Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает определенные трудности в усвоении социального






Нарушение словесного общения частично изолирует глухого ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает определенные трудности в усвоении социального опыта.

Недоступность восприятия выразительной стороны устной речи и музыки приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, упрощению межличностных отношений.

Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Важным фактором, влияющим на развитие личности, эмоциональной сферы аномального ребенка, является наличие или отсутствие слуха у его родителей. Исследование В. Петшак позволило выявить некоторые особенности детей, имеющих глухих и слышащих родителей.

Возрастной период глухие дети, имеющие  
глухих родителей слышащих родителей
  Дошкольники     не отличаются по эмоциональным проявлениям и числу интеллектуальных эмоций от детей «нормы» наблюдается бедность, примитивность эмоциональных реакций, в т.ч. меньшее их количество и разнообразие
  Младшие школьники   более общительны со сверстниками, более любознательны, стремятся быть лидером, доминировать в группе сверстников (более, чем здоровые дети) менее общительны, менее любознательны, более стеснительны, стремятся к уединению, лидерские качества готовы проявить незначительное число детей
  Подростки   имеют более адекватную самооценку, более точное представление о себе, своих возможностях и способностях Менее адекватны и критичны в самооценке, менее общительны и более закрыты
       

 

Причины обозначенных выше различий заключаются в том, что на начальных этапах развития глухого ребенка его слышащие родители не могут вызвать малыша на эмоциональное общение, хуже понимают его желания и потребности, активно опекают своего ребенка, неохотно предоставляют ему свободу и самостоятельность.

Данная позиция усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует у них такие негативные личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, замедляется формирование социальной зрелости. Также наблюдаются значительные трудности в понимании эмоций других людей, их оттенков.

Формирование высших социальных чувств также связано с большими проблемами. Первоначально у глухого ребенка проявляются органические чувствования (голода, жажды, боли и т.д.). Развитие собственно высших чувств на первых этапахонтогенеза зависит от узкого окружения – его семьи. Этот процесс обеднен, поскольку отсутствует эмоциональное воздействие мира звуков (музыка, ласковый голос, колыбельная матери), а в дальнейшем и собственная словесная речь. Жестовая речь позволяет выразить чувства утрированно (экспрессивно), примитивно, неоднозначно, что приводит к недоразумениям и ссорам.

Своеобразие эмоциональных состояний позволяет характеризовать чувства глухих детей (дошкольников и младших школьников) как аффективные, при этом доминируют отрицательные эмоции. Например, глухие школьники часто воспринимают требовательного учителя как «злого», «плохого», а их установка только на высшую оценку вызывает бурный протест против более низкой и чувство зависти по отношению к тем одноклассникам, чья работа оценена учителем выше. Причина – большая затрата сил при выполнении заданий и трудности понимания допущенных ошибок.

Отсутствие словесной речи обедняет моральные чувства глухого ребенка, но под воздействием систематического воспитания и жизненного опыта он может стать высоко нравственным человеком. Например, к старшему школьному возрасту у глухих детей развиваются чувства привязанности, симпатии, признательности, трудолюбия (особенно по отношению к бытовому труду), товарищества, дружбы, любви.Старшие школьники стремятся опекать младших, особенно девочки. В общении со здоровыми детьми глухие дети проявляют чувства застенчивости и стеснительности.

В ситуации неадекватного обучения и воспитания данный дефицитарный тип развития личности проявляется в преобладании пониженного настроения, астенических чертах, ипохондрии, аутизации, невротизации. В целом личностное и эмоционально-волевое развитие глухого ребенка, по сравнению со здоровым, отстает на 2 года и более.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.