Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волевые привычки и этапы их формирования.






 

[…] Обычно воля понимается как способность преодолевать серьезные трудности, как упорство и мужество в достижении поставленной цели и т. д. Так, специалист по изучению воли В. И. Селиванов определяет волю как способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели. Психофизиолог П. В. Симонов тоже говорит о моменте «преодоления препятствий» как главном для понимания воли. Такое понимание воли приложимо к тем случаям в жизни человека, когда речь идет о достижении особой, чрезвычайной по трудности цели, требующей концентрации всех сил, высокого напряжения. Случай, согласитесь, относительно редкий. В ежедневной же жизни любого человека, в том числе и ребенка, гораздо чаще нужно нечто иное — нужны волевые привычки.

Под волевыми привычками мы понимаем устойчивые навыки эффективной организации труда, быта и общения, закрепившиеся в поведении человека и ставшие чертой его характера. По крайней мере две стороны этого понятия являются основополагающими: наличие достаточно эффективных способов организации разных видов деятельности и устойчивость проявлений этих способов в поведении человека.

С этой точки зрения одно и то же поведение человека в одних случаях может свидетельствовать о наличии волевых привычек, а в других нет. Ученик несколько дней все вечера сидит за математикой, стремясь исправить низкую отметку. Хорошая отметка получена — и снова начинается вольная жизнь до следующего «штурма». Такое поведение не имеет никакого отношения к трудолюбию, к волевой привычке регулярно трудиться. Другое дело — ученик, занимающийся регулярно и без принуждения; ему не надо проявлять особой воли, чтобы заниматься ежедневно, чтобы всегда быть подтянутым и четким. Для него такое поведение привычно.

Люди с достаточным запасом волевых привычек — хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни. Не жизнь тащит их за собой (по известной латинской пословице «Желающего, судьба ведет, нежелающего тащит»), а они сами организуют свою жизнь в соответствии со своими целями.

Человек, у которого не сформированы в нужной мере волевые навыки, намечает что-то и бросает, едва начав. Обещает и не выполняет. Дает себе слово «начать с понедельника новую жизнь» — и каждый понедельник все продолжается по-старому. На него нельзя положиться, ему нельзя доверять. Очень многие неорганизованные, несобранные люди хотят измениться, мучаются от своей разболтанности и расхлябанности, но ничего сделать с собой не могут — у них нет именно волевых привычек.

Сначала школьник не может усадить себя за письменный стол, чтобы выполнить уроки, потом, став студентом, не может сосредоточиться на серьезной лекции. Став взрослым, он и на работе не может вовремя закончить важный проект, довести до конца ответственное дело. При этом человеку часто кажется (психика заботливо защищает наше «я»), что к нему несправедливы, его обошли, к нему плохо относятся. Неудавшаяся жизнь, горькие разочарования... Как здесь не вспомнить известную пословицу «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу». Тут нет никакого преувеличения. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать неординарные возможности, нужны соответствующие черты характера — все те же волевые привычки.

[…] Очень может быть, что способность к волевому напряжению, целеустремленность, умение эффективно организовать свою деятельность — все эти навыки «дефицитнее», чем даже высокий интеллект. И уж, во всяком случае, они не менее важны для человека.

Психологи обнаружили даже, что люди с устойчивым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмоциональная стабильность. Конечно, тут не всегда легко выделить, где причина, а где следствие. Тем не менее, очевидно, привычка к регулярному труду — основа человеческого " существования.

Вряд ли нужно убеждать в пользе, точнее, в необходимости волевых привычек. Важнее выяснить главное: как именно их воспитывать.

Прежде всего рассмотрим, какие именно волевые привычки составляют «золотой запас» по-настоящему организованного человека.

Главное — это, конечно, как уже говорилось, привычка к регулярному труду. «Человек трудом жив» — во многих случаях это выражение приобретает буквальный смысл. Установлено, что трудолюбие — характерная черта долгожителей. Не случайно проблемой долгожительства занялись и психологи.

[…] Известно, что И. П. Павлова невозможно было оторвать от занятий в его рабочие часы. Однажды его пригласили на торжество по случаю дня рождения принца Ольденбургского, с которым его связывали давние отношения. Считая нужным пойти, Павлов несколько раз вставал из-за стола, но привычка работать именно в это время оказалась сильнее. Дело кончилось тем, что Павлов так и остался в парадном костюме за письменным столом, отправив принцу свои извинения. Ученый не раз рассказывал эту историю, говоря именно о силе привычки.

Другая важнейшая волевая привычка, которая, кстати сказать, не всегда должным образом оценивается, — это привычка к физической и гигиеническое культуре. Сюда относятся не только поддержание чистоты тела, зарядка но утрам, но и привычка к физическим упражнениям, потребность в движении. Для многих людей двигательная активность становится величайшей потребностью, «мышечной радостью».

Наверное, можно еще выделить и привычку к определенной сдержанности в особо острых эмоциональных ситуациях и привычку быть обязательным в отношениях с людьми. Есть, конечно, и еще многие человеческие добродетели, за которыми стоят не только нравственные ценности (это обязательно, но недостаточно), но и волевые привычки.

Некоторые, психологи считают, что в основе всего нижеописанного набора человеческих достоинств лежит общая привычка к мобилизованности, к деятельному напряжению. Более того, как оказалось, у этой привычки имеется солидное физиологическое подкрепление. У каждого человека есть свой, наиболее удобный для него уровень активности, на котором он предпочитает действовать. У людей напряженного труда этот уровень выше; у людей, работающих с прохладцей, кое-как, — значительно ниже. Выяснилось, что и сам этот уровень активности в значительной мере воспитуем, зависит от личности.

Иначе говоря, развитие многих навыков предполагает в своей основе общую волевую привычку к напряженной деятельности.

[…] Когда же и как следует формировать волевые привычки?

Прежде всего они формируются в результате стихийно складывающейся (точнее, не всегда достаточно осознаваемой, как говорят психологи, неотрефлектированной) системы воспитания, которая существует в семье.

Именно волевые привычки воспитывают родители, требуя от ребенка сначала убирать свои игрушки, неукоснительно мыть руки перед едой, а позже — убирать свою постель, регулярно помогать по дому, а еще позже — вовремя садиться за уроки и вовремя вставать и ложиться. В некоторых семьях к обязательному исполнению принимаются и утренняя зарядка, и обливания, и ежедневные занятия музыкой и т. д. Конечно, в результате всего этого ребенок приучается к труду, овладевает гигиеническими навыками, развивается физически и эстетически. Но это содержательная сторона такого воспитания, а есть еще своего рода общеразвивающая сторона — и прежде всего она касается развития саморегуляции, формирования организованности и собранности.

Есть, например, наблюдения, что люди, много и регулярно занимавшиеся в детстве музыкой, отличаются большей организованностью в ежедневной жизни. (В том случае, конечно, когда развитые волевые привычки не «конкурируют» с повышенной чувствительностью.)

Если такого рода воспитание — трудовое, физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное — проводилось в семье последовательно, с. раннего детства (причем перед ребенком не только ставили задачи, но и добивались их выполнения), если при этом и взрослые сами придерживались установленных правил порядка и дисциплины, то чаще всего никаких проблем овладения своим поведением у ребенка не возникает. Однако нередко бывает и так, что родители ждут от ребенка определенного поведения, но не добиваются выполнения требований, их требования противоречивы и непоследовательны. Если к тому же еще и родители недостаточно организованны сами, то волевые привычки у ребенка не формируются. У него нет тех «мускулов воли», которыми приводится в действие ежедневная жизнь. Тогда ребенком недовольны и учителя, и родители. Он хочет стать другим, но не может, не умеет.

К психологу на консультацию пришла мать, жалующаяся на невнимательность сына-второклассника, на его несобранность, забывчивость («Представляете, может уйти в школу без тетрадей и ручки. Читает через строчку — пропускает. Никогда не знает, что им задано. Я просто в отчаянии»). Психолог побывал потом в этой семье и был свидетелем того, как мать помогала сыну готовить домашние задания. За те 40 минут, что они вместе занимались, мать вскакивала 6 раз: то у нее что-то горит на кухне, то вспомнила про срочный звонок... Вероятно, точно так же, то и дело отвлекаясь, она читала ребенку сказки, слушала его рассказы, отвечала на вопросы. Ребенок в таких случаях привыкает к «разорванному вниманию», к постоянному отвлечению внимания. И нет ничего удивительного в том, что он не собран в школе и дома, при выполнении домашних заданий. Связь между волевыми привычками родителей и детей не такая уж жесткая, но она, безусловно, есть.

Существуют и другие варианты воспитания, приводящие к плохой самоорганизации ребенка. Бывает, что родители, пусть даже имеющие прекрасную саморегуляцию, не считают необходимым предъявлять какие-либо постоянные требования к ребенку. Вплоть до самой школы у него нет никаких обязанностей по дому, ему напоминают, что надо убрать игрушки, а если он этого не сделал, за ним убирают — обеспечивают, так сказать, счастливое детство. А потом ребенок оказывается беспомощным в ситуации, когда нужно ежедневно старательно делать уроки, ежедневно, ничего не забыв, собираться в школу.

Особенности характера родителей, общий семейный климат — все это важнейшие предпосылки волевого воспитания.

Другая столь же важная предпосылка — направленное формирование волевой привычки.

В любом возрасте, когда бы ни формировалась волевая привычка, процесс ее воспитания (или самовоспитания) предполагает три основных этапа.

Первый — этап принуждения (или самопринуждения). Когда маленького ребенка заставляют убирать игрушки или мыть руки перед едой, то вначале родители в большей или меньшей степени принуждают его к этому, некоторые случаях тут больше доля убеждения, в других — приказа, но в той или иной мере ребенка приходится заставлять делать то, что нужно. Когда подросток решает воспитывать волю и для этого обливается зимой холодной водой и делает силовую гимнастику, вначале обязательно необходим момент самопринуждения. Иногда это принуждение невелико, иногда очень значительно, но на первых порах оно есть всегда. В этом смысле на первых порах воспитания волевой привычки нужна воля — своя или чужая.

Если деятельность регулярно продолжается (ребенка неукоснительно заставляют убирать игрушки, подросток — хочется или не хочется — выжимает гири), то наступает второй этап формирования волевой привычки — этап втягивания. От ребенка уже не требуется выраженных волевых усилий, однако деятельность еще не стала для него потребностью, возможны срывы и — особенно при неблагоприятных обстоятельствах — прекращение деятельности.

Если деятельность продолжается и дальше, то с какого-то момента (у некоторых детей раньше, у некоторых позже) начинает формироваться совсем новое отношение к ней, а именно потребностное отношение. На этом этапе соответствующая деятельность становится необходимой, ощущается как потребность. Только в том случае, если воспитываемый навык стал потребностью для человека, можно говорить, что сформировалась волевая привычка.

Длительность формирования волевых привычек различна — от нескольких недель до многих месяцев и даже лет. Это зависит и от содержания привычки. Скажем, для гигиенических навыков в среднем требуется от 5 до 10 недель, а для привычки к сосредоточенным интеллектуальным занятиям — месяцы, нередко и годы. Многое здесь зависит от индивидуальности ребенка, от особенностей его нервной системы, уже сложившихся черт характера.

Укоренившаяся, превратившаяся в потребность волевая привычка становится чертой характера (например, аккуратностью, организованностью) определяя в самой значительной степени и профессиональную деятельность человека, и его так называемую частную жизнь.

У читателя может возникнуть впечатление, что понятие «волевая привычка» противостоит осознанности, рефлексивности поведения человека, означает призыв к какой-то автоматизации деятельности. Это не так. Волевые привычки — лишь средство выполнения деятельности, условие ее осуществления.

Пожалуй, понять суть дела поможет такая метафора: волевые привычки — лишь колеса повозки или машины, а вот куда она едет, что везет — это вопрос, может быть, куда более важный, чем сами колеса, но совершенно к ним не относящийся. Наличие волевых привычек означает лишь одно — человек владеет своим поведением, он хозяин своих планов. Особый вопрос, что же это за планы.

Специалист по психологическим проблемам саморегуляции О. А. Конопкин пишет, что «человек рассматривается и изучается как активный субъект деятельности, адекватно, осознанно отражающий действительность и использующий результаты отражения в своей практической деятельности».

С этой точки зрения рассмотрение особенностей саморегуляции решает вопрос «как делается», тогда как первоначальным является вопрос «для чего». Именно потому, как пишет О. А. Конопкин, цель деятельности является центральным звеном процесса саморегуляции.

Благодаря наличию осознанной цели деятельности человек может активно, сознательно строить ее перспективу, подчиняя ей ближайшие, сегодняшние действия. Волевые же привычки — только средство достичь этого.

Как писала психолог Л. И. Божович, личностное развитие ребенка характеризуется среди прочего и тем, насколько ребенок научился сознательно подчинять свои действия более важным и далеким целям, хотя бы и непосредственно непривлекательным. Получается, что волевые привычки определяют условия действительно активного осуществления деятельности. Если же человек не владеет необходимым запасом волевых привычек, то самые благородные цели, самые замечательные побуждения могут остаться не более чем «воздушными замками».

Как показывают психолого-педагогические исследования, есть общие закономерности формирования волевых привычек, однако в каждом возрасте и у каждого ребенка имеются специфические особенности их развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.