Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. В. Сидоренко






А .Адлер о воспитании здорового ребенка

 

Отныне все силы Альфреда Адлера направляются на одну цель — воспитание. Воспитание детей и воспитание воспитателей. В сущности, уже самая первая его психологическая работа задавала это направление; она называлась «Врач как воспитатель» (Adler A., 1904). В ней высказывалась идея, что врач должен воспитывать родителей, помогать им в деле физического и психологического предупреждения болезней. В 1912 году выходит другая его статья — «Воспитание родителей» (Adler A., 1912). В этой статье содержится множество идей, которые во многом предвосхищают не только основные направления теоретической мысли Адлера, но и многие современные направления психологии.

Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка, который позже станет умственно здоровым взрослым.

1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. «Главнейший помощник воспитания — любовь... Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости» (Adler A., 1912, р. 204).

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка — «его уверенность в собственных силах» (р. 204). «Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него. Смелый ребенок будет впоследствии встречать свою судьбу не как что-то внешнее, а как результат приложения его собственных сил» (р. 208).

3. «Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети» (р. 204).

4. «Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя» (р. 206). «Ни при каких обстоятельствах, даже сексуальных проступках, нельзя пугать ребенка, потому что этим способом вы никогда не достигнете своей цели, но лишите ребенка уверенности в себе и вызовете у него смятение» (р. 208).

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени «оставлять за ребенком свободу решения» (р. 207), т. е. предоставлять ему возможность выбора (цит. по: Ansbacher H. L., 1992, р. 6-7).

Вся деятельность Адлера становится попыткой как можно шире распространить свои идеи, «передать весть» как можно большему количеству людей, и в особенности тем, кто смог бы передать эту весть дальше — учителям, родителям, воспитателям.

После Первой мировой войны правительство первой Австрийской республики предпринимает реформу образования, направление которой во многом совпадало с идеями Адлера. Он начинает принимать в ней горячее участие. «Если бы нам только удалось добиться, чтобы учителя в школах не лишали воодушевления наших детей!» (по: Ansbacher H. L, 1991). В 1919-1924 годах он проводит еженедельные семинары по психологии маленького ребенка, школьника, подростка, затем по психологии великих людей и по проблемам социальной психологии в народной академии Volksheim («Народный дом»), связанной с социал-демократическим движением. В 1923-1928 годах он читает курс лекций «Проблемы детей в школе» в Педагогическом институте Вены на факультете коррек-ционного обучения.

Практическая работа Адлера протекала с 1920 года главным образом в воспитательных консультативных центрах.

Первый центр был организован в 1920 году для подготовки учителей при народной академии Volksheim. Вскоре аналогичные центры были созданы в разных уголках Вены, часто по просьбе самих учителей. К 1929 году в Вене было уже 28 таких центров.

Когда Адлер начал эту работу, консультативные центры уже существовали в Германии, Швейцарии и Соединенных Штатах. Уникальной чертой адлерианских центров было то, что консультирование детей там проводилось публично: в присутствии родителей, учителей, психотерапевтов, врачей и просто интересующейся публики. «Работа в наших воспитательных центрах проходит в большинстве случаев при открытых дверях. За этот публичный характер наших клиник на нас не раз нападали. Наш опыт показал, однако, что появление ребенка перед большим собранием людей оказывает стимулирующее воздействие на него. Публичный характер процедуры позволяет ребенку понять, что его проблема не является лишь его частным делом, ведь незнакомые люди тоже интересуются ею» (Seidler R., Zilahi L., 1979, p. 94).

В адлерианском центре ребенок впервые встречает человека, который не обвиняет его, верит в него, который признает свое собственное несовершенство. Позже, когда консультант обращается к группе и обсуждает с ней проблемы ребенка, его дневники и рисунки, ребенок видит, что группа относится к нему так же, как консультант, и начинает чувствовать доверие и поддержку общества (Ansbacher H. L, Ansbacher R. R., 1956, р. 393).

«Помимо прочего, нам нравится использовать публику для того, чтобы показать ребенку наше собственное несовершенство, несовершенство взрослых... Возьмем случай с ребенком, который очень стыдится троек в табеле. Мы просим поднять руку тех людей в зале, у кого никогда не было троек, и никто не поднимает руки» (по: Ansbacher H. L., Ansbacher R. R., 1956, p. 394).

Вторая уникальная черта адлерианских центров — параллельная терапия детей и родителей, детей и учителей, «поскольку это единственная дорога к устойчивому успеху» (Rattner J., 1983, р. 179). В начале консультационной сессии учитель рассказывал о своем случае. Затем могло следовать интервью с кем-либо из родителей. После этого приглашали ребенка. В своей работе с ним консультант должен был решить четыре задачи: 1) завоевать доверие ребенка; 2) выявить источники ошибок его жизненного стиля; 3) помочь ребенку обрести смелость и уверенность; 4) пробудить социальный интерес ребенка, его общественное чувство (Seidler R;, Zilahi L., 1929, p. 169).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.