Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американские консультанты Виктора Януковича уже давно стали неким миражом в общей картинке, где фигурируют Партия регионов и ее лидер.






Публично " регионалы" устойчиво ассоциируются у избирателя с Россией, поэтому избегают разговоров о сотрудничестве с американцами. В неофициальных же беседах и оппоненты партии, и ее сторонники охотно демонизируют как личности иностранцев, так и методы их работы.

Между тем, в Киеве представителей компаний, обслуживавших на парламентских выборах Партию регионов, можно найти по конкретному адресу. Их офис расположен на первом этаже дома №4 по улице Софиевской, прямо напротив конечной остановки 16 и 18 троллейбусов и офиса " Голден телеком".

Офис на Софиевской

Окна таинственного офиса весь день зашторены белыми жалюзи. На фасаде у входа вместо солидной вывески висит синяя табличка " PAM Ukraine". На неоднократные звонки в дверь никто не реагирует. Чтобы войти в офис приходится ждать, пока кто-нибудь выйдет.

У входа вас встречает обычный офисный работник. Чтобы пройти внутрь, достаточно заявить серьезным тоном, что вас ждет Филипп Гриффин. Впрочем, дальше небольшого предбанника вас все равно не пропустят, а попросят представиться сообщить цель визита.

Услышав, что вы журналист, вас очень тактично попросят выйти и больше не беспокоить. Примерно такую же реакцию вызывает просьба рассказать, как найти Пола Манафорта.

Но после долгих уговоров офис-менеджер все же соглашается пойти и позвать кого-нибудь, кто уполномочен общаться с прессой. Оставшись в одиночестве, у вас есть возможность осмотреться. В коридорчике – пустой книжный шкаф стул и стол, на котором раскиданы какие-то бумаги и папки.

Тут же стоит мини-АТС. На указателе рядом с четвертой кнопкой - большими красными буквами от руки написаны два слова " Дейвис-Манафорт".

Телефон связи с американскими технологами Януковича

Наконец возвращается офис-менеджер, за ним идет молодой человек в строгом костюме и галстуке. Он очень корректно объясняет, что господина Гриффина на данный момент в офисе нет, так как он отбыл на выходные в США.

Чтобы узнать какие-нибудь подробности, снова приходится долго уговаривать. Из короткой беседы узнаете, что всего в офисе работает 6-8 человек, все – резиденты Украины.

- Мы сейчас работаем только с Манафортом, но формально наш руководитель – Филипп Гриффин - объясняет молодой человек. – С Партией регионов сейчас мы никакого отношения не имеем. После того, как закончилась избирательная компания, он, видимо, в личном порядке чем-то им помогает, оказывает какие-то услуги. Но мы с партией уже никаких контактов не имеем.

В беседе молодой человек несколько раз упоминает компанию Девис-Манафорт - очевидно имея в виду либо " Davis, Manafort " либо " Davis, Manafort & Stone". По нашей информации ни одна из компаний в Украине не зарегистрирована, а значит и не имеет официального права нанимать сотрудников и арендовать помещение.

Молодой человек из офиса на Софиевской попросил перезвонить через десять дней, пообещав передать господину Гриффину просьбу встретиться и дать комментарий. Но спустя указанное время американец все еще " находился за пределами Украины", а на официальный запрос " Украинской правды" в офисе все еще не ответили.

Такой линии поведения Пол Манафорт и его коллеги придерживаются уже давно. Они продолжают скрываться от камер и микрофонов, при этом запросто здороваются за руку с самым богатым человеком Украины Ринатом Ахметовым, а тот в свою очередь тепло называет их своими " друзьями".

Последний раз руководителя группы американских консультантов Пола Манафорта, превратившегося за два года работы на Украине в легенду, видели в окружении лидера Партии регионов во время ланча Виктора Пинчука в Давосе. После легкой попытки увернуться от фотокамеры, американец заявил, что он " не публичная личность" и интервью не дает.

В том, что на важном международном форуме американец работал глазами и ушами прибывшего на форум Виктора Януковича, а не Рината Ахметова, сомнений нет. " Господин Манафорт не делает никакой работы для СКМ, и не делал никакой работы для СКМ с тех пор, как начал работать с Партией регионов", - признался Ахметов в интервью " Украинской правде".

Однако деятельность Пола Манафорта и его коллег за последние неполных два года позволяют предположить, что само их появление в Партии регионов является частью большого бизнес-проекта, прямо или косвенно выгодного представителям крупного украинского бизнеса, в первую очередь – самому Ахметову.

Группа американских политтехнологов появилась на Украине задолго до начала парламентской гонки 2006 года. По нашей информации, в середине 2005 года, будучи в изгнании, Ринат Ахметов провел ряд встреч с несколькими американскими консультантами, в том числе Полом Манафортом (Paul Manafort).

Речь шла о предоставлении консультаций SCM Holdings по подготовке к размещению акций компании на западных фондовых биржах. Версия о том, что изначально американцы привлекались для обслуживания СКМ, стала уже практически официальной. Ее придерживается и сам Ринат Ахметов.

- В 2005 году перед СКМ стала задача разработать коммуникационную корпоративную стратегию. С этой целью компания пригласила нескольких консультантов, в числе которых был и г-н Манафорт. Кроме него, в группу консультантов входила также всемирно-известная фирма Burson-Marstellar и европейская компания MMD, - рассказал Ахметов в комментарии " Украинской правде".

Однако некоторые источники в Партии регионов утверждают, что впервые Пол Манафорт приезжал в Донецк еще в десятых числах декабря 2004 года - между вторым и третьим турами президентских выборов.

- Разговор об СКМ возник намного позже, уже в начале 2005 года, - рассказывает один из руководителей президентской избирательной кампании Виктора Януковича, - а Пола Манафорта изначально приглашали для выборов, точнее, для третьего тура президентских выборов. Но до выборов оставалось чуть более двух недель, и Пол открыто заявил, что повлиять на ход кампании уже невозможно.

По словам Рината Ахметова, Пола Манафорта ему посоветовали в " одной из американских юридических компаний". Однако, по одной из версий, американца протежировал российский бизнесмен Олег Дерипаска.

Манафорта связывают с несколькими компаниями, предоставляющими услуги в сфере лоббизма и политконсультаций. Он является соучредителем компаний " Davis Manafort & Freeman, Inc.", " Davis, Manafort & Stone" и " Black, Manafort, Stone, & Kelly".

По информации источников, SCM Holdings подписывала контракт с " Black, Manafort, Stone, & Kelly", специализирующейся в основном в сфере экономического лоббизма.

В бизнес-кругах она известна еще и как эксклюзивный консультант компании " Филипп Моррис". А с Партией регионов Манафорт выступал от имени другой фирмы – " Davis Manafort & Freeman, Inc.". Однако до сих пор не известно, подписывала ли эта кампания прямой договор с партией или работала через посредников.

Наибольшую известность Манафорту и партнерам принесло их активное участие в политических кампаниях стран третьего мира в первой половине 1980-х. Компании, специалисты которых сейчас работают с Януковичем, консультировали правительства Кении, Сомали, Анголы (движение Йонаса Савимби), Нигерии и Конго.

А самому Манафорту, возглавившему группу консультантов Януковича и Партии регионов, приписывают успешное проведение кампании филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса в 1981 году.

Для проведения кампании Маркос, встревоженный растущей международной изоляцией Филиппин, отменил военное положение и объявил всеобщие выборы, которые позже в западной прессе назывались " одними из самых грязных за всю историю Филиппин". " Они отличались тотальным мошенничеством, запугиванием избирателей, подлогами в списках и весьма сомнительным подсчетом голосов", - писали СМИ.

Свою карьеру Пол Манафорт начинал еще в команде 38-го президента США республиканца Джеральда Форда. Форд известен тем, что был единственным президентом за всю историю США, ставшим главой государства не по результатам выборов, а в результате скандала. Будучи вице-президентом, в 1974 году он торжественно вошел в Овальный кабинет после того, как его предшественник Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку из-за знаменитого " уотергейтского скандала".

После 1974 года его фамилия фигурировала в штабах почти всех последующих президентов республиканцев, в том числе, Рональда Рейгана (1980, 1984) и Джорджа Буша-старшего (1988).

" Этот парень - это визитиница Республиканской партии. Он открывает двери в Вашингтон и к людям Буша, - пишет о нем Чарльз Льюис автор книги " Продажа президента 2004", - Сегодня впервые за полстолетия Республиканская партия контролирует все правительство. Вам нужна всего лишь GOP-отмычка (от англ. Grand Old Party - неофициальное название Республиканской партии США). И Манафорт – это как раз тот парень, который вам нужен! "

Правда, единственный раз, когда Пол Манафорт выступал не одним из членов штаба, а главным топ-стратегом избирательной кампании, его клиента, кандидата в президенты США Боба Доула постигла неудача – в 1996 году он уступил Биллу Клинтону. Позже Боб Доул подвергся серьезной критике со стороны республиканцев за отсутствие внятной позиции во время выборов.

Сегодня Ахметов уже не отрицает, что именно он был инициатором сотрудничества Партии регионов с Полом Манафортом и его коллегами.

- В определенный момент, в связи с дополнительным опытом господина Манафорта, он был рекомендован Партии регионов в качестве специалиста, который мог бы помочь партии на парламентских выборах, - рассказал Ахметов " Украинской правде". - Когда Партия регионов решила воспользоваться услугами Манафорта, СКМ полностью прекратила с ним свои отношения.

При этом Ахметов утверждает, что он не покрывал расходы, связанные с привлечением Манафорта в предвыборный штаб.

- Единственными услугами, которые были оплачены господину Манафорту моей компанией, были услуги, предоставленные господином Манафортом для СКМ, - утверждает самый богатый украинец и добавляет: " СКМ не оплачивала никаких политических услуг, предоставленных господином Манафортом Партии регионов".

Бизнес-партнер Рината Ахметова и один из ближайших друзей премьера Антон Пригодский утверждает, что услуги американцев оплачивались " исключительно из партийной кассы".

Тем не менее, полная информация о стоимости услуг американцев до сих пор остается закрытой – депутаты называют сумму от 2 до 20 миллионов долларов за всю кампанию. В США подобная информация – о стоимости оказания PR и лоббистских услуг политическим структурам – является открытой.

Приход американцев в избирательную кампанию проходил болезненно и сопровождался конфликтом интересов между окружением Виктора Януковича и Рината Ахметова.

3 июля 2005 года Янукович объявил о назначении главой избирательного штаба депутата Василия Хары, который является представителем старого номенклатурного крыла " регионалов", верного лидеру партии. Как раз в те дни Ахметов вел активные переговоры с " Black, Manafort, Stone and Kelly" …

В конце лета 2005 года в Карловых Варах состоялось первое знакомство Януковича с Полом Манафортом и его коллегами. В те дни в партии активно начали циркулировать слухи, что Ринат Ахметов и его сторонники выступили против сотрудничества партии с радикальными российскими политтехнологами, такими, как, например, Глеб Павловский.

Возможно, в 2005 году Янукович и сам понимал, что на предстоящих парламентских выборах нужна качественно новая стратегия, однако приход американцев, предложенных Ахметовым, был воспринят как прямое посягательство на влияние в партии.

Тем не менее, формально смена политтехнологов была согласована. Оставалось только официально представить Пола Манафорта и его команду руководству штаба. Но здесь против новых стратегов неожиданно выступил Василий Хара.

- Мне не нравятся американцы. Я пытался убедить руководство, что прежде чем принимать решение, нам надо ознакомиться со стратегией, которую они предлагают, - рассказал " Украинской правде" Хара. – Но, насколько я знаю, никто никаких документов так и не получил.

Янукович делал все, чтобы его ставленник продолжал руководить штабом. Последняя попытка уговорить его остаться во главе штаба была предпринята в первых числах октября 2005 года. Для этого Хару пригласили в Москву, где в хорошо охраняемом особняке более часа с ним вели беседу сам Виктор Янукович и его ближайший друг и соратник Антон Пригодский.

Уговаривая Василия Хару остаться руководителем штаба, они рассказывали о достижениях американцев в европейских странах, ни разу не упомянув, например, Конго или Анголу.

- Туда же на встречу должен был приехать и Пол с коллегами. Предполагалось, что Хара с ними познакомиться, они найдут взаимопонимание и уже начнут совместную работу, - рассказывает источник в ПР. – Но Хара их не дождался. Он принципиально даже не хотел с ними знакомиться и ушел до того, как они приехали.

Спустя несколько дней после той встречи Хара сам написал заявление об отставке с поста главы избирательного штаба Партии регионов.

- Когда мне дали понять, что решения фактически будут принимать они, а я буду эдаким свадебным генералом, я принял решение уйти из штаба, - рассказывает депутат.

В начале ноября в ходе очередного закрытого съезда Партии регионов новым главой штаба стал бывший первый заместитель губернатора Донецкой области Василий Джарты.

В политических кругах, да и в самой партии этот шаг называли тактической ошибкой, так как новый глава штаба, в отличии номенклатурного Хары, был куда более удобной мишенью для оппонентов партии.

В тоже же время, Джарты традиционно принято считать человеком, более ориентированным на Рината Ахметова – хотя источники в окружении президента " Шахтера" отрицают их близость.

Однако назначение нового главы штаба означало некоторую победу Ахметова в борьбе за руководство избирательной кампанией, в результате которой в парламент должны были попасть едва ли не полсотни его соратников.

К работе в штабе американцы приступили сразу после подписания Меморандума между властью и оппозицией в 23 сентября 2005 года.

- Подбором команды по всем направлениям занимался лично Пол Манафорт, – рассказал " Украинской правде" Борис Колесников. – На тот период в США не было выборов и ему удалось собрать достаточно много хороших специалистов - и не только республиканцев, но и демократов.

Постоянными членами группы консультантов под руководством Пола Манафорта входили также Филипп Гриффин (Philipp Griffin), Ричард Дейвис (Richard H. Davis), Рик Ахерн (Rick Ahearn - уполномоченный представитель бывшего президента США Рональда Рейгана) и Алекс Киселев (руководитель PR-компании Aleksei Kiselev, близок к Эдуарду Прутнику).

Также в разное время к работе привлекались руководитель петербургского представительства " Black, Manafort, Stone and Kelly" Леонид Аврашов, а также американские партнеры Манафорта Брайан Кристиансон и Роберт Дол - бывший советник председателя палаты Конгресса США Ньюта Гингрича.

Американские консультанты Партии регионов работали в двух направлениях – сопровождали проведение всей парламентской кампании в целом и работали непосредственно с лидером Виктором Януковичем. Общее руководство обеих групп курировал технолог Пол Манафорт.

- С приходом американцев, уже в первые дни работа штаба претерпела ощутимые изменения, - рассказывает несостоявшийся глава штаба Партии регионов Василий Хара, который ушел после прихода американцев. – Работа агитаторов была сокращена в разы! Основной упор был сделан на лидера и на те массовые мероприятия, в которых он принимал участие.

Но, как оказалось, параллельно с сокращением количества агитаторов была оптимизирована сама схема публичной работы представителей партии. Например, была разработана четкая иерархия агитаторов.

- Это была своеобразная пирамида. На каждом уровне находились спикеры, уполномоченные в своей агитационной работе освещать лишь ограниченную часть программы партии и ее деятельность, - рассказывает на условиях анонимности руководитель одной из агитгрупп. - Чем выше был уровень агитаторов, тем больше у него было права на импровизацию.

Такая схема позволяла оперативно корректировать позицию партии в зависимости от сложившейся ситуации – спикеры более высокого уровня могли по ходу кампании поправлять агитаторов более низкого уровня.

Кстати, именно в Партии регионов впервые появился не присущий российским и украинским консультантам термин " vip-агитаторы". Всего их было около шестидесяти человек, подавляющее большинство которых являлись костяком фракции в Верховной Раде предыдущего созыва.

Они были разделены на группы, руководители которых регулярно получали из штаба отчеты о работе всей партии, а также указания по работе группы.

Среди прочего раз в неделю всем vip-агитаторам раздавали список тезисов, которые они обязаны были озвучивать в своих выступлениях. Указания выдавались на обычных листах А4, без указания даты и авторов. Просто три-пять предложений, разработанных высшим руководством партии при тесном сотрудничестве с американцами.

Тезисы, или, как их называли, мессиджи выдавались на конкретный и очень жестко регламентируемый промежуток времени, в течении которого их нужно было " бросать в массы".

- В целом концепция американцев была очень простой, и заключалась в том, чтобы одну и ту же мысль многократно буквально вдалбливать в избирателя, - рассказывает один из руководителей кампании 2006 года. – Причем, помимо этих лозунгов мы могли говорить все что угодно, но эти тезисы были обязательными. Часто эти тезисы возникали в ответ на пиар-атаки со стороны оппонентов. Но иногда создавалось впечатление, что важно было даже не то, насколько технически отработаны эти заявления, сколько их регулярное повторение.

Регионалы утверждают, что подобная тактика использовалась " оранжевыми" партиями во время президентских выборов 2004 года.

- Я не знаю, кто у них работал технологом, но у них была явная тенденция выработать несколько тезисов, и чтобы все, кто повязали оранжевые шарфики, долбали именно эти тезисы, - вспоминает депутат Антон Пригодский. – В том числе " Бандитов – в тюрьму", " Нас багато, нас не подолати" … Я ни на что не намекаю, и действительно не знаю, кто с ними работал. Но, скорее всего технологии во многом были общими.

В то же время некоторые источники утверждают, что американцы были и авторами одного из самых ярких и часто транслировавшегося лозунга партии – " Покращення вашого життя вже сьогодні".

Большинство депутатов полученные тезисы озвучивали без споров, но случались и конфликты.

 

- Мы понимали, что это чистая технология, никакой идеологии. Некоторые открыто называли выдаваемые им листовки популизмом и неадекватными заявлениями, но все равно шли на площади и озвучивали их, - рассказал один из vip-агитаторов. – Но, было и по-другому. Я, например, помню, как Тарас Черновол получив в очередной раз листок о втором государственном русском языке и о НАТО, порвал ее прямо на глазах у руководителя группы и впредь отказался их транслировать.

Коллеги Черновола утверждают, что именно этот случай стал поворотным в дальнейшей судьбе депутата в партии. Утверждают даже, что Черновол фактически потерял статус vip-агитатора.

Правда, не все идеи американцев в штабе Партии регионов принимались благосклонно. В частности, категорично была отклонено предложение использовать при проведении агитаторской работы специально оборудованные автобусы, привезенные из-за границы. Анна Герман даже утверждает, что позже для управления этими автобусами должны были прибыть специальные чернокожие водители".

- Это было чисто в американском стиле – двухэтажный автобус со всеми удобствами: туалетом, душем и тому подобным, - рассказал руководитель избирательной кампании 2006 года Василий Джарты. - Они предлагали загонять туда агитаторов и проехаться большим туром по всей Украине. Честно… мне это не понравилось. Это не наш менталитет.

Источники утверждают, что окончательно эта идея была отклонена самим Виктором Януковичем в Крыму, куда перегнали один из таких автобусов, оборудованный специально для лидера партии. Стоимость одного такого автобуса составляла около 700-800 тысяч долларов.

- Виктор Федорович морщился и даже не хотел слушать, но его уговорили хотя бы зайти в автобус, - рассказывает один из приближенных на тот момент лидеров партии. – Он зашел. Осмотрелся и сказал, что это для него слишком. И в дальнейшем продолжал ездить на своем минибусе.

Судьба привезенных американцами автобусов неизвестна, но некоторые депутаты утверждают, что видели эти двухэтажные транспортные средства на похоронах Евгения Кушнарева.

Помимо чисто агитаторской работы, в штабе была налажена и работа со СМИ, за которую отвечал владелец телеканал НТН Эдуард Прутник, а его ближайшим помощником выступал бывший начальник службы по связям с общественностью телеканала " Интер" Игорь Чабан.

После выборов голосами антикризисной коалиции Прутник был назначен главой Государственного комитета телерадиовещания, а господин Чабан отказался от всех официальных должностей и стал его помощником. Сейчас их кабинеты в здании Госкомтелерадио расположены рядом.

А в 2005-2006 году они разрабатывали и курировали основную всю медийную кампанию партии. Прутник в большей степени занимался общими организаторскими вопросами - в том числе сотрудничеством с телеканалами, рекламными агентствами, а Чабан был задействован в разработке самой стратегии ведения медиа кампании. И Чабан и Прутник постоянно поддерживали контакт с американцами.

- Они часто общались с Полом, советовались с ними, координировали свои действия, - рассказывает бывший сотрудник штаба, ныне депутат Виталий Заблоцкий.

- Американцы не давали оперативных поручений, этим занимался глава штаба Василий Джарты, - рассказывает бывший сотрудник штаба. – Но какие-то основные вехи задавали как раз американцы. Например, они настаивали на том, чтобы уйти из мусорника региональных газет и телеканалов, и направить львиную долю ресурсов на национальные телеканалы.

Интересно, что сам Чабан категорически утверждает, что не только никогда не общался с американцами, но даже не знал, чем они занимались в штабе.

Но достоверно известно, что он неоднократно выступал в качестве личного консультанта некоторых лидеров партии во время их публичных выступлений.

В ночь выборов с 26 на 27 марта корреспондент " Украинской правды" стал свидетелем такой сцены. Сразу после включения начальника штаба из " Зоряного" на телеканале " Интер", где он заявил о победе Партии регионов и намерении формировать правительственную коалицию, Джарты поднялся на второй этаж, где расположены рабочие кабинеты. Там он в присутствии Чабана и переводчика уверял Пола Манафорта: " Вы слышали, я сказал все, что вы рекомендовали".

К работе над медиакомпанией Партии регионов Чабан привлекал своих бывших коллег с телеканала " Интер". Кстати, эти специалисты проводили достаточно интересный тренинг для пятерки " регионалов", участвовавших в теледебатах 19 марта 2006 года на " 5 канале".

По словам участников этого группового занятия, в комнате, где проходил тренинг, присутствовали и американцы – сам Пол Манафорт, а также Филипп Гриффин. Для подготовки Николая Азарова, Раисы Богатыревой, Бориса Колесникова, Евгения Кушнарева и Тарас Чорновила была проведена специальная командная игра.

- Нам выдали шарик, с помощью которого мы передавали друг-другу слово. Причем было неважно, что говорить – это могла быть любая абсурдная идея, но суть была в том, чтобы всегда быть психологически готовым к любым реакциям и нападкам партнеров.

Тренером выступала женщина, тоже бывшая коллега Игоря Чабана. Помимо словесных баталий, лидеров партии просили выстроиться в шеренгу и попытаться выразить мимикой различные эмоции.

- Тяжелей всего было с Азаровым. Он по натуре очень скованный человек, но одновременно очень вспыльчивый, и практически на все просьбы он выражал или равнодушие, или легкое негодование. Хотя в целом обстановка была очень дружественная. Обсуждалось и продумывалось все, вплоть до того, кому в чем прийти. Например, покойный Евгений Кушнарев предлагал одеть джинсы и свитера.

После нескольких часов тренировок, регионалы достаточно свободно отвечали на обращения коллег, а паузы между ответами значительно сократились.

Интересно, что за всю парламентскую кампанию сами агитаторы ни разу непосредственно с американцами не контактировали.

- На собраниях руководители группы неоднократно упоминали американцев, но никаких семинаров или тренингов, как это раньше делали россияне, они не проводили, - рассказывает один из депутатов. – Подавляющее большинство депутатов, в том числе и vip-агитаторов, американцев никогда и не видели.

- Это еще раз свидетельствует о том, что они непосредственно не управляли избирательной кампанией, - смеется Антон Пригодский. - Иначе бы они их видели! Ведь центральный штаб вы видели, vip -агитаторов видели, видели работу региональных штабов, но не видели этих людей. Это нормально. Дело в том, что хотя консультации американцев существенно влияли на кампанию в целом, но непосредственного управления с их стороны не было. В целом мы довольны их работой с партией. Они внесли некоторую конструктивность и ясность как теоретическую, так и практическую по определенным подходам к стратегии избирательной кампании.

Но главные усилия американцев были сконцентрированы вокруг лидера Партии регионов.

Это было обусловлено тем, что после президентских выборов рейтинг Виктора Януковича оказался значительно выше рейтинга партии. Интересная деталь – в конце 2005 года около 15% жителей восточных регионов даже не связывали Януковича с Партией регионов.

Ближайшее окружение нынешнего премьера настоятельно советовало ему возглавить блок Виктора Януковича.

Публично он таких разговоров старался избегать, но по рассказам тех, кто имел с ним личную беседу, такой вариант вполне допускался.

Американцы занимали категоричную позицию – именные блоки должны остаться в прошлом, а основная работа должна быть направлена на то, чтобы у избирателя появилась жесткая привязка Янукович – Партия регионов.

Таким образом предполагалось, что политический капитал, аккумулированный вокруг бывшего кандидата в президенты, сработает на всю партию.

Возможно, именно с этим связано то, что чаще всего американцы активно вмешивались в подготовку массовых партийных мероприятий с участием Виктора Януковича.

- О том, что основной акцент делается на внешних атрибутах во время таких мероприятий, говорилось практически в открытую, - рассказал один из бывших сотрудников штаба.

Детали появления лидера на публике продумывались до мельчайших подробностей.

Отдельная группа консультантов появлялась на месте проведения мероприятия задолго до появления лидера. Они осматривали площадку, четко согласовывали траекторию проходки лидера, его появление и уход.

Одним из требований было оформление сцены с максимальным использованием партийной атрибутики.

В группу, сопровождавшую лидера в поездках и на публичных мероприятиях, помимо охраны, входило еще от четырех до шести человек: видеооператор, два-четыре ассистента и координатор группы.

- Они сопровождали его везде. Все его шаги снимались на камеру. Если он куда-то шел, то два специальных ассистента расталкивали людей, чтобы оператор мог свободно его снимать. По рации они держали постоянную связь с координатором. Причем никакого отношения к службе безопасности они не имели, нас просто ставили в известность, что будут снимать, - рассказал один из членов команды и организаторов подобных мероприятий.

Американцы задавали общую концепцию мероприятий, а к подготовке мероприятия подключались лишь на заключительных этапах. Непосредственно режиссурой чаще всего занимались украинские специалисты под руководством Чабана.

- Я, например, хорошо помню презентацию первой пятерки. После официальной части мероприятия в " Зоряном", отдельной группой специалистов был подготовлен партийный концерт во Дворце спорта. Это была шоу-презентация только для своих, - рассказывает один из участников избирательной кампании.

По стилю и по оформлению мероприятие во многом напоминало форумы демократов и республиканцев в США, когда проходит презентация очередного кандидата в президенты.

Режиссером этого мероприятия выступила музыкальный продюсер телеканал " Интер" Валентина Басовская, привлеченная Чабаном.

Между тем, влияние американских консультантов на проведение шоу отмечали и сами " регионалы". Позже многие из них шутили, например, что выход первой десятки напоминал кадры из какого-то старого вестерна. За сценой был установлен большой экран, а перед ней, в центре зала соорудили партер для самых уважаемых гостей и прессы.

 

Виктор Янукович появился на сцене из синего тумана, под пафосную музыку и красочное освещение. Трибуна, на которой расположились тысячи делегатов из разных регионов страны, встретила лидера волной голубых флажков.

Грандиозное шоу было рассчитано на то, чтобы продемонстрировать сплоченность Партии регионов. И в большей степени эта демонстрация была направлена не столько на внешних наблюдателей, сколько на самих делегатов.

Выступления первой десятки закончились тоже по-американски – дождем бело-голубого блестящего конфетти. Примерно также закончился последний съезд Республиканской партии США в Бостоне.

Съезды в Киеве и Бостоне - найдите 10 отличий

Позже кадры из этого мероприятия легли в основу многочисленных видеороликов, транслировавшихся по телевидению.

Отснятый на выступлениях материал тщательно анализировался и обговаривался в штабе. Отдельно готовились замечания организаторам мероприятий.

Помимо сопровождения Виктора Януковича в поездках, американцы занимались и личной подготовкой лидера партии. Его персональным советником и имиджмейкером был 45-ти летний Филипп Гриффин, фактически курировавший всю команду ассистентов, сопровождавших Януковича в поездках.

Из личной биографии Гриффина известно, что до 17-ти лет он играл в юношеском составе Мюнхенской Баварии. Появившись в команде Пола Манафорта, он буквально с первых дней нашел общий язык со своим клиентом.

- В отличие от Пола Манафорта, создававшего впечатление очень собранного и скрытого человека, Фил был очень веселым и раскованным, - рассказывает один из бывших работников штаба " регионалов" в 2006 году. – Манафорт общался только через переводчика, хотя, я думаю, он многое понимал. А Фил достаточно хорошо изъяснялся на русском языке, а к концу кампании говорил практически свободно.

Среди самих " регионалов" бытует мнение, что лидер партии весьма сложно поддается внешнему влиянию.

- Мне сложно представить, чтобы малознакомые люди могли на него как-то повлиять или заставить его измениться, - утверждает Анна Герман, долгое время выступавшая в качестве спичрайтера и единственного имиджмейкера нынешнего премьера.

Правда, многие признаются, что Виктор Янукович обладает большой гибкостью и способен быстро обучаться. В качестве примера, рассказывают о том, как даже очень близкие к премьеру однопартийцы удивились его перевоплощению во время теледебатов с Виктором Ющенко на президентских выборах 2004 года.

- Это был совсем не тот человек, которого мы знали по выступлениям на партийных мероприятиях. Многое в нем было чужим и технологичным, но в то же время очень органичным, - рассказывает один из нынешних депутатов.

Очевидно, многие подробности работы над внешним видом Виктора Януковича во время парламентских выборов так и останутся в тайне. Но о некоторых деталях можно догадаться, сравнивая лидера Партии регионов образца лета 2005 и конца зимы того же года.

Так выглядел Янукович в 1996 году

Активное участие в кампании американцев началось в сентябре-октябре 2005 года. И уже через два месяца, по свидетельствам близких к Виктору Януковичу однопартийцев, он стал выглядеть значительно " моложе и современнее".

" Некоторые, кто его плохо знали, говорили, что он решился на операцию, но на самом деле, он просто подстригся короче, чем обычно. Это было незаметно, но в целом очень сильно его меняло".

Бывшие помощники Виктора Януковича на президентских выборах 2004 года отмечают, что изменилась и речь лидера Партии регионов – она стала значительно разнообразней и приобрела ярко выраженный демократический уклон.

Известно, что к концу 2005 года лидер Партии регионов возобновил свои занятия по украинскому языку, которые забросил еще в октябре 2004 года. Интересно, что об изучении государственного языка нынешний премьер-министр говорил еще задолго до переезда в Киев.

- Многие думают, что он этим занялся после прихода в большую политику, уже в Киеве. На самом деле впервые публично он об этом заявил еще будучи губернатором Донецкой области, - рассказал давний соратник Виктора Януковича. - На одном из совещаний, кажется в 1999 или 2000 году, он неожиданно перешел на украинский и заявил, что лично берет на себя ответственность говорить на украинском хотя бы на публичных мероприятиях. " Просто чтобы не было потом проблем", - объяснял тогда Янукович.

Во время парламентской кампании-2006 американцы старались свести к минимуму возможность лидера импровизировать на публике.

К нему использовалась методика так называемого " припрятывания". Его как можно реже оставляли наедине с журналистами. Ему практически не давали говорить – никаких синхронов, никаких личных комментариев. Януковича показывали только в действии – вот он куда-то идет, что-то делает, с кем-то встречается, а потом очень коротенькое появление на камеру.

- Мне рассказывали, что американцы, да и другие консультанты, которые с ним работают, просто боятся, что он пустой. Но на самом деле, в жизни, Янукович великолепный собеседник, - рассказывает один из бывших консультантов премьер-министра, работавших с ним еще на президентских выбора 2004 года.

– В поездках по регионам, я несколько раз сидел рядом с ним в автобусе. И несколько раз у нас с ним была довольно-таки откровенная беседа. Честно говоря, я был удивлен. В личной беседе Янукович очень сильно раскрывается, сам что-то о себе рассказывает, о каких-то личных переживаниях. Умеет выражаться, использует яркие, я бы сказал, сочные слова. И совсем не производит впечатление какого-то кирпича, каким его многие видят. Но перед выходом из автобуса он вдруг замолкал, погружался в какие-то мысли, может, вспоминал речи. Иногда берет какую-то газету на украинском языке и методично ее штудирует, от корки до корки.

Практически ни на одно мероприятие Виктор Янукович не появлялся без заранее заготовленного текста выступления.

Во время парламентских выборов речи лидеру " регионалов" готовили Анна Герман и нынешний помощник премьера Виталий Грамотнев. Сейчас к этой работе приобщен целый штат советников, но общей работой все равно курирует Герман.

Выступления Януковичу готовят везде, где бы он ни появлялся, особенно если это поездки за рубеж. И даже на открытую часть заседания Кабинета министров премьер приходит с дословным текстом выступления.

С появлением в партии американцев поменялись и жесты Виктора Януковича. Их влиянию, например, приписывают жест, которым сейчас лидер Парии регионов завершает практически все свои публичные выступления.

- На ранних записях, со времен президентских выборов Янукович никогда так не делал. Он был скован, руки традиционно висели вдоль туловища. Максимум, что он себе позволял, это согнуть руку в локте и помахать толпе.

Интересно, что аналогичным победным жестом свои выступления, например, на Майдане в 2004 году, заканчивает и Виктор Ющенко.

 

Оценить истинное влияние американцев на парламентскую кампанию " регионалов" в 2006 году достаточно сложно. Неоднозначна и сама их роль в партии.

Изменения, которые привнесли американцы в характер ведения кампании, и некоторые рекомендации, на которых они настаивали, наводят на мысль, что Пол Манафорт и его помощники стали инструментом внутрипартийной борьбы между двумя пока еще мягко противостоящими центрами влияния – Ринатом Ахметовым и Виктором Януковичем.

Удивительно, но в ключевых вопросах, касающихся стратегии развития партии, американцы придерживались линии, которую отстаивает владелец СКМ.

Ринату Ахметову было крайне невыгодно создание блока Виктора Януковича, хотя в начале кампании и социологи, и противники Партии регионов признавали, что на выборах такой блок был бы более успешен.

Но владелец СКМ прекрасно понимал, что создание именного блока неизбежно приведет к уменьшению влияния в партии его самого и его сторонников.

Американцы оказались отзывчивыми, и вместе с главой избирательного штаба Василием Джарты сделали все возможное для поднятия рейтинга партии, максимально использовав имидж Виктора Януковича и размыв его с брэндом партии.

Известно, что еще до конца октября 2006 года активно велись переговоры о создании на основе Партии регионов единого оппозиционного блока.

В партийное объединение предполагалось включить Блок Натальи Витренко и СДПУ(о).

По некоторой информации, именно эти переговоры заставили эсдеков поспешить с созданием блока " Не так! ", который должен был стать одним из основообразующих в будущей единой оппозиции. Лозунги " Не так! " фактически дублировали выступления лидеров Партии регионов.

Но если от сотрудничества с госпожой Витренко сторонники Виктора Януковича сами отказались еще в конце лета 2006-го, то переговоры с СДПУ(о) продолжались до конца октября. При этом лидер Партии регионов в своих выступлениях крайне лояльно высказывался об СДПУ(о) и " Не так! ".

В то же время, источники в близком окружении Рината Ахметова утверждают, что он был категорически против сотрудничества с СДПУ(о). Ахметов якобы открыто говорил о том, что создание единого списка с эсдеками в будущем принудит " регионалов" делиться властью и должностями с людьми, которым " нельзя верить".

Владелец СКМ, например, считает себя антиподом Григория Суркиса в отношениях с бизнес-партнерами.

– В личных беседах Ахметов открыто говорит, что его расхождение с нынешними владельцами ИСД – Виталием Гайдуком и Тарутой - является примером обращения с партнерами, в то время как, например Пинчук, Суркис и Григоришин расходились совсем по-другому, – рассказал один из ближайших друзей владельца СКМ.

И снова советы Пола Манафорта и Филиппа Гриффина оказались удивительно созвучны видению Рината Ахметова.

- Они очень плохо относились к созданию любых блоков, а в отношении эсдеков вообще рекомендовали не подпускать их на пушечный выстрел, - рассказывает человек, приближенный к лидеру Партии регионов.

– Я не знаю, насколько это было влиянием Ахметова или, может быть, Колесникова, но Манафорт придумал очень красивую и правдоподобную легенду. Я был свидетелем того, как он долго объяснял Януковичу, что, мол, вы же понимаете, что на западе вы ассоциируетесь с Кучмой, и если теперь вы усложните ситуацию еще и сотрудничеством с Медведчуком и Суркисом, это будет полной катастрофой!...

При этом, по свидетельствам некоторых участников избирательной кампании 2006 года, руководство штаба партии ни разу не озаботилось получением даже расчетных данных о том, какой результат получит единый оппозиционный блок на выборах.

В начале ноября Виктору Януковичу пришлось уступить, и пятого ноября на так называемом " техническом" съезде Партии регионов он заявил, что партия пойдет на выборы самостоятельно.

В последний раз явное совпадение позиции американцев со взглядами сторонников Рината Ахметова проявилось уже после парламентских выборов.

В июне 2006, когда переговоры о создании оранжевой коалиции находились на грани срыва, чаще всего о возможном объединении Партии регионов с " Нашей Украиной" говорила близкая к главе СКМ Раиса Богатырева.

Сам Ахметов в личных беседах весьма лояльно высказываелся в отношении Виктора Ющенко и в целом придерживался умеренной позиции.

А во время общения с журналистами в августе 2006 года, когда в Донецке праздновалось 70-летие ФК " Шахтер", он открыто говорил о целесообразности такой коалиции.

В то же время Виктор Янукович и его ближайшие сторонники крайне неохотно комментировали возможность создания такого объединения, а их высказывания по этому поводу носили очень нейтральный характер.

Но американцы снова оказались по одну сторону с владельцем СКМ. По свидетельству некоторых депутатов, американцы называли союз с " Нашей Украиной" наиболее оптимальным для партии, а переговоры с социалистами и коммунистами считали запасным вариантом.

После парламентских выборов 2006 года руководство партии продлило договор с компанией " Davis Manafort & Freeman, Inc".

Основная группа американцев оставалась на Украине еще полтора месяца после окончания выборов, затем число консультантов было уменьшено, и до конца 2006 года партию обслуживал так называемый сокращенный штаб консультантов.

И лишь в конце февраля 2007 в Украину снова прибыла команда из восьми человек, работавшая с партией в 2006 году.

После назначения Виктора Януковича главой правительства основные усилия американцев были перенаправлены на создание позитивного имиджа премьера в США и Европе.

По некоторой информации, именно они занимаются организацией интервью господина Януковича различным иностранным изданиям.

Бесспорным результатом работы Пола Манафорта и его коллег является существенные изменения риторики премьера о сотрудничестве Украины с НАТО и Евросоюзом. В своих выступлениях Янукович все чаще и чаще называет Украину мостом между западом и востоком.

Пол Манафорт. Фото УП

И если раньше Виктор Янукович в категоричной форме заявлял о преждевременности вступления Украины в НАТО, то теперь он предпочитает эту тему либо вообще не затрагивать, либо говорить об углублении сотрудничества.

По информации источников, американец, например, готовил список тезисов, которые были рекомендованы Виктору Януковичу для обнародования во время его визита в США в конце 2006 года.

По теме отношений с Ющенко американские советники предложили ему при каждом удобном случае повторять:

" Я не оппонент и не конкурент Ющенко. Я не планирую унизить или оскорбить Ющенко, мы все делаем деликатно. Но мы не можем требовать от президента то, что он не может сделать. Моя задача – прикрыть слабые места президента. Я хотел бы, чтобы правительство США внушило Ющенко, что они заинтересованы в диалоге украинских президента и премьер-министра. Я приложу усилия, чтобы " Наша Украина" была в правительственной коалиции".

Кроме того, консультанты с американских гражданством советовали Януковича подчеркивать в США свое видение отношений с НАТО: " Украина сотрудничает с НАТО, ведет с альянсом интенсивный диалог, но не придерживается политики " вступить как можно быстрее". Когда Украина получит приглашение вступить – то на референдуме люди скажут свое слово".

В действительности такая позиция – явная манипуляция со стороны американцев, так как приглашение о вступлении в НАТО страна получает только после присоединения к Плану действий по подготовке к членству. А Янукович отказался переходить на выполнение этого документа еще осенью 2006 года во время визита в Брюссель.

Очевидно также, что, учитывая специфику работы " Davis Manafort & Freeman, Inc", ее специалисты занимаются активным лоббированием интересов нынешнего правительства в деловых кругах США и Европы.

Сегодня западные политики куда более охотно встречаются с главой украинского правительства, чем это было три года назад.

В западных СМИ была организована вторая волна публикаций, доминирующей линией в которых стали демократические преобразования на Украине. И практически в каждой такой статье отмечаются коренные изменения, которые произошли с бывшим кандидатом в президенты Виктором Януковичем и поддерживающей его Партией регионов.

За последний год под чутким руководством американских консультантов имидж премьера и Партии регионов на западе приобрел новый, однозначно позитивный характер.

И не исключено, что уже в ближайшем будущем усилиями " Davis Manafort & Freeman, Inc" основные демократические преобразования на Украине и рост ее экономики у западных политиков и бизнесменов будет ассоциироваться именно с " регионалами" и их правительством.

Это может казаться невероятным, учитывая довольно широкую популярность в Европе и США лидеров " оранжевых" партий. Но следует учесть, что на данный момент Украину на Западе больше представляют все же представители Кабмина, а не секретариата президента и оппозиция.

Такой сценарий развития ситуации более всего выгоден представителям крупного бизнеса Партии регионов и, в первую очередь, главе SCM Ринату Ахметову.

А если учесть, что изначально американцы консультировали SCM Holdings для подготовки к размещению ее акций на западных фондовых биржах, то очень может быть, что деятельность Пола Манафорта и " Davis Manafort & Freeman, Inc" являются всего лишь частью одного большого бизнес-проекта.

P.S. В Партии регионов отказались давать официальный комментарий относительно фактов, изложенных в статье. Сотрудник пресс-службы партии заявил, что " неэтично задавать вопрос о стоимости услуг американских консультантов, когда в стране творится такое! ". Напомним, что согласно законодательству информация о затратах из партийной кассы во время выборов является открытой.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.