. Отсюда необычная для других эпох консервативность средневековой культуры.

Следует отметить и то, что в средневековой системе образования господствовал традиционный христианский взгляд, согласно которому ребенок несет на себе печать первородного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением воли, подчинением его родителям и духовным пастырям. Идее первородного греха соответствовала репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке. До XYIII века обучение и воспитание детей постоянно сравнивали с дрессировкой лошадей, охотничьих собак. Телесные наказания широко применялись в семье, школе, университете. Учитель был просто немыслим без розги. Эмблема " Грамматики" в Шартрском соборе ¾ изображение учителя, грозящего двум детям бичом. В Оксфордском университете присвоение звания мастера грамматики сопровождалось ритуальным преподнесением розги и церемониальной поркой мальчика для битья. В учебных заведениях, где доминируют грамматика, мертвые языки, догматические тексты, где учеба требует прежде всего механического запоминания ¾ духовное насилие и телесные наказания неискоренимы. Основной смысл схоластического образования ¾ обеспечить всеми средствами воздействия на ученика (логикой, поркой, поощрением) усвоения им иерархического, божественного устройства мира; осознания в своей личности образа и подобия божьего; воспитания потребности искать спасение души в " лоне церкви"; преданности своему сюзерену и хозяину. Конечно, существовали и специальные, предметные формы обучения делу, но такой общий смысл образования оставался незыблемым до XY века.

Была ли эта система образования прогрессивной? Несомненно, она была исторически прогрессивной, так как обеспечивала процесс социализации личности в более сложном феодальном обществе. Кроме того, в ней, пусть и ограниченно, воспроизводились новые открытия культуры: ценности человеческой личности, неуничтожимости ее духовной сущности, свободы воли и морального выбора человека, универсальной нравственной ответственности индивида за судьбу человека и мира. Университетское образование давало широкую эрудицию своим выпускникам, развитую технику ума и потребность подчинять интересы своего дела высоким нравственным целям и ценностям, хотя ханжество и лицемерие часто искажали эту потребность до неузнаваемости. Схоластическая система образования поддерживалась до XYIII века, т.е. существовала не только в феодальном обществе, но и частично адаптировалась к культуре капиталистического общества, а многие ее элементы " удачно встроились" и в культуру государственно-бюрократического социализма. Живучесть ее поразительна. В тех общественных порядках, где ущемлена демократия, схоластика всегда подменяет исследование истины декларированием и комментированием готовых истин, пытается выдать тривиальность за глубокомыслие, нагромождением важных фраз оправдать с помощью софистики любое преступление, преобразовав последнее в благо. Там, где царствует авторитарная педагогика, подавляющая свободные чувства и мысли ученика, где обучают, назидают, формируют " личность" по меркам вчерашнего дня ¾ всегда есть место схоластике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.