Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о характере






Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфичес­кое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т.п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет та­кого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его дея­ния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающей­ся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. «Этот чело­век, — говорят часто, — должен был поступить именно так, он не мог по­ступить иначе — такой уж у него характер». Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых выте­кает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логи­кой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

Но всякая определенность — это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-либо. Не существует абсолютной определенности в себе безотносительно к чему бы то ни было. И определенность характера — это тоже не определенность вообще, а определенность по отношению к чему-то, к конкретной сфере значимых для человека жизненных отношений. Определенность, составляющая сущность характера, может образоваться у человека по отношению к тому, что ему не безразлично. Наличие у челове­ка характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представ­ляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органи­ческих или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свой-


Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер 137

ства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.

Поэтому первый и решающий вопрос для определения характера каждого человека — это вопрос о том, по отношению к чему, к какой сфе­ре задач, целей и т.д. делает человека определенным его характер. Иной человек представляется в обыденных житейских ситуациях как имеющий сильный характер; он проявляет твердость и настойчивость во всем, что касается бытовых дел и вопросов; но тот же человек обнаруживает сразу же полную неопределенность, бесхребетность, когда дело коснется вопро­сов иного — принципиального плана. Другой, кажущийся сначала лишен­ным характера в силу своей податливости в вопросах обыденной жизни, для него не значимых, пока они не затрагивают существенных для него сфер, вдруг раскрывается как сильный характер — твердый, непреклон­ный, как только перед ним встают существенные, значимые для него воп­росы, задачи, цели. И один, и другой обладают формально как будто равно сильными характерами — в смысле определенности, твердости, не­преклонности, каждый — в своей сфере жизненных отношений, но у од­ного из них характер по существу мелочный, а у другого — более или менее значительный. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в ка­кой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.

Для характера, как и для воли, взятых не формально, а по существу, решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.

Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определенные задачи и в силу объективной логики вещей требует от него как самого существенного определенности в отношении именно этих задач. На них формируется и на них же испытывается и проверяется характер людей. Большой, значительный характер — это характер, который подразумева­ет определенность человека по отношению к этим объективно существен­ным задачам. Большой характер поэтому не просто любые твердость и упорство (такое формальное упорство, безотносительно к содержанию, мо­жет быть и упрямством, а не большим характером); большой характер— это большая определенность в больших делах. Там, где есть эта опреде­ленность в существенном, большом, принципиальном, она неизбежно ска­жется и в малом, выступая иногда в нем с симптоматической показатель­ностью. Заключаясь в определенности отношения человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его де­лах и поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Он зарож­дается, закладывается в мотивах его поведения в лабильной, от случая к случаю изменчивой форме, определяемой конкретной ситуацией. Выража­ющееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь


138 Тема 8. Личность как индивидуальность...

привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера.

Характер человека — и предпосылка, и результат его реального по­ведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его по­ведение, он в поведении же и формируется. Смелый человек поступает смело, а благородный человек ведет себя благородно. Объективно благо­родные или смелые дела могут первично совершаться, вовсе не требуя осо­бой субъективной смелости или благородства; смелость дел или благород­ство поступков переходит в смелость или благородство человека, закрепляясь в его характере; в свою очередь смелость или благородство характера, закрепившись в нем, обусловливает смелость или благородство поведения.

Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависи­мостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловле­ны ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, кото­рый приобретает устойчивость, — это в потенции будущая черта харак­тера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Как общее правило, характер определяется не каждым единичным, более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению поступки человека — те, кото­рые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, накладывают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимо­проникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных по­буждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений дей­ствующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. Поэтому, по мере того как форми­руется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек; по мере того как в ходе действий человека выделяется и закрепляется харак­терный для него, более или менее устойчивый образ действий, в нем самом выделяется и закрепляется более или менее устойчивый строй его свойств. Он формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств — прежде всего темпера­мента — в результате его деяний и поступков.


Рубинштейн С.А. Темперамент и характер 139

К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделяются и зак­репляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты и побуждения, которые обусловливают по преимуществу его действия. К характеру непосредственно не относятся физическая лов­кость, вообще свойства, обусловливающие умения человека; в него вклю­чаются только те свойства, которые выражают направленность личнос­ти. <...>

В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь опре­деляющих его свойств и установок, известная необходимость и последо­вательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее ка­чественное своеобразие и выражают ее направленность, составляют ее ха­рактер...

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности лич­ности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значи­мость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно сво­дился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере — это прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Определяя господствующие побуждения, характер может вырази­ться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или спо­собах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Последняя представляется часто особенно суще­ственной для характера; это отчасти так и есть, поскольку форма явля­ется обобщенным выражением содержания. При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выра­жаются в его направленности, так и не все способы поведения пока­зательны для характера... Для него показательны только те способы, ко­торые обнаруживают избирательную направленность личности: с чем человек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым способом. Другими словами, в спо­собе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера; он — обобщенное выражение из­бирательной направленности личности. Форма, или способ поведения, так понимаемая, действительно является наиболее существенным или пока­зательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения; но менее всего возможно отсюда


140 Тема 8. Личность как индивидуальность...

заключить, что к характеру относится только форма, а не содержание по­ведения.

Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к ок­ружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом — в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, в привязанностях, т.е. в избира­тельном отношении к людям.

Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только проявляется, но и фор­мируется, они участвуют в образовании характера. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возмож­ных побуждений определяют поведение данного человека.

Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Харак­терное для человека поведение, в котором характер и формируется, и про­является, будучи его практическим отношением к другим людям, неиз­бежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретически оформленное. <...> Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно уча­ствует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно перед человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседает и закрепляется в его характере в виде привычек — привычных способов нравственного поведения. Превра­щаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека — это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, став­шее натурой человека. <...>

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека — это пси­хологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение челове­ка к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к ве­щам предметного мира. Ведущим и определяющим моментом в форми­ровании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.

Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к дру­гим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявля­ется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, фор­мируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства че­ловеческого характера развиваются совершенно по-разному.


Рубинштейн С.А. Темперамент и характер 141

Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его от­ношение к своей деятельности — способность к подвигу, к напряженному героическому труду, творческое беспокойство или, напротив, успокоенность, и его отношение к самому себе — уверенность в своих силах, скромность или преувеличенное самомнение, самолюбие, неуверенность в своих силах и т.д. Ведущая и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в образовании характера подтверждается на каждом шагу; она отражается также в типах и характерах, созданных большими художниками.

В многообразных, тонких, богатых всевозможными оттенками люд­ских отношениях, составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется величайшее многообразие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковы заботливость о че­ловеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и множество других аналогичных и им противоположных свойств. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного того же человека проявляются различные и даже про­тивоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твер­дым до непреклонности. И единство его характера может не только сохра­няться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего диф­ференциации в зависимости от изменяющихся конкретных условий. Чело­век, мягкий при всех условиях и ни в чем не проявляющий твердости, — это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, кото­рый не только не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности, — это уже не доверчивый, а наивный или глу­пый человек.

По отношению человека к другим людям различают характеры замкнутые и общительные. Но эта первая дифференциация, осно­вывающаяся на количественном признаке объема общения. За ней может скрываться самое различное содержание. Замкнутость в себе, ограничен­ность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безразличии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной натуры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать (герои Дж.Байрона), а в другом — на большой и сосредоточенной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщение к ней других людей и для своего приобщения к ним (биография Б.Спи нозы может служить тому наглядной иллюстрацией). Точно так же и об щительность может быть различной: у одних — широкая и поверхност ная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других — боле! узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, ко торые в равной мере являются приятелями каждого встречного, без вся кого различия, свидетельствует иногда лишь о легкости и подвижности ]


142 Тема 8. Личность как индивидуальность...

о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет в конце концов внутреннее от­ношение человека к человеку.

Всякое действительно не безразличное отношение к другим людям избирательно. Существенно, на чем основывается эта избирательность — на личных ли пристрастиях или на объективных основаниях. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общи­тельности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, мы и называ­ем товарищеским. Это товарищеское отношение к другим людям не ис­ключает других, более узко избирательных, более тесно личностных и вме­сте с тем идейных отношений к более тесному кругу лиц или отдельному человеку.

В характерологическом отношении существен, таким образом, не столько количественный признак широты общения, сколько качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с други­ми людьми, как относится он к людям различного общественного поло­жения — к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т.п. <...>

Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера, необходимая, чтобы проти­востоять внушениям, не поддаваться шатаниям и неуклонно идти к по­ставленной цели. «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер», — говорил И.-В.Гёте.

При длительном общении взаимное воздействие людей друг на дру­га накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга. В других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей, живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг другу в силу своей противоположности: так отец-дес­пот с властным и нетерпимым характером, подавляя волю своих близких, порождает дряблость, податливость, иногда прибитость и обезличенность у членов своей семьи, живущих в повседневном контакте с ним.

Существенной для становления характера формой общения является воспитание. В своей сознательной организованности и целенаправленности воспитание — общение воспитателя с воспитываемым — располагает ря­дом важнейших средств воздействия: соответствующей организацией по-


Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер 143

ведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным при­мером. <...>

Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы чело­века над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испыты­вает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями, — к самооценке и самокритике. А самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стиму­лом для сознательной работы человека над своим характером.

С отношением человека к человеку неразрывно связано тоже по существу своему общественное отношение к вещам — продуктам обще­ственной практики — и собственному делу. В отношении к ним склады­вается и проявляется вторая важная группа характерологических черт. Таковы, например, щедрость или скупость, добросовестность, инициатив­ность, мужество в отстаивании своего дела, смелость, храбрость, настойчи­вость и т.д.

Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам — продуктам общественного труда — и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимо­связаны и взаимопроникают друг в друга. Характерологически очень су­щественным является и то, какой из этих планов доминирует. Домини­рование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на об­лик человека. <...>

Опосредованно через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или неправильная — преувеличенная или приуменьшенная — самооцен­ка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т.д. Неправильно было бы, как это подсказыва­ет лицемерная мораль, отразившаяся на специфически отрицательном оттенке большинства слов, выражающих отношение к самому себе, — «са­моуверенность», «самолюбие», «самомнение» и т.д., считать всякое поло­жительное отношение к самому себе отрицательной характерологической чертой. Достойное и уважительное отношение к самому себе является не отрицательной, а положительной чертой — в меру того, как сам человек является представителем достойного дела, носителем ценных идей.

Каждая характерологическая черта в какой-то мере и каким-то об­разом выражает специфическое соотношение между отношением челове­ка к окружающему миру и к самому себе. Это можно сказать и о таких, например, свойствах, как смелость, храбрость, мужество. <...>


144 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Характер связан со всеми сторонами психики; особенно тесна связь его с волей, являющейся как бы хребтом характера. Особенности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют существеннейшие черты характера. Выражения «человек с сильной волей» и «человек с характе­ром» звучат обычно как синонимы.

Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тоже­ственны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой харак­тера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля.

В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых по­ступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в ка­честве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми ка­чествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).

В характер, вопреки распространенному мнению, могут включаться не только волевые и эмоциональные, но и интеллектуальные особенности, поскольку они становятся свойствами личности, выражающимися в каче­ственном своеобразии ее отношения к окружающему. Так, легкомыслие, благоразумие, рассудительность, будучи интеллектуальными качествами, являются или могут быть характерологическими чертами. При этом, пре­вращаясь в свойства характера, интеллектуальные качества начинают определять не один лишь интеллект как таковой, а личность в целом.

Поскольку характер включает свойства, выражающиеся в качест­венно своеобразном отношении человека к другим людям и опо­средованном через него отношении к предметному миру и к самому себе, он, очевидно, выражает общественную сущность человека. Характер чело­века поэтому исторически обусловлен. Каждая историческая эпоха созда­ет свои характеры. <...>

В характере каждого человека есть черты и черточки, которые от­ражают своеобразие его индивидуального жизненного пути, его личного образа жизни. Но в нем же в той или иной мере по большей части пред­ставлены — в своеобразном индивидуальном преломлении — и черты, отражающие общие для людей данной эпохи особенности. В характерах эпохи получают свое типизированное идеальное выражение те общие многим людям, хотя и по-разному в них представленные, черты, которые связаны со временем, в котором люди живут. Подлинное понимание ти­пического в различных характерах как реально общего, общего в единич-


Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер 145

ном, типичного в индивидуальном возможно только на этой основе... Однако в своей конкретной реальности характер человека обусловлен не только типичными чертами образа жизни людей данной эпохи, но и кон­кретными, жизненными обстоятельствами, в которых совершается его жизненный путь, и его собственной деятельностью, изменяющей эти обсто­ятельства. Общие, типические и индивидуальные черты в характере чело­века всегда представлены в единстве и взаимопроникновении, так что об­щее, типическое выступает в индивидуально-своеобразном преломлении; поэтому существенное свое выражение характер человека часто получает как раз в присущем ему индивидуально-своеобразном поведении, в типи­ческих и потому особенно показательных ситуациях. <...>

Не всякая ситуация дает ключ к пониманию характера. Для того что­бы выявить подлинный характер человека, важно найти те специфические ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный харак­тер. Искусство композиции у художника при выявлении характера в том и заключается, чтобы найти такие исходные ситуации, которые выявили бы стержневые, определяющие свойства личности. Действующее лицо в худо­жественном произведении представляется реальным, живым, когда, позна­комившись с ним в таких исходных ситуациях, мы можем предсказать, как оно поступит или оно должно поступить в дальнейшем ходе действия. Это возможно в силу внутренней необходимости и последовательности, своего рода внутренней логики, которая раскрывается в характере, если найти стержневые, определяющие его черты.

Развитие характера у детей свидетельствует прежде всего о несостоя­тельности той точки зрения, которая считает характер врожденным и не­изменным. Нельзя отрицать значение природных особенностей организма в процессе развития характера, но характер человека не является однознач­ной функцией организма, его конституции. <...> Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в мно­гообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведе­нии, в поступках человека, характер в них же и формируется.

Характер формируется в жизни, и в течение жизни он изменяется. Но то, каким он становится с течением времени, обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. При всех преобразованиях и изменениях, ко­торые претерпевает характер в ходе развития, обычно все же сохраняется известное единство в основных, наиболее общих его чертах, за исключе­нием случаев, когда особые жизненные обстоятельства вызывают резкую ломку характера. Наряду с этими бывают случаи удивительного единства характерологического облика человека на протяжении всей жизни, в ходе которой происходит главным образом как бы разработка того общего абриса и «замысла», который наметился в очень ранние годы.

В процессе развития характера годы раннего детства играют суще­ственную роль. Именно в эти годы закладываются основы характера, и потому необходимо уделять влиянию, которое воспитание в эти ранние






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.