Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Субъективно неготовые задания






Перед тем, как отдать экспериментатору выполненное задание, ис­пытуемый часто колеблется. С одной стороны, ему уже хочется отдать выполненное в общих чертах задание, однако, с другой стороны, у него еще остается ощущение неудовлетворенности, ему хочется усовершенствовать отдельные детали. Он протягивает задание и вдруг отдергивает его назад: «Нет, оно еще не готово». У некоторых испытуемых такие колебания происходят даже несколько раз. Как правило, экспериментатор не вме­шивался, не требовал, чтобы испытуемый отдал задание, и даже выражал свое согласие с вносимыми улучшениями. Например, при выполнении за­дания сконструировать ландшафт (№ 36), экспериментатор мог сказать:


Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий 225

«Да, Вы правы, теперь, когда Вы поставили кур левее, действительно ста­ло лучше».

В некоторых случаях экспериментатор вел себя иначе. Заметив, что испытуемый все еще возится с заданием, он спрашивал: «Вы готовы?». Это говорилось полувопросительным, полуутвердительным тоном, так что у испытуемого складывалось впечатление, будто экспериментатор думает, что задание должно быть уже выполнено.

В таких случаях реакция испытуемых могла быть двоякой:

1) испытуемый отвечал: «Нет, я еще не доделал, мне надо еще вот
здесь улучшить», доделывал задание и затем, нанеся последний штрих,
передавал полностью законченную работу экспериментатору.

2) вопрос экспериментатора побуждал испытуемого завершить рабо­
ту над заданием: либо он решал, что тратит слишком много времени, либо
просто откладывал задание после вопроса экспериментатора, не отдавая
себе ясного отчета в том, почему он это делает. Иногда испытуемый делал
еще какое-нибудь быстрое движение, чтобы хоть немного улучшить резуль­
тат, однако сам тут же отдавал задание. Типичными для таких случаев
были следующие высказывания испытуемых: «Конечно, это еще не совсем
красиво, но сойдет!», «На сегодня сойдет!», «Ладно, ведь особая точность
деталей здесь не обязательна!». Несмотря на это, задание остается для ис­
пытуемого не вполне законченным, у него сохраняется неудовлетворен­
ность
тем, как он его выполнил. И при перечислении обнаруживается, что
такого рода задания лучше сохраняются в памяти, чем те законченные
задания, выполнением которых испытуемый был удовлетворен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.