Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития личностной и эмоционально - волевой сферы






У детей речевые нарушения приводят к затруднениям в формировании коммуникативных умений. Речевое развитие характеризуется бедностью и недифференцированностью словарного запаса, недостаточностью глагольного словаря, своеобразием связного высказывания. Это снижает качество общения и препятствует становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими.

Коммуникативные трудности заключаются в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизме по отношению к другим людям.

У детей недостаточно сформированы навыки совместной деятельности, сотрудничества со сверстниками. Среди «непринятых» среди дошкольников с общим недоразвитием речи чаще оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.

В общении со взрослыми проявляется несформированность культуры общения – фамильярность, отсутствие чувства дистанции, крикливость и резкость интонаций, назойливость в своих требованиях. Значительная часть детей стремится отгородиться от взрослых, дети замыкаются в себе, избегают контактов.

Нарушение социальных связей с окружающим миром приводит к возникновению чувство отверженности и одиночества.

Исследования развития личностной и эмоционально-волевой сфер младших школьников с нарушением речи выявили следующие особенности: им свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность при оценивании своих возможностей (склонность к их переоценке вплоть до идеального образа, при этом мальчики не считают себя «ущербными»), игнорирование негативных черт характера, заниженный уровень притязаний, крайняя возбудимость, связанная с различной неврологической симптоматикой.

По мнению С.И. Павловой, Л.А. Зайцевой и др., можно выделить три варианта отношения к своему дефекту у детей с нарушением речи: безразличное; умеренно-сдержанное; безнадежно-отчаянное; и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие; наличие; перерастание в навязчивые действия и состояния.

В свою очередьВ.И. Селиверстов (1989) выделяет три степени фиксированности детей на своем дефекте:

1 группа детей – совсем не фиксируются на своем дефекте, охотно вступают в контакт с окружающими.

2 группа – умеренная степень фиксации; испытывают в связи с дефектом неприятные переживания.

3 группа – выраженная степень фиксации; постоянно фиксируются на своем недостатке, глубоко переживают его; для них характерен «уход в болезнь», самоуничижение, мнительность, навязчивые мысли и др.

Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах снижают и ухудшают работоспособность аномальных детей, могут привести к нарушениям поведения, социальной дезадаптации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.