Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыты серии I






Испытуемому предъявляется 22 задания в следующем порядке: 1. Моно­грамма. 2. Задание со складной линейкой. 3. Наматывание ниток. 4. Нанизы­вание бусинок. 5. Стихотворение. 6. Спираль. 7. Тест на складывание. 8. За­полнение эллипса крестиками. 9. Задание со спичками. 10. Сделать коробоч­ку. 11. Составление четырехугольников. 12. Обратный счет. 13. Рисование вазы. 14. Разворачивание флага. 15. Продолжение узора из ячеек. 16. Умно­жение. 17. Плетение стула. 18. Выпрямление проволоки. 19. Складывание коврика. 20. Плетение. 21. Загадка. 22. Печатание.

Поскольку каждый из испытуемых получал и те задания, которые он доводил до конца, и те, выполнение которых прерывалось, то разница в их запоминании не может быть объяснена индивидуальными особен­ностями испытуемых.

Однако, если бы у всех испытуемых прерывались одни и те же за­дания, то эта разница могла бы определяться особенностями самих зада­ний, независимо от того, доводится ли это задание до конца, или преры­вается. Поэтому мы разделили всю совокупность заданий на две равные группы, а и Ь. Половина испытуемых доводила до конца задания группы а, другая половина — задания группы Ь, так что в конечном итоге каж­дое задание одинаково часто встречалось как в «законченном», так и в «незаконченном» виде.

(Ниже мы будем для краткости называть задание, доведенное до конца, «законченным», а задание, которое прерывается экспериментато­ром до его завершения, — «незаконченным».)


Зейгарник 6.6, Запоминание законченных и незаконченных действий



К группе а относятся задания: 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 20, 22. Ос­тальные задания относятся к группе Ь.

Результаты опытов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение запомненных незаконченных и законченных заданий (ЗН/33) в опытах первого типа. Данные представлены в порядке убы­вания коэффициента ЗН/33 у испытуемых

 

 

 

Ранг по ЗН/33 Испы­туемые Задания Средние арифметические значения по группам
1.3 ЗН 33 ЗН/33 1, 3 ЗН 33 ЗН/33
2 3 Wd. Be. St. Jf. M. Eu. PI. 1 9 13 8 8 12 7 6 7 10 6 6 9 5 2 2 3 2 3, 5 3, 3 3, 0 3, 0 3, 0 2, 5 9, 1 7 2, 1 3, 5
" I   Paj. Gin. Hf. Pt. Ml. Dm. V. Git. Dm. E. 9 9 6 15 12 11 11 11 13 6 6 4 10 8 7 7 7 8 3 3 2 5 4 4 4 4 5 2, 0 2, 0 2, 0 2, 0 2, 0 1, 75 1, 75 1, 751, 6 10, 8 7 3, 8 1, 9
ч 25, 5 i   Ml. R. Jn. Rm. Gld. Jic. Ml. E. Kiir. Hn. Glk. Jnk. 15 10 15 10 10 12 19 12 16 14 9 6 9 6 6 7 11 7 9 8 4 6 4 4 5 8 5 7 6   , 5, 5, 5, 5 1, 5, 4 1, 4 1, 4, 3, 3 13, 3 7, 8 5, 5 1, 4
»{ Gl. Wit. Schn. 12 12 10 6 6 5 6 6   , 0 1, 0 1, 0 11, 3 5, 7 5, 7 1.0
30, 5 | Sim. Fr. Sim.H. 11 9 5 4 3 5 4 0, 8 0, 8 0, 75 9, 0 4, 0 5, 0 0, 8
  Среднее арифме­тическое //, / 6, 8 4, 25   , 9*        

ИЗ = общее количество запомненных заданий;

ЗН = количество запомненных незаконченных заданий;

33 = количество запомненных законченных заданий;

ЗН/33 — отношение числа запомненных незаконченных заданий к числу запомненных законченных заданий.

* Среднее арифметическое отношения ЗН/33 не равно отношению средних арифметических ЗН и 33.



Тема 12. Психология мотивации


Для того, чтобы выявилась разница в запоминании незаконченных и законченных действий, необходимо выбрать такую методику обработки результатов, которая позволит в возможно большей степени сгладить инди­видуальные различия в качестве памяти отдельных испытуемых. Поэтому следует сравнивать, сколько незаконченных и сколько законченных зада­ний запомнил каждый из испытуемых, и определять не разницу этих вели­чин, а их отношение.

Если бы законченные и незаконченные задания запоминались одина­ково хорошо, то, поскольку оба типа заданий встречаются с одинаковой ча­стотой, коэффициент отношения числа запомненных незаконченных зада­ний (ЗН) к количеству запомненных законченных заданий (33) был бы равен 1.

Поэтому отклонение коэффициента (ЗН/33) от 1 можно считать мерой лучшего или, наоборот, худшего воспроизведения незаконченных заданий. Если, например, коэффициент ЗН/33 = 1, 5, это означает, что неза­конченные задания запоминались на 50 % (по отношению к 33) лучше, чем законченные. При ЗН/33 = 3 незаконченные задания запоминались на 200 % лучше, чем законченные. Если коэффициент ЗН/33 = 0, 8, это зна­чит, что незаконченные действия запоминались на 20 % хуже, чем закон­ченные.

Таблица 2 ЗН/33 для отдельных заданий в опытах типа I

 

Задание £ 3 ЗН 33 ЗН/33
Рисование вазы*   14(17) 3(15) 4, 1
Проволока       4
Стихотворение       3, 5
Загадка*   15(17) 4(15) 3, 3
Флаг       2, 3
Коробочка*   16(17) 6(15) 2, 3
Счет       2, 5
Спираль       2
Задание с ковриком       1, 9
Складывание       1, 6
Эллипс       1, 6
Стул       1, 6
Орнамент из ячеек*   8(17) 6(15) 1, 2
Треугольники       1, 3
Складная линейка       1, 3
Плетение косички       1, 2
Печатание       1, 1
Бусы       1
Наматывание ниток       1
Задание со спичками       0, 9
Монограмма       0, 9
Умножение*   5(15) 7(17) 0, 8
Среднее арифметическое 16 9, 8 6, 1 1, 9

* Это задание неодинаково часто встречалось в качестве законченного и в каче­стве незаконченного, поэтому при вычислении ЗН/33 необходимо ЗН разделить на SH (число в скобках), а 33 — на S3 (число в скобках).


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 217


Таблица 1 показывает нам, что незаконченные задания воспроизво­дятся лучше, чем законченные.

Среднее арифметическое значение ЗН/33 составило в наших опы­тах 1, 9, иначе говоря, незаконченные задания запоминались на 90 % луч­ше, чем законченные. Отклонения от среднего значения вверх достигают значения б (что соответствует лучшему запоминанию незаконченных дей­ствий на 500 %), отклонения вниз — лишь 0, 75 (что соответствует худ­шему запоминанию незаконченных действий на 25 %).

Преимущество незаконченных действий с точки зрения запомина­ния обнаруживается еще и в том, что из 32 испытуемых для 26 ЗН/33 > 1, для 3 испытуемых ЗН/33 = 1, и лишь для 3 испытуемых ЗН/33 < 1.

Пока мы воздержимся от детального обсуждения индивидуальных различий между испытуемыми. Лишь в конце второй части (глава VII) мы обратимся к вопросу о том, указывает ли коэффициент ЗН/33 на ту или иную характерную особенность данного индивида.

То, что незаконченные действия запоминаются значительно лучше, чем законченные, показывает и сравнение результатов для отдельных за­даний (табл. 2). Из 22 заданий для 17 ЗН/33 > 1, для 2 заданий ЗН/33 = 1, и лишь для трех заданий ЗН/33 < 1.

Кривая частоты (табл. 3) показывает, как часто запоминалось ис­пытуемыми определенное число законченных (пунктирная линия) и не­законченных (сплошная линия) заданий. Кривая частоты вспоминания незаконченных заданий сдвинута вправо — в сторону больших чисел.

Перевес незаконченных заданий над законченными обнаружился не только в количестве запомненных заданий, но еще и в том месте, кото­рое они занимали при перечислении заданий испытуемыми при опросе. В первую очередь испытуемые чаще всего называли именно незакончен-

Таблица 3

Кривая частоты воспроизведения незаконченных (сплошная линия) и законченных (пунктирная линия) заданий

Испытуемые „

    Я Д
    / \ / \
      / \
- / \> p \
  [si   '\V\
  t ) \ v\
/   / \ \
/   R \ x
- 6 /   6—0 \
    , 1 ,,, > 1

701— g Очевидное преимущество незакон-

ченных действий с точки зрения запо­минания становится еще более явным, если учесть, что законченные действия оказываются в более выгодных услови­ях для запоминания, поскольку испыту-

$\- Я. i / \ \ емые в среднем занимались ими в тече-

ние более длительного времени.

Полученные результаты не могут
быть объяснены случайными особеннос­
тями заданий, поскольку, как мы уже
указывали, каждое задание встречалось
одинаково часто и в качестве незакон-
Количество заданий * ченного, и в качестве законченного.



Тема 12. Психология мотивации


Таблица 4

Порядок вспоминания заданий 14 испытуемыми (опыты типа I)

 

Номер места, на котором Нескорректированные значения Скорректированные значения*
вспоминалось задание Я-задания 3-задания Я-задания 3-задания
      12 > 3, 8
      10 > 7, 6
        9.5
        7, 6
        9, 5
        9, 5
        9, 5
      3 < 5, 7
      2 < 5, 7
        1, 9
     
    1, 9

* Скорректированные значения показывают ту относительную частоту, с которой бы назывались на каждом месте законченные и незаконченные задания, если устранить раз­личия общей частоты ЗН и 33 (значения 33 умножались на число 1, 9, соответствующее коэффициенту ЗН/33).

ные действия (табл. 4). Даже если скорректировать вычисления с учетом того, что незаконченные действия назывались испытуемыми чаще (см. столбец со скорректированными значениями), окажется, что незакончен­ные задания назывались на первом месте в три раза чаще, чем закон­ченные. На втором месте незаконченные задания также назывались су­щественно чаще, но далее это отношение менялось на противоположное. Таким образом, незаконченные задания не только лучше запоминались, но и выступали при опросе на первый план во временной последователь­ности.

Приведенные до сих пор таблицы содержат лишь задания, назван­ные испытуемыми до паузы (см. выше). То, что включение заданий, на­зывавшихся после паузы, не меняет результаты сколько-нибудь суще­ственным образом, показывает табл. 5. В ней для испытуемых, которые делали паузу, приведены оба значения (без учета заданий, называвшихся после паузы, и с учетом этих заданий).

При учете заданий, воспроизведенных после паузы, значение коэф­фициента ЗН/33 уменьшается очень незначительно и по-прежнему указывает на существенное превосходство незаконченных заданий (на 80%). <...>


Зеигарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий



Таблица 5

Значения ЗН/33 для одних и тех же испытуемых без учета и с учетом заданий после паузы (опыты типа I)

 

Испы- До паузы До и после паузы
туемые ЪЗ ЗН 33 зн/зз £ 3 ЗН 33 ЗН/ЗЗ
Nd. 1     6.0 9     2, 0
Eng.       3.0       2.25
М.       3, 0       2.30
PI.       2.5       3.50
Pog.       2.0       2.30
Ginsb.       2, 0       1, 40
Goto.       2, 0       2, 25
Hn.       2, 0       1, 60
D.       1, 75       1, 50
Get.       1, 75       1, 60
Lk.       1.50       1, 75
R.       1.50       1.30
Ml.       1.40       1.30
Gl.       1, 0       0, 70
Sim.       0, 80       0, 70
Среднее                
арифме- 10, 1 6, 5 3, 7 2, 1   7, 3 4, 7 1, 8
тическое                





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.