Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О судьбе и счастье






Если бы сейчас кто-нибудь меня спросил, что такое судьба и какую защиту ты можешь предложить против нее, я ответил бы, во-первых, что судьба есть ход событий, совершающийся хотя и вне порядка вещей, который нам обычно известен и же­лателен, тем не менее согласно порядку, о котором знает и ко­торого желает тот, кто знает и желает более, чем нам позволяет наша природа. Поэтому то, что по отношению к нам зовется Фортуной или случаем, по отношению ко всеобщей природе можно назвать роком, по отношению к разумному началу — провидением и по отношению к высшему благу — законом. На вторую часть вопроса я ответил бы, что образ верного поведе­ния при событиях случайных, неизбежных и закономерных под­сказан самой основой такого порядка событий, и знание его также входит в этот порядок, поскольку оно не мешает, не затрудня­ет, но осуществляет и завершает всеобщее управление. Помня о том, что было сказано выше, мы приблизимся к тайному и бо­жественному уму Платона, нашего князя философов, и завер­шим письмо следующей моральной сентенцией: хорошо сра­жаться с Фортуной оружием благоразумия, терпения и велико­душия. Лучше уклониться и бежать такой войны, в которой побеждают лишь немногие, да и те с невероятным трудом и обильным потом. Лучше всего заключить с ней мир или пере­мирие, сообразовывая нашу волю с ее волей, и добровольно идти туда, куда она укажет, так как иначе она поведет тебя туда си­лой. Этого мы добьемся, если согласуем в себе силу, мудрость и желание.

<...>

Пока же читай благополучно недавно открытое мною поло­жение Платона о счастье, которое я привожу в этом письме. И ты узнаешь, конечно, что его мысль о высшем благе более боже­ственна, чем это передает Диоген Лаэртский. В самом деле, в «Евтидеме» он кратко говорит о блаженстве, которое нам обеща­ет активная жизнь; в «Теэтете» же — о том, которое нам обещает созерцательная жизнь; я тебе посылаю краткое изложение и того и другого места. Но давай послушаем самого Платона. Все люди хотят хорошо поступать, то есть хорошо жить, чтобы быть как наимудрейшие. Это что касается до «Евтидема». В «Теэтете» же речь идет о созерцательной жизни. Зло с корнем вырвать невоз­можно. Необходимо, чтобы было что-нибудь противоположное


добру, что, однако, не имеет отношения к богу, но окружает, по необходимости, смертную природу и низшую область мира. По этой причине нам надо пытаться бежать, и как можно скорее, отсюда — туда. Бежать — значит становиться, насколько это возможно, подобным богу. Душу уподобляют богу праведность, святость, мудрость.

Из этого видно, что у Платона высшее благо не могло при­надлежать действующей душе, но скорее душе, созерцающей чистую идею истины. К этому в диалоге, который называется «Филеб», он добавляет постоянную радость. В этом смешении мудрости и радости он полагал высшее благо души. Но в том же диалоге он ставит над душой божественный разум и его благо. Выше самого разума он поставил начало всего, называя это в той же книге мерой всего, в «Пармениде» — самим единым, в «Пись­мах» — царем и отцом, в «Государстве» — самим благом, кото-рое-де существует выше материи, природы, души, разума, жиз­ни и сущности. Его луч, проникающий повсюду, делает истин­ное и прекрасное благо всякой природы всеобщим благом. Имен­но здесь берут начало формы материи, семена природы, разум­ные основания души, идеи ума, жизненная деятельность и род сущностей. И все, что оттуда проистекает, согласно Платону, есть благо, так как оттуда-де идет лучшее и так как туда, наконец, обращается всякое блаженство. Так писал Платон о счастье ума и души и о самом благе, из которого происходит счастье и того и другого. Из этого ясно видно, что этот отец философов припи­сывал наше высшее блаженство не случайности, как сообщает Диоген Лаэртский, и источник блаженства он полагал не в цар­стве идей, как считают перипатетики, но выше идей, ума жизни и сущности.

Сочинения итальянских гуманистов... С. 219—220, 217.

Пико делла Мирандола (1463—1494) — глубоко образо­ванный аристократ, знавший восточные языки и философию. Учился в Италии и Франции, в своем творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист. В 1486 г. Пико опуб­ликовал 900 тезисов для защиты на диспуте в Риме, кото­рые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Наиболее известны его трактаты «Гептапл» (толкование семи


дней творения, 1489), «О сущем и едином» (1492), «Рассуж­дение против астрологии» (1494).

На русском языке сочинения Пико частично опублико­ваны в книге: Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1987; Сочине­ния итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.