Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как научиться преодолевать свои страхи




Бандура постоянно направляет свои усилия на развитие методов терапевтического изменения поведения и разработку единой теории по­веденческих изменений. Фактически он теперь утверждает, что «о цен­ности теории можно в конечном итоге судить по ее полезности, которая доказывается результативностью методов воздействия на психологичес­кие изменения»1. Делая акцент на развитии методик изменения поведе­ния, Бандура твердо полагает, что их клиническое применение должно основываться на понимании принципов, лежащих в их основе, а также соответствующих проверках эффективности воздействия этих методик.

Как концептуализируется процесс терапевтического изменения пове­дения с социально-когнитивной точки зрения? Не следует удивляться, что изменение осознанной способности противостоять угрожающим или авер-сивным ситуациям и справляться с ними играет важную роль в терапев-

1 Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986. P. 4.


316 Тема 14. Развитие личности

тических методиках этого направления. Собственно говоря, Бандура делает предположение, что эффективность терапии, какие бы методы ни применя­лись, определяется, прежде всего, ее способностью повышать осознанную самоэффективность клиента1. Далее он утверждает, что старание и нас­тойчивость клиента перед лицом препятствий и неудач регулируется ожи­данием эффективности. Повышенные ожидания личной эффективности позволяют клиенту предпринимать различные шаги, которые имеют важ­ное значение для улучшения психосоциального функционирования.

Изменение восприятия самоэффективности как когнитивный меха­низм, лежащий в основе терапевтического изменения поведения, получает особое применение в проблеме, связанной со страхами и тревогой. Прово­дились десятки исследований, в которых клиенты с фобиями (т.е. специфи­ческими и иррациональными страхами) получали лечение, направленное на повышение их уровня осознания самоэффективности2. В качестве иллю­страции рассмотрим один эксперимент3, в котором испытуемые с сильной боязнью пауков, набранные по объявлению в газете, имели либо низкую, либо среднюю эффективность. 14 испытуемых, все женщины, искали помо­щи, так как они были измучены и выведены из строя своими воображаемы­ми страхами. В некоторых случаях, например, если они замечали паука у себя в доме, они убегали и не возвращались, пока сосед не направлял на него струю инсектицида. Другие, заметив паука в автомашине, которую они вели, выпрыгивали из нее. А третьи не могли войти туда, где они раньше видели паука или вообразили себе, что он там может быть.



Сначала испытуемым был предложен тест на поведение избегания. Тест состоял из 18 заданий (табл. 2), требующих постепенно все более угрожающих взаимодействий с большим пауком. Предварительные ис­следования показали, что именно этот вид паука наиболее страшен лю­дям с паукобоязнью. Задания были ранжированы от дистантных (прибли­зиться к пауку, находящемуся в пластиковой чашке) до контактных (по-

1 См.: Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologist.
1982. 37. P. 122—147; Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive
theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986.

2 См.: Bandura A., Adams N.E. Analysis of self-efficacy theory of behavioral change //
Cognitive Therapy and Research. 1977. 1. P. 287-310; Bandura A., Adams N.E., Beyer J.
Cognitive processes mediating behavioral change // Journal of Personality and Social
Psychology. 1977. 35. P. 125-139; Bandura A., Schunk D.H. Cultivating competence, self-
efficacy, and intrinsic interest // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. 41.
P. 586-598; Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a
function of differential levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social
Psychology. 1982. 43. P. 5-21; DiClemente C.C. Self-efficacy and smoking cessation //
Cognitive Therapy and Research. 1981. 5. P. 175-187; GauthierJ., Ladouceur R. The influence
of self-efficacy reports on performance // Behavioral Therapy. 1981. 12. P. 436-439.

3 См.: Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a
function of differential levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social
Psychology. 1982. 43. P. 5-21.




Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 317

зволить пауку ползти по коленям). Выполняя тест на поведение избега­ния, испытуемые вслух, по 10-балльной шкале, сообщали об интенсивнос­ти своего страха в предвидении каждого задания и во время выполнения соответствующих действий. Вдобавок испытуемым дали перечень всех 18 заданий и попросили отметить на 100-балльной шкале степень их уверен­ности в возможности выполнить задание. Единица указывала на отсут­ствие эффективности данного поведения, а 100 — полную уверенность в выполнении задания. О самоэффективности испытуемых можно было су­дить по количеству заданий, в которых они оценили степень эффектив­ности в 20 баллов или выше по 100-балльной шкале.

Таблица 2

Примеры заданий теста Бандуры на поведение избегания

Приблизиться к пластиковой чашке, в которой находится паук

Посмотреть на паука

Положить обнаженные руки внутрь чашки Позволить пауку ползти свободно по стулу, стоящему рядом Позволить пауку ползти по рукам в перчатках Позволить пауку ползти по голым рукам Позволить пауку ползти по предплечью Взять паука голыми руками Позволить пауку ползти по коленям

Источник: Bandura, Reese, Adams, 1982, p. 13.

Далее испытуемых объединили в группы на основе поведения из­бегания (с низкой и средней эффективностью) и случайным образом со­ставили пары, в которые входило по одному человеку из каждой груп­пы. Женщина-экспериментатор при помощи большого паука, значитель­но отличающегося по форме и цвету от того, который был использован в первоначальном тесте на поведение избегания, стимулировала либо низ­кий, либо средний уровень эффективности. Каждой из испытуемых пред­лагалось сначала посмотреть на паука, помещенного в стеклянную про­бирку, чтобы привыкнуть к его виду и движениям. Затем эксперимента­тор смоделировала несколько угрожающих действий, которые наблюдали испытуемые — сначала на значительном расстоянии, а потом близко (на­пример, экспериментатор поместила паука в пластиковую чашку и толка­ла его пальцем, когда он бежал). Затем она извлекла паука из чашки и показала, как обращаться с ним, когда он бежал по рукам, предплечью и верхней части тела. Наконец, она показала, как еще можно контролиро­вать свободно передвигающегося паука, поместив его на полотенце, наки­нутое на стул, и взяв в ладонь.

Чтобы показать, как можно еще легко контролировать паука, экс­периментатор выпустила его на пол и позволила ползать в поисках убе-



Тема 14. Развитие личности


жища. Затем она поймала его, накрыв чашкой и просунув тонкую кар­точку под нее — тем самым продемонстрировав, насколько легко было поймать и перенести паука в более гостеприимное для него место за пре­делами дома. Эти эпизоды лечения завершились переходом испытуемых в вестибюль, где была паутина. Здесь экспериментатор смоделировала лю­бопытство по поводу места обитания паука.

Через определенные промежутки времени во время моделирования каждая из испытуемых отмечала на шкале эффективности, состоящей из 18 пунктов, задания, которые она могла бы выполнить, и степень своей эффек­тивности. Эти пробы самоэффективности повторялись до тех пор, пока каж­дая из испытуемых не достигла заранее выбранного уровня эффективности, к которому она была отнесена (низкий или средний уровень). Испытуемых с низким уровнем эффективности лечили до тех пор, пока они не смогли позволять пауку свободно ползать по стулу, поставленному рядом, и класть голые руки в чашку, в которой был паук. Испытуемые со средней эффектив­ностью лечились, пока не достигли физического контакта с пауком, держа его в перчатке, надетой на руку, или без нее. После того, как испытуемые достиг­ли назначенного уровня эффективности, первоначально проведенные тесты на поведение избегания и возникновение страха были повторены. В соответ­ствии с оценкой, проведенной после лечения, испытуемые в условиях низкой эффективности поднялись на средний уровень путем дальнейшего модели­рования, и вновь были сделаны замеры их поведения и страха. Наконец, в за­вершении эксперимента все испытуемые сами моделировали поведение, пока не достигли максимальной эффективности.

Как показано на рис. 3, испытуемые, отнесенные к группе с низкой эффективностью, достигли низких результатов по тесту на поведение из-


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал