Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет особенностей протекания нервных процессов в обучении.






Школьники работают в различном темпе. При оценке ответа необходимо принять во внимание его индивидуальные скоростные возможности.

При характеристике скоростных особенностей нужно иметь в виду два рода показателей:

1) относительно быстрый темп движений, быстрые реакции на внешние воздействия, быстрая речь, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе;

2) легкость и быстрота приспособления к изменившейся ситуации, от­сутствие затруднений при переходе с одного вида деятельности на другой, от одного способа решения задач к другому, новому.

Показатели первого рода – свидетельство лабильности нервной системы, второго – о ее подвижности. Наряду с высоколабильными и подвижными выделяются низколабильные и инертные.

У низколабильных и инертных построение ответов носит стереотипный характер, ученики тяготеют к книжным формулировкам и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. Они выкраивают время, чтобы начать ответ. При выполнении домашнего задания низколабильные испытывают затруднения, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, а также при переходе от задания по одному предмету к заданиям по другому предмету.

Высоколабильные при быстро задаваемых вопросах не тратят время на воспроизведение вопроса, а сразу сообщают содержательную часть ответа. Они заняты решением лишь тех заданий, которые им предъявлены в данный момент. У высоколабильных отмечается склонность не выполнив одних заданий, без видимых причин переходить к другим, а затем возвращаться к не­выполненным. Они работают быстро, без оглядки.

Многочисленную группу составляют школьники со средней представленностью лабильности и подвижности.

Представленность свойств нервной системы предопределяется генотипом. Воспитание не может ее изменить. Но можно выработать навыки саморегулирования управления собой.

Школьникам с низколабильной и инертной нервной системой нужно порекомендовать возможно тщательнее и полнее готовиться к урокам, чтобы не попасть впросак, когда возникнет необходимость срочного воспроизведения изучаемого материала. Им не следует быть излишне торопливыми.

Школьникам с высокой лабильностью нужно вырабатывать навыки самоконтроля, не довольствоваться тем, что задание выполняется быстро, а обращать внимание на качество.

Индивидуальные различия в представленности свойств присущи и учителям.

Индивидуальной, природной особенностью является и сила нервной системы, т.е. выносливость и работоспособность.

Прирожденную слабость или силу нервной системы переделать нельзя, но можно регулировать. Градации индивидуальной представленности силы нервной системы – от слабости до большой силы – обнаруживаются в возможности выдерживать кратковременные, но интенсивные воздействия – как физические, так и психологические. Чем слабее нервная система, тем меньше она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них реагировать. Если же интенсивное воздействие превосходит возможности того, кто это воздействие воспринимает, то ответ на него становится неадекватным, что приводит к нервному срыву. «Сильные» успешнее справляются со сложными заданиями. «Слабые» быстро подмечают изменения настроения окружающих, ищут причины этого. Чутко улавливают, когда кому-то нанесена обида, сочувствуют тем, кто стал жертвой несправедливости, кого постигло горе. Являются совестью класса. Но все-таки большая часть школьников находится в середине между этими двумя полюсами.

Ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

1) длительная напряженная работа;

2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения; самостоятельная работа, контрольная или экзаменационная работа (особенно, если ограничена во времени);

3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует немедленных ответов;

4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует устного ответа;

5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответы или вопросы других учащихся);

7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой;

8) работа в шумной, неспокойной обстановке;

9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры и т.п.;

10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Ситуации, в которых возникают особые затруднения у инертных учащихся:

1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

3) когда время работы ограниченно, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

4) когда требуется частое отвлечение;

5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;

7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Помощь слабым и инертным:

1) не ставить слабых в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, дать достаточное время на обдумывание;

2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: необходимо разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно;

4) лучше не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал на уроке, отложить опрос на следующий урок;

5) путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать уверенность в своих силах, знаниях;

6) оценивать неудачи ученика осторожно;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать его, не переключать внимание, создавать спокойную обстановку;

9) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

10) инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий;

11) не нужно требовать быстрого изменения неудачной формулировки; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.